3108

Переходный период

Что ожидает алматинцев во время модернизации ТЭЦ-2

Переходный период

Лишатся ли алматинцы коммунальных услуг на время реконструкции ТЭЦ-2? Куда девать технические отходы? Об этом и не только мы поговорили с управляющим директором по развитию и трансформации АО “Алматинские электрические станции” Сериком КАЛИЕВЫМ.

Модернизация Алматинской ТЭЦ-2 - одна из самых обсуждаемых проблем на всех уровнях. И неудивительно: это крупнейшая тепловая станция в Казахстане по выработке электрической и тепловой энергии. Она обеспечивает теплом и горячей водой 20 предприятий и 7000 общественных зданий и жилых домов в южной столице (см. “Тарифный подогрев”, “Время” от 27.1.2020 г.). Таковы были данные комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства нацэкономики два года назад.

В АО “Алматинские электрические станции” (АЛЭС), на балансе которого и находится ТЭЦ-2, ведется несколько иной подсчет. Как сообщили на предприятии, в отопительный период ТЭЦ-2 вырабатывает электроэнергию для 36 000 домов, в которых насчитывается по 52 квартиры, из расчета, что одна квартира потребляет 150 кВт/ч. Тепловую энергию в это же время станция вырабатывает для 5000 домов с таким же количеством квартир из расчета, что одна квартира составляет 60 квадратных метров. Другую информацию в ведомстве не предоставили.

Какой из вариантов?

В мае по заказу АЛЭС АО “КазНИПИЭнергопром” презентовали четыре варианта модернизации ТЭЦ: перевод действующей станции на газ (это потребует 98,433 миллиарда тенге), строительство новой станции на газе (273,818 миллиарда), расширение ТЭЦ-2 со строительством парогазотурбинных установок (314,917 миллиарда), реконструкция восьми существующих энергетических котлоагрегатов с заменой газоочистного оборудования (159,466 и 120,772 миллиарда тенге соответственно).

Экоактивисты и общественники требовали построить совершенно новую станцию, однако 20 октября правительство одобрило проект перевода ТЭЦ-2 с угля на газ путем реконструкции действующих энергетических котлоагрегатов. Как сообщается на официальном сайте премьер-министра, выбранный вариант газификации ТЭЦ позволяет использовать имеющуюся подводящую и отводящую инфраструктуру. “При этом минимизируется воздействие на окружающую среду: отсутствуют выбросы оксидов серы, золы, низкий уровень выбросов оксидов азота и углекислого газа”, - говорится в сообщении.

Как будет происходить модернизация?

Не лишатся ли алматинцы тепла и горячей воды во время перевода станции на газ? Ведь по самым оптимистичным подсчетам, проект будет реализовываться в течение пяти лет.

- Потребители будут обеспечены теплом и горячей водой во время переходного периода, они даже ничего не заметят, - пообещал управляющий директор по развитию и трансформации АО “Алматинские электрические станции” Серик Калиев. - Для начала проект должен пройти этой осенью оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), а в декабре - государственную экспертизу. Если одобрят, в январе начнутся тендерные процедуры на проектно-сметную документацию (ПСД), которые продлятся до конца 2021 года. И только после того как экспертизу пройдет уже ПСД, начнутся строительно-монтажные работы. Реконструкция восьми котлов будет проходить поэтапно из расчета один котел в год. Как набьют руку рабочие, может, и по два-три в год. Если такие не зависящие от нас явления, как пандемия коронавируса, не помешают, к 2025 году успеем.

- ТЭЦ-2 ведь единственная в мире станция, “утонувшая” из-за просадочных грунтов на 12 метров. Это осложняет модернизацию?

- Из-за того что не разработаны специальные технические условия по подводу газа на минусовых отметках, было принято решение поставить газовые горелки с отметки 2+. То есть газопроводы установят сверху. В проекте предусматривается подача вентиляционного, насосного оборудования, которое не будет допускать скопления газа.

- Возможны ли отклонения от проекта?

- Когда экспертизу пройдет ПСД, уже ничего нельзя будет менять. Если в ходе строительных работ и появятся какие-то моменты, то их будут согласовывать авторский и технический надзоры. За каждую потраченную копейку мы должны будем отчитаться.

Состояние ТЭЦ-2

По словам Калиева, станция запущена в 1980 году и оборудование на ней можно назвать старым, но не изношенным.

- Мы поддерживаем технический уровень оборудования, поэтому и котлы, и турбины несут свою номинальную нагрузку в соответствии с графиком, - продолжает управляющий директор по развитию и трансформации предприятия. - У нас надежные партнеры, которые обеспечивают качественным ремонтом все оборудование. Везде стоят современная автоматика и системы защиты, они же будут адаптированы и к работе после перехода на газ.

Что будет с тарифами?

Внесем ясность: потребители не платят напрямую производителям тепловой энергии - АЛЭС и ТОО “Алматытеплокоммунэнерго” (АТКЭ). Услуги по передаче, распределению и снабжению потребителей теплом и горячей водой оказывает ТОО “Алматинские тепловые сети” (АлТС). Это же предприятие и рассчитывает потребление теплоэнергии, выставляя его нам в квитанциях. А сам тариф за тепло, к примеру, включает в себя и затраты на его производство (в частности, расходы на топливо, доля которых составляет примерно 60 процентов), и на транспортировку, и на инвестиционную программу (то есть программу вложения и возврата средств, направленных на реконструкцию коммунального предприятия), и на другое.

Судя по презентации разработчика АО “КазНИПИЭнергопром”, именно этот проект меньше всего повлияет на тарифы населения.

- Я ведь тоже житель Алматы и плачу по квитанциям за тепло и горячую воду, как и все. Правительство одобрило проект, который меньше всего скажется на тарифах для населения, - заметил Калиев. - Однако в будущем все равно стоит ждать повышения, ведь газ сам по себе дорогое топливо. Исторически сложилось так, что южный регион дефицитный по газу.

- Но ведь власти могут субсидировать часть затрат на покрытие тарифа из бюджета?

- Могут, но это решать уже не нам.

Технические отходы

Ежегодно ТЭЦ-2 сжигает два миллиона тонн угля. Золу, смешав с технической водой, пускают по трубам в озеро (гидрозолоотвал). Такие отходы называются пульпой. Само озеро находится в километре от предприятия. Зола в нем оседает, а вода снова подается в эмульгаторы для дальнейшей работы. Сама зола потом вывозится на золоотвал сухого складирования.

В сентябре в АЛЭС заявляли о проблеме: золоотвал уже заполнен на 70 процентов. За 19 лет здесь накопилось 15,68 миллиона метров кубических золошлаковых отходов. А это значит, что через три с половиной года место переполнится, некуда будет вывозить отходы, что может привести к аварийной остановке предприятия. Что делать с золой? Продать. Но в АЛЭС вздыхают: нет покупателей.

- На сайте мы разместили объявление: на ТЭЦ-2 имеются золо­шлаковые отходы, которые готовы к реализации. Было много предложений от иностранцев. Например, японцы предлагали закупить наши отходы и использовать их для портов и причалов. Приехали посмотрели, однако этим все и закончилось. Американцы предлагали построить комбинат для переработки отходов и забрать всю золу. Мы попросили показать их схемы, как это будет выглядеть технически. Но дальше презентации дело не пошло. Приезжали и отечественные покупатели из дорожного института, рассматривали эту золу для покрытия дорог. Была внушительная делегация, но все осталось на уровне разговоров. Вот метростроевцы забирали золу, когда делали проходы в расщелинах, но это небольшая часть. Мы готовы продавать, но никто не покупает.

- Есть ли теперь необходимость в строительстве нового золоотвала, раз этот скоро переполнится?

- Когда вопрос о переводе станции на газ еще не стоял, мы обращались в акимат с такой просьбой, ведь землю нам отдают в аренду. Теперь, в свете того что ТЭЦ-2 все-таки перейдет на газ, в этом больше нет необходимости. Однако золу все равно необходимо сбыть. Техническое озеро и золоотвал ликвидируют, вместо них появится испарительное поле. Для охлаждения механизмов будут использовать определенный объем технической воды, который будут сбрасывать рядом с ТЭЦ-2. Это и станет испарительным полем.

Кадровый вопрос

Что будет с сотрудниками ТЭЦ-2, которые были задействованы в работах с углем? Не случится ли массового сокращения персонала после перевода станции на газ?

- В данный момент здесь трудятся 680 работников. На станции есть транспортно-топливный цех, в котором работают порядка 90 человек. Будем думать о том, как не оставить их без работы после перевода ТЭЦ-2 на газ, потому что почти каждый сотрудник здесь кормилец семьи. Хорошего машиниста котла готовят пять-семь лет, - сообщает Калиев. - Во время жесткого карантина многие перешли на удаленный режим работы. Наши работники трудятся, чтобы все это было возможным, чтобы в домах было светло и тепло. Если предприятие остановится, значительная часть города останется без работы, а ученики - без образования. Поэтому первый тост на праздники, а особенно в Новый год, мы всегда поднимаем за тех, кто на вахте.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира Третьякова, Алматы

Поделиться
Класснуть