18911

Учитель сбоку

Как можно довольно быстро решить проблему кадров в системе школьного образования

Учитель сбоку
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА.

Вы знаете об этом? Учителем можно работать без всяких экивоков, не имея на руках диплома о педагогическом образовании. Главное - быть специалистом в той сфере, которой ты будешь обучать школьников. Соответствующая норма закреплена в законе о статусе педагога, вступившего в силу с начала этого года, но как-то оставшаяся незамеченной. Но тем не менее уже есть первые желающие переквалифицироваться в учителя и даже отправиться в глубинку сеять разумное, доброе, вечное.

Учителя - это наше всё

Статья 10 названного закона гласит: “Лица с профессиональным образованием, не имеющие педагогического образования, впервые приступающие к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю, проходят педагогическую переподготовку на базе организаций высшего и (или) послевузовского образования”. Это значит, что главное иметь знания о самом предмете, быть специалистом в области, смежной с учебной дисциплиной, а недостающие навыки по психологии и педагогике можно добрать на краткосрочных курсах профессиональной переподготовки. И ты готов к школе! Этот маневр в Министерстве образования и науки прозвали “боковым входом в профессию”. Получается, переводчику теперь можно доверить преподавание иностранного языка, спортсмену - уроки физкультуры, зацикленный на политике журналист, наверное, сможет работать учителем обществознания, врач - учителем биологии...

Что побудило Минобр к такому довольно смелому шагу? Только крайняя нужда: в Казахстане катастрофический дефицит школьных педагогов. В этом году стране не хватает 8109 учителей (в прошлом году и вовсе насчитывалось 8807). По данным МОН, больше всего казахстанские школы нуждаются в учителях русского языка и литературы - 548 вакансий. На втором месте по дефицитным специальностям преподаватели английского языка и учителя начальных классов - 422 и 397 соответственно. Кроме того, в некоторых образовательных учреждениях нет наставников по физике, химии, информатике, истории, музыке. И при этом в стране с ростом населения ежегодно увеличивается количество школьников. (К слову, учителей по казахскому языку и литературе, а также по самопознанию вполне достаточно).

Некому вести некоторые уроки даже в Нур-Султане! В этом учебном году потребность в педагогах здесь составила 842 человека. Вспомним крик души столичной матери Юлии МИКИТЕНКО, которая в прошлом году написала письмо в МОН: у ее ребенка шестиклассника каждый раз отменяли уроки русского языка и литературы, две четверти подряд дети сидели на занятиях без учителя, им это “объясняли тем, что некого поставить”.

Но положа руку на сердце признаем: такая практика давно существует во многих сельских школах Казахстана. Там учителями работают люди без всяких дипломов, потому что в глубинке сложно найти педагогов по многим предметам. Причем во многих сельских альма-матер учителя ведут уроки по нескольким предметам, заменяя отсутствующих коллег. Чаще всего на таких занятиях просто читают учебник вслух. Как сообщили нам в МОН, в сельских малокомплектных школах 1200 педагогов ведут по несколько предметов, при этом они являются специалистами смешанных дисциплин.

И родители сельских школьников с пониманием относятся к подобным вещам - дети не имеют прочерка в аттестате по предмету. Это не есть хорошо, но что делать?..

Хотя стоит признать, что среди таких учителей-самоучек можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.

Обучиться - как переобуться?

Сегодня больше половины выпускников педвузов не работают по специальности, этот факт признают в МОН. Но в то же время, утверждают чиновники от образования, уже формируется и увеличивается категория людей, которые хотят стать учителями, но осознали это поздно, уже получив другое высшее образование. И это, в общем-то, неудивительно, ведь ситуация в учительской среде меняется в лучшую сторону: пусть не так быстро, но растут зарплаты, приближаясь к средней по стране, подняли доплаты за проверку тетрадей, педагогов освободили от излишнего бумаготворчества, ослабили проверки, ввели штрафы за их оскорбление. При этом у них самые длинные отпуска - 56 дней. Престиж профессии медленно, но поднимается.

- Я по образованию физик-ядерщик, окончил бакалавриат и магистратуру по ядерной физике, в том числе учился в Дублине. Но по специальности работу не нашел и сейчас тружусь в больнице инженером-физиком МРТ-аппарата, получаю копейки. Я хочу и могу преподавать математику в школе, тем более имею опыт репетиторства. Еще в школьные годы понял, что мне интересно учить, передавать знания, но родители были против поступления в педвуз. Сейчас, когда положение педагогов улучшается, я бы хотел воплотить свою мечту и начать работать в школе, но мне бы не хотелось тратить еще несколько лет на педагогическое образование, - поделился с нами Алибек БАЗАРБАЕВ из Нур-Султана.

К слову, один из самых известных профильных вузов страны - Казахский национальный пед­университет им. Абая - предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. Стать учителем географии или математики по первому варианту там можно за два года, потратив на это 600 тысяч тенге. В магистратуре учиться тоже два года, но обучение стоит уже 650 тысяч тенге в год. Есть и гранты, но их мало.

А как же “боковой вход в профессию”? Закон же действует с 1 января?

- В связи с тем, что соответствующий нормативный подзаконный правовой акт введен только в марте этого года, в настоящее время идет процесс подготовки программ курсов переквалификации, - объяснили мне в Минобразования и науки, почему “боковой вход” в учительство все еще не работает.

Поеду-ка в село!

Не дожидаясь, пока раскачается министерство, альтернативный вход в школы сейчас пытаются раскрутить два молодых энтузиаста Гульназ КОРДАНОВА и Данияр КУСАИНОВ. Они организовали проект Teach for Kazakhstan (учитель для Казахстана). Это аналог международной программы Teach for All (учитель для всех), придуманной еще в 80-х годах прошлого столетия и внедренной к настоящему времени уже в 50 странах, в том числе в России, Англии, Индии, Китае.

Наши инициаторы хотят привлечь лучших (!) выпускников престижных вузов и отправить их в слабые сельские школы - пока на два года. Чем же заманят они в сельскую глушь, где нет интернета, инфраструктуры и интересного досуга вне школы?

- На протяжении этих двух лет наши учителя будут получать менторскую и методическую поддержку, ежемесячную стипендию от программы, а в конце срока - диплом о профессиональной переподготовке. Мы хотим обеспечить очень достойный уровень заработной платы. При расчетах мы ориентировались на опыт российского проекта Teach for Russia. Размер тамошней выплаты составляет около 60-65 тысяч рублей в месяц, включая зарплату, стипендию, покрытие расходов на жилье. Это достаточно хорошая поддержка.

Мы не сомневаемся, что выпускники казахстанских вузов будут заинтересованы в этой программе. Наша программа даст возможность тем, кто переживает за будущее нашей страны, за образование, внести персональный вклад, - на грани самоуверенности заявляет нам Данияр Кусаинов. - Кроме того, мы предвидим, что сократится возможность для трудоустройства молодых профессионалов. И два года стабильной работы учителем никому не помешают. Правда, мы не хотим, чтобы это было основной мотивацией для участников программы, но в целом ухудшение экономической ситуации сделает профессию учителя и участие в программе более привлекательными.

Почему проект ориентирован именно на сельские школы? Потому что из 8109 недостающих стране педагогов среднего образования 7635 вакансий приходится на села. Согласно международному исследованию PISA разница между качеством образования в казахстанских городе и ауле составляет от 22 до 37 баллов! Сельские дети зачастую не представляют, как устроен мир дальше районного центра. Авторы проекта надеются снизить неравенство образовательных возможностей.

- Желательно, чтобы участники программы были родом из того региона или села, куда отправятся работать. По опыту проекта в других странах мы намерены в одну школу отправлять как минимум двух наших учителей, чтобы они могли морально поддерживать друг друга, - продолжает мой собеседник. - А все возникающие проблемы им будут помогать решать закрепленные за ними менторы и инструкторы. Это поможет минимизировать проблему с адаптацией и интеграцией в коллектив.

Основатели этого, согласитесь, довольно дерзкого проекта планируют уже в предстоящем январе принимать заявки от желающих выпускников непедагогических вузов, затем провести многоступенчатый отбор (эссе, тестирование предметных знаний, собеседование), а летом провести 6-недельную интенсивную переподготовку с тем прицелом, чтобы уже в сентябре 2021 года новоявленные учителя смогли приступить к работе в сельских школах. В программе нет возрастного ценза, как и требований в дипломе или к опыту работы в школе.

Много денег не бывает

- Вся законодательная база для “бокового входа в профессию” есть. Единственное, нужно проработать контент программы переподготовки. Мы хотим войти в рабочую группу МОН по вопросу разработки контента программы переподготовки, чтобы иметь возможность повлиять на длительность курсов. Важно сделать ее не слишком длинной и незабюрократизированной, - говорит Данияр.

А вот с финансированием проекта, как ни странно, более или менее понятно, утверждают его инициаторы. По их словам, несколько представителей казахстанского крупного бизнеса уже заинтересовались идеей Teach for Kazakhstan - кто-то сам родом из села, кто-то считает это хорошей рекламой. Они готовы выделить деньги на запуск программы и платить стипендии первым 40 участникам в течение двух лет.

К слову, в России, где “боковой вход в профессию” через переподготовку давно разрешен, аналогичная программа реализуется с 2015 года. Проект поддерживают банкир Герман ГРЕФ, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” (разработал программу переподготовки), а также компании среднего и малого бизнеса в виде адресного попечительства региональных школ и конкретных учителей. В этом году программой охвачено уже 95 школ семи регионов России, в которых учителя проекта обучают более 30 тысяч детей. А выпускниками программы стали более 180 педагогов.

Любопытно, что одни в России считают эту программу волшебным подарком для детей из проблемных школ, другие - проектом подготовки... агентов влияния и воздействия на молодежь - из-за того, что за основу взята американская программа!

Но закончить этот материал все же хочется на серьезной ноте. По опыту других стран мира большинство участников подобного проекта продолжают карьеру учителя, а кто-то даже открывает собственные образовательные проекты.

Комментарий в тему

Бейбит МАМРАЕВ, председатель комитета мажилиса по социально-культурному развитию:



- Конечно, химик, физик, математик с университетским образованием, в принципе, может преподавать свой предмет в школе. Но подготовить учителя без знания педагогики, особенностей возрастной психологии и физиологии, методики преподавания конкретных дисциплин и педпрактики однозначно невозможно. Приход в школу креативных педагогов не решит автоматически проблему качества образования. Нужны системная и комплексная работа, ежедневный педагогический процесс, постоянная работа над собой. Молодые люди должны понимать это. Нормативно-правовая база Министерством образования и науки проработана для педагогической переподготовки, и с января 2021 года в 16 вузах планируется начать обучение. Важно не забыть про педагогическую практику, которая позволит проверить готовность будущего педагога войти в класс.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта parlam.kz, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть