10951

Покатились по кривой...

Четыре с половиной часа оглашал прокурор 200-страничное гособвинение на громком процессе, начавшемся в Нур-Султане: о хищении денег, пожалуй, в самом скандальном долгострое страны - “Астана LRТ”

Покатились по кривой...

На скамье подсудимых - семь фигурантов. Еще двое - причем, как утверждает досудебное следствие, ключевые лица - находятся в бегах и объявлены в международный розыск. По делу проходит в общей сложности 41 участник, восемь объемных эпизодов обвинения собраны в 155 томах материалов. Уже из этого можно предположить, что суд будет долгим. Тут еще адвокаты намекают: мол, в этих талмудах легко запутаться. А если учесть, что все участники выступают по видеосвязи, которая частенько глючит, то нас ждет, судя по всему, судебный марафон. Насколько он окажется интересным?

В зале столичного специализированного межрайонного суда по уголовным делам находятся только судья и его секретарь. И когда помощник командует: “Прошу всех встать!”, по другую сторону экранов с мест поднимаются адвокаты и представители СМИ. Впрочем, будем надеяться, что встают - каждый в своих квартирах или апартаментах. Ну и, разумеется, подсудимые, которых поместили в один кабинет.

Судья Кажымухан МЕКЕМТАС огласил имена семи подсудимых: экс-начальник управления пассажирского транспорта и автодорог Нур-Султана Рашид АМАНЖУЛОВ, бывший депутат и секретарь столичного маслихата Жанат НУРПИИСОВ, экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат АШИМ и сотрудники подрядных компаний Дулат МУСЕНОВ, Тимур КАСАБАЕВ, Улугбек АЧИЛОВ и Даурен АБДЫХАМИТОВ (последняя его должность - бывший вице-президент “Казахфильма”). Они 1969-1979 годов рождения, все имеют высшее образование, не судимы, у всех маленькие дети.

Но на скамье нет главных фигурантов по делу - бывшего заместителя акима столицы Каната СУЛТАНБЕКОВА и экс-главы “Астана LRT” Талгата АРДАНА, которые с прошлого года в бегах. Именно их следствие называет лидерами ОПГ и организаторами схемы распила бюджетных денег. Остальные подсудимые считаются пособниками.

Потерпевшими выступают пять представителей акимата, ТОО “Астана LRТ” (сейчас переименовано в City Transportation Systems) и управление пассажирского транспорта. Они заявили иски почти на 6 млрд тенге, если быть точными - на 5 833 300 827.

Много времени отняла перекличка. В обычных условиях она занимает всего несколько минут. А в дистанционном режиме надо было удостовериться, что все адвокаты, подсудимые и потерпевшие подключены к конференции, у всех работают видеосвязь и звук.

- Адвокат ИЛЬЯСОВА здесь? Участвует? Не понял, мне не слышно! Позвоните адвокату Ильясовой, она не подключена. Выключите, пожалуйста, микрофоны, мне мешаете! Только когда будете говорить, включайте! - втолковывал судья.

Атмосфера в “зале суда” могла быть напряженной, если бы не возникали перебои с интернет-связью. Судью часто перебивали: адвокатов регулярно “выкидывало” из видеоконференции, организованной на платформе Zооm:

- Мне не слышно!

- Я не понял!

- Подключите адвоката к Zооm!

Судье приходилось наставлять участников, как управляться с видеосвязью:

- Нажмите, пожалуйста, на значок микрофона. Вон у вас внизу сбоку!

Наконец слово дали прокурору Джангельды ЕСЕБАЕВУ, который разложил “преступные роли” каждого обвиняемого. Он сразу предупредил адвокатов, чтобы не жаловались на связь и не перебивали, потому что у них на руках копии обвинительного акта. Прокурор откашлялся и начал свой длинный монолог.

По его словам, проект “Астана LRT” предусматривал организацию легкорельсового транспорта (ЛРТ), который должен был стать основной платформой транспорт­ной системы столицы и объединить все виды общественного транспорта. И чтобы понять, насколько проект осуществим в Нур-Султане, привлекли компании из Германии, Канады и Южной Кореи, вместе с которыми отрабатывалось несколько технико-экономических обоснований. И 5 апреля 2011 года по результатам проведения госэкс­пертизы транспортной системы Нур-Султана южнокорейской компанией выдали положительное заключение.

По данному заключению планировалось, что будут сведенные три линии LRT на эстакаде общей протяженностью 41,81 км плюс 28 станций и одно депо. Возвести все это и смонтировать предполагалось за 66 месяцев. Общая сто­имость проекта оценивалась в 347 млрд 471 млн 217 тысяч тенге.

Сеульская компания предложила и второй, удешевленный вариант в виде трамвая протяженностью 30 км, а также эстакады протяженностью 11 км - он обошелся бы в 216 млрд тенге.

Чтобы реализовать один из проектов, постановлением акимата Нур-Султана 26 апреля 2011 года было создано ТОО “Астана LRT” со 100-процентным участием государства в уставном капитале. 18 мая того же года главой “Астана LRT” сроком на пять лет назначили Талгата Ардана. На тот момент заместитель акима столицы Канат Султанбеков в силу возложенных на него полномочий лично контро­лировал ход проекта.

- Злоупотребляя доверием президента, правительства и народа, Султанбеков решил использовать предоставленные ему властные полномочия вопреки интересам государства и в целях безмерного личного обогащения - путем совершения на территории Астаны тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений, путем присвоения и растраты вверенных бюджетных денежных средств, выделенных на реализацию проекта. У Султанбекова в 2012 году возникает преступный умысел по созданию преступной группы для извлечения личной выгоды. Султанбеков понимал, что ему необходимо привлечь к участию чиновников из акимата и его подведомственных организаций, которые по принципу круговой поруки четко и неукос­нительно исполняли незаконные указания, участвовали в реализации проектов по совершению тяжких преступлений. В организованную преступную группу он привлек для участия председателя “Астана LRT” Талгата Ардана и руководителя управления транспорта Аманжулова, которые, осознавая вид деятельности, используя свое служебное положение, дали согласие на свое участие, - огласил версию обвинения Есебаев.

По данным следствия, Рашид Аманжулов подписывал фиктивные документы за невыполненные работы и переводил бюджетные деньги подрядчикам. Талгат Ардан в преступную группу привлек своего друга и сотрудника “Астана LRT” Даурена Абдыхамитова, который, зная о том, что идет на преступление, дал свое согласие и стал участником. Именно он, по версии следствия, подыскивал компании для строительства.

После двухчасового монолога гособвинителя судья объявил перерыв на обед, после чего прокурор возобновил обвинительную речь:

- Для слаженности Канат Султанбеков распределил обязанности между участниками преступной группы с учетом занимаемых ими должностей, соцположения, а также материально-деловых качеств. При этом не все подозреваемые знали друг друга лично, но действовали на основании осведомленности о деятельности другого соучастника. Их действия были направлены на достижение единого результата. Общий ущерб бюджету от строительства линии ЛРТ составил 5,8 млрд тенге.

Когда через час у прокурора охрип голос, судья спросил:

- Прокурор, вы устали, что ли? Можем объявить пятиминутный перерыв.

- Нет-нет, - ответил Жангельды Есебаев.

- Тогда четче читайте, как вначале! - указал судья.

По словам прокурора, разыскиваемый теперь экс-глава “Астана LRT” Талгат Ардан воспользовался тем, что проект ЛРТ реализовывался в Казахстане впервые. Из гособвинения следует, что при поддержке бывшего замакима Каната Султанбекова Ардан направлял письма и инициировал проведение совещаний в правительстве и госорганах. Ардан предлагал определять стоимость затрат по проекту на основании расчетов международного консультанта, зная, что в стране нет нормативного регулирования подобных затрат. Итоговая смета была с завышенными ценами.

- Понимая, что такое определение стоимости затрат неприменимо в стране, Ардан при подготовке пояснительной записки сделал ссылку на протокольное поручение правительства от 23 сентября 2013 года, тогда как в реальности такого поручения не имелось! - отметил прокурор.

Далее, продолжил он, документы с завышенными ценами согласовали в управлениях столицы у чиновников Аманжулова и Нурпи­исова. Подсудимые прибегали к актам выполненных работ с ложными сведениями о тратах. К примеру, на счет одного из ТОО в 2014 году было перечислено 336 млн тенге, тогда как реальная стоимость работ составила лишь 3 млн.

- Излишне оплаченные услуги технадзора составили на участке от аэропорта до нового ж/д вокзала более 333 млн тенге! - объяснил один из эпизодов прокурор.

Еще через час непрерывного спича судья все же объявил 10-минутный перерыв. За это время он попросил всем подзарядить телефоны и компьютеры. А адвокаты пожаловались, что у них нет света - в городе отключили электричество. И вновь начиналась длинная перекличка участников...

Когда в 17.30 гособвинитель сказал “Ваша честь, я закончил!”, все громко выдохнули. Тогда судья стал по очереди интересоваться у фигурантов, соглас­ны ли они с обвинением. Четверо заявили, что абсолютно не соглас­ны. Остальные вину признали.

- Я признаю вину в полном объеме! - сказал экс-председатель правления Astana Innovations Талгат Ашим, которого обвиняют по статьям “пособничество” и “присвоение или растрата вверенного чужого имущества, совершенное организованной группой” Уголовного кодекса.

- Я признаю вину частично - только в отношении обналичивания денег, - выступил сотрудник подрядной компании Тимур Касабаев.

- Я частично признаю тоже по обналичиванию денег, - повторил работник другой подрядной компании Дулат Мусенов.

Ровно в 18.00 судья объявил, что рабочий день закончился. Следующие заседания будут посвящены допросу свидетелей, которых в этом деле немало. Председательствующий не исключил, что на каждого свидетеля уйдет по целому дню, так как все они выступают очевидцами по всем восьми эпизодам обвинения.

Тогжан ГАНИ, фото с сайта liter.kz, Нур-Султан

Вместо P.S. Недавно в акимате Нур-Султана заявили, что проект легкорельсового транспорта в столице “обязательно будет завершен”. Сейчас местные власти ведут переговоры с инвесторами.

Поделиться
Класснуть