Свет в окошке
В Алматы энергетическая компания хотела повысить тариф на 57 процентов, но ей не дали этого сделать
В мегаполисе еще в начале года образовалась группа из представителей гражданского общества, которая всерьез заинтересовалась сложным, но актуальным во все времена вопросом, как формируются тарифы на комуслуги для населения. После нескольких встреч с монополистами и чиновниками по приказу тогдашнего руководителя управления энергоэффективности и инфраструктурного развития города Асета МАСАБАЕВА 16 марта была создана рабочая группа по выработке предложений и мониторинга тарифообразования.
Получив доступ к документам, общественники обратили внимание на тарифную заявку от АО “Алатау Жарык Компаниясы” (АЖК): в ней компания предполагает одномоментное поднятие тарифа на 57 процентов. В частности, как утверждает член рабочей группы, экономист и председатель ОО “Аксай 1/24” Светлана ДРУЖИНИНА, повышение заработной платы сотрудникам АЖК в 2021 году закладывает на 25 процентов, а в последующие годы - на 11 процентов.
Чем все это может обернуться для потребителей? А тем, что каждый житель Алматы и Алматинской области при условии одобрения такой заявки будет платить за 1 кВТ/ч на пять тенге больше: в документе значилось повышение с 5,95 до 10 тенге за 1 кВт/ч. В нынешних экономических условиях на фоне массового падения доходов населения это неприемлемо, считает Дружинина.
Внесем ясность: АО “Алатау Жарык Компаниясы” - одна из крупных энергопередающих компаний Казахстана, она поставляет электроэнергию жителям города Алматы и Алматинской области. АЖК владеет подстанциями, кабелями, воздушными линиями. Потребители платят им не напрямую, а опосредованно, через ТОО “АлматыЭнергоСбыт”, которое отдает часть денег АЖК за транзит по сетям. То есть тариф АЖК является одной из составляющих конечной цены “АлматыЭнергоСбыта” для населения.
Увидев тарифную заявку, член рабочей группы по тарифам, экономист, экс-глава АО KEGOС Асет НАУРЫЗБАЕВ заявил:
- Сегодня ажэковцы говорят, что сети им достались еще советские, поэтому их надо ремонтировать, а то останемся без света. Я слышу это уже более 20 лет. И в голодные 90-е, и в жирные нулевые - все время не было денег на ремонт советских сетей. На самом деле все это время компании исправно включали в тарифы амортизационные отчисления. Вот на эти деньги и нужно было ремонтировать сети.
А ведь согласно аудиторскому заключению за 2019 год, которое изучили общественники, акимат Алматы выдал АЖК кредит на сумму 5 млрд 841 млн 514 тысяч тенге для приведения в порядок линий электропередачи и силовых трансформаторов. В общем, тарифная заявка вызвала много вопросов, поэтому на днях прошло ее обсуждение в режиме онлайн - общественники пригласили всех заинтересованных лиц.
Изучая документы, общественники пришли к выводу, что заработная плата между сотрудниками АЖК распределяется неравномерно и целесообразно перераспределить доход акционеров между рядовыми работниками, а не решать эту проблему за счет потребителей.
- Судя по аудиторскому отчету за прошлый год, вознаграждение ключевого управленческого аппарата АЖК составило 161 млн 87 тысяч тенге. Если бы компания реально хотела поднять зарплаты рядовым сотрудникам, то управленческий аппарат отказался бы от премий и бонусов, отдав эту часть прибыли на зарплату простым работникам, - рассудил независимый эксперт в области экономики Марат АБДУРАХМАНОВ. - Мы понимаем, что всем сейчас тяжело, но запасов у АЖК достаточно, чтобы повысить зарплату сотрудникам и повысить качество предоставляемых услуг, не увеличивая при этом тариф для населения.
Согласно законодательству сама энергетическая компания не вправе устанавливать конечные цены на свои услуги. Пожелания она формулирует в тарифной заявке, которую подает в департамент по регулированию естественных монополий (ДРЕМ). Антимонопольный орган рассматривает заявку, он вправе принять предложения в заявке или отказать. Это ведомство в итоге и устанавливает конечные тарифы для потребителей.
И. о. руководителя департамента комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей в Алматы Тимур КАЛЕНОВ тоже принял участие в онлайн-обсуждении. Он поблагодарил общественников за активную гражданскую позицию и пообещал, что рост тарифов будет сдержан.
- То, что заявляет монополист, - это всего лишь проект. Как регулятор, имеющий в своем составе большую армию экономистов, мы не намерены согласовывать тарифную заявку в той первоначальной редакции, которую подал монополист. Если бы наш орган давал всем монополистам то, что они хотят, тарифы были бы сейчас совсем другими! Все моменты, которые не соответствуют законодательству, мы видим и не намерены закрывать на них глаза, - заверил Каленов. - Хочу вас обрадовать: в 2021 году не будет роста конечной цены на электрическую энергию для населения.
Окончательное решение по тарифу еще не принято. Будем надеяться на то, что департамент сдержит и слово, и цены.
После этого прошло еще одно онлайн-заседание, но уже с центральным антимонопольным комитетом. На нем общественники выступили с предложениями, которые, возможно, войдут в законодательные акты. Асет Наурызбаев заявил, что необходимо участие потребителей в формировании инвестиционной программы, которая закладывается в тариф. А Марат Абдурахманов дополнил: по закону о естественных монополиях монополист только размещает отчет об исполнении инвестпрограммы. При этом у граждан, фактически оплачивающих тарифы, отсутствует право на проверку достоверности предоставляемой информации и проведение внешнего аудита с привлечением всех уполномоченных органов.
- Тариф должен состоять из трех частей: производственной себестоимости (не менее 90 процентов), административных расходов (не более 5 процентов) и финансовых расходов (не более 5 процентов), - предложил Абдурахманов. - Для достижения баланса прав и обязанностей потребителей и монополистов предлагаю ввести понятие “пеня за непредоставленные услуги” в 10-кратном размере от суммы оплаты потребителем, которую монополист обязан оплачивать из собственного капитала. Это положение станет стимулом для обновления основных фондов и улучшения качества предоставляемых услуг.
В свою очередь Светлана Дружинина предложила покупку и поверку приборов учета законодательно возложить на монополистов. Сейчас же по закону о естественных монополиях приборы учета считаются собственностью потребителей, на них же и все затраты, связанные со счетчиками.
- Механизм доступа к поквартирным приборам учета необходимо прописать в правилах до двух раз в год для сверки данных, как в развитых странах. Тем самым сократить штат контролеров, так как в инвестиционной программе монополисты уже закладывают средства на цифровизацию учета.
Антимонопольщики пообещали рассмотреть эти и другие предложения общественников и дать по ним ответ на этой неделе.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы