6684

Потребительский бунт

Свыше двух миллиардов тенге захотел заработать на потребителях павлодарский монополист, оказывающий горожанам услуги водоснабжения.  И, возможно, заработал бы (пусть и неодномоментно, а по мере необходимости замены водосчетчиков), если бы павлодарцы не оказались такими дотошными и принципиальными

Потребительский бунт

Началось все с того, что представители ТОО “Павлодар-Водоканал” стали требовать с жильцов многоэтажек, у которых на установленные ранее приборы учета воды подходило время поверки, заменить их новыми. И обязательно радиомодульными, позволяющими передавать данные о расходе воды на единый информационный сервер монополиста в режиме онлайн. Ничего против цифровых технологий в целом павлодарцы не имеют. Но категорически возражают, когда бизнесмен из ФРГ, являющийся владельцем монополиста, чье имя ассоциируется почти всегда с каким-нибудь подвохом, единолично решает, какими приборами учета горожанам пользоваться, а какими - нет.

Безальтернативный выбор

В нашем случае люди задумались, почему ТОО “Павлодар-Водоканал” отдало предпочтение счетчикам “Аква” со встроенным радио­модулем ВАВИОТ стоимостью 38 тысяч тенге за штуку, тогда как на рынке можно было найти и более дешевые аналоги. Хотя, если призвать на помощь математику, действия водоснабжающей организации очень быстро выстроятся в очень стройный логический ряд.

По данным руководителя павлодарской городской жилищной инспекции Каната ЖЕЛДЫБАЕВА, сегодня в областном центре насчитывается 113 тысяч лицевых счетов, числившихся за собственниками многоэтажек (без учета владельцев частных домов и юридических лиц). Каждому из них рано или поздно придет срок менять старые водосчетчики на новые. А теперь подсчитайте, сколько заработает “Павлодар-Водоканал”, если все эти 113 тысяч квартировладельцев приобретут радиомодульные водосчетчики. Большинство павлодарцев эти расчеты уже произвели.

- У меня в квартире стоят два прибора учета. И уже пришло уведомление в квитанции о необходимости их поверки. Если следовать рекомендации “Павлодар-Водоканала”, мне нужно приготовить 38 тысяч тенге. Правда, я не знаю, может ли быть один счетчик радио­модульным, а другой - нет, допустим, если при поверке выяснится, что менять нужно всего один прибор. Но даже если учесть, что каждый владелец лицевого счета приобретет хотя бы один радиомодульный счетчик за 38 100 тенге, сумма будет исчисляться миллиардами. Неплохой приработок для монополиста! - высказывает свое мнение павлодарка Мейрамгуль АБИЛОВА.

Да, теоретически покупатель может приобрести радиомодульный водосчетчик в любой другой организации, которая занимается реализацией подобного рода приборов. На этом, кстати, и построена линия защиты фирмы, которая в Павлодаре реализует умные водосчетчики.

- Мы никого не обязываем приобретать радиомодульные приборы учета воды именно у нас. Потребитель вправе запросить коммерческое предложение о стоимости этих приборов в любой другой организации, которая имеет лицензию на их реализацию. Что касается нас, то мы продаем два вида современных приборов учета. Это счетчики “Аква” и “Орион”. И тот и другой уже идут со встроенными радиомодулями. Первый стоит 38 100 тенге, второй чуть дешевле - 32 700. Есть также “Орион” в комплекте с двумя счетчиками и модемом. Его стоимость 64 700 тенге, - рассказал заместитель директора ТОО “Единый расчетный центр Павлодара” Василий ТЕТИКЛИ.

Фирма эта аффилирована с ТОО “Павлодар-Водоканал”, она располагается по тому же юридическому адресу, что и монополист, и, по сути, является обычным посредником между водоснабжающей организацией и потребителями. О ее роли в схеме по навязыванию павлодарцам безальтернативного варианта установки дорогостоящих приборов учета расхода воды чуть позже. А пока зададимся вопросом: действительно ли ситуация с умными, но дорогими водо­счетчиками обстоит так, как ее обрисовывает представитель ТОО “Единый расчетный центр”?

Калькуляция цен

Можно ли купить радиомодульный счетчик в не аффилированной с “Горводоканалом” компании? В принципе, можно. Но все эти приборы учета не будут интегрированы с информационной системой, в которой работает “Павлодар-Водоканал”. Единственная фирма, которая предлагает павлодарским потребителям “правильный товар”, - это ТОО “Единый расчетный центр”.

Иронию вызывает и утверждение господина Тетикли о том, что ТОО “Единый расчетный центр” “никого не обязывает покупать радиомодульные счетчики исключительно у них”. А как тогда можно расценивать отказ представителей ТОО “Павлодар-Водоканал” проводить опломбировку “простых” водо­счетчиков, купленных не за 38 100 тенге?

И третий фактор, с которым можно поспорить, - это “золотая” цена радиомодульных счетчиков. По словам Василия Тетикли, ТОО “Единый расчетный центр” никакого отношения к ее формированию не имеет.

- Цены устанавливаем не мы. Цену на изделие закладывает завод-изготовитель, - сообщил заместитель директора фирмы-посредника.

Но от российского производителя счетчики выходят по 3207 рублей, что даже по самому высокому курсу рубля (1:6) как минимум в два раза дешевле, чем у ТОО “Единый расчетный центр Павлодара”.

Задались горожане и еще одним любопытным вопросом: где вообще написано о том, что именно потребители должны оплачивать требования услугодателя, если последнему вздумалось поменять простые счетчики на радиомодульные?

- Обязывая потребителей устанавливать дорогие радиомодульные счетчики, монополист ссылается на Водный кодекс, где действительно прописано, что современные приборы учета энергоресурсов должны быть интегрированы в единую информационную систему. Но в Водном кодексе нет ни слова о том, что устанавливать их должны потребители, - высказывает свое мнение председатель павлодарского областного общества защиты прав потребителей “Савар” Дмитрий СТРАХОВ. - Это то же самое, если мы будем приходить в магазин со своими весами. Если услугодателю потребовалось цифровизировать свою работу, то это его финансовая нагрузка.

Одни обязанности…

Руководитель отдела контроля за соб­людением законодательства и исковой работы регионального департамента комитета по регулированию естественных монополий Камилла БАЙГОЖАНОВА признает: обязательства потребителей именно в такой трактовке в казахстанском законодательстве нет.

- Данное требование “Павлодар-Водоканала” вытекает из нескольких законодательств. Есть Водный кодекс, на который и ссылается монополист, настаивая на том, что неработающие или вышедшие из строя водосчетчики должны быть заменены на радиомодульные, позволяющие в онлайн-режиме передавать данные на единый информационный сервер. И есть закон “О регулируемых естественных монополиях”, который гласит: “устанавливать счетчики обязан поставщик услуг”. Но в следующем пункте прописаны и обязанности потребителей. И согласно этой норме приобретение приборов учета - обязанность именно тех, кто пользуется этой коммунальной услугой, - поясняет юрист государственного ведомства, призванного следить за законностью действий монополиста.

Исходя из этого вся обязанность поставщика услуг, о которой идет речь в первом пункте уже упоминавшейся нормы закона “О регулируемых естественных монополиях”, сводится лишь к предоставлению приборов учета потребителям.

- Если потребитель обратился в нашу организацию с просьбой установить прибор учета, мы обязаны это сделать. Но на основе отдельного договора за отдельную плату, - поясняет различия в обязанностях между услугодателем и услугополучателем менеджер по проверке счетов учета ТОО “Единый расчетный центр Павлодара” Наталья ЛИПЕРТЕЛИАНИ.

Любопытно, что поправки в Водный кодекс, регламентирующие установку дистанционных приборов учета, были введены еще в 2015 году. Но требовать с жильцов много­квартирных домов их обязательную установку стали только сейчас. Почему? Ответить на этот вопрос представитель фирмы-партнера “Павлодар-Водоканала” не смог. Выручить руководство попыталась Наталья Липертелиани, акцентировав внимание на работе по подключению к единой информационной системе жителей частного сектора и юридических лиц. Но вряд ли 12 тысяч лицевых счетов, за которыми сегодня закреплены радиомодульные приборы учета в частных владениях, можно назвать большим достижением в цифровизации!

Как пояснили в областном антимонопольном ведомстве, законодательство обязывает “Павлодар-Водоканал” по требованию потребителя продавать и устанавливать счетчики нового образца. А чтобы это делать, монополисту нужно в обязательном порядке ежегодно согласовывать тариф на установку радиомодульных приборов учета воды. “Павлодар-Водоканал” это требование законодательства выполнил лишь однажды - в 2017 году. А потом благополучно переложил свои функции по реализации и установке современных водосчетчиков на ТОО “Единый расчетный центр”, которое не является субъектом естественных монополий, а следовательно, может не согласовывать свои коммерческие расценки с антимонопольщиками. Не учли в этой схеме одного: потребителей, поднявших такой шум вокруг расценок на радиомодульные счетчики, что в антимонопольном ведомстве сразу вспомнили о законной процедуре, через которую должен обязательно пройти “Павлодар-Водоканал”, чтобы не нарушать потребительские права. В водоснабжающую организацию было направлено соответствующее письмо с требованием до конца года вообще приостановить установку радиомодульных счетчиков, если только потребитель сам не настаивает на их покупке.

“ТОО “Павлодар-Водоканал” не согласовало стоимость счетчиков, рекомендованных для установки в квартирах многоэтажек, в связи с чем не имеет права обязывать потребителей устанавливать указанные приборы учета воды”, - гласит информационное сообщение регионального антимонопольного ведомства. Наверное, чиновники тоже посмотрели коммерческие предложения на российских сайтах? А может, вспомнили, что и в их квартирах подходят сроки поверки установленных водосчетчиков?

Ирина ВОЛКОВА, фото Константина ШЕЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть