Памятник обещаниям
Почему бывшее трамвайное депо в Алматы превратилось в бельмо на глазу?
В воскресенье алматинка Алия ИСАБЕКОВА написала в Фейсбуке, что кадастровое целевое назначение участка, на котором расположено бывшее трамвайное депо (информация эта есть в открытом доступе), обозначено как строительство гостиничного комплекса. Речь идет о достаточно большой территории в квадрате улиц Гоголя - Байтурсынова - Айтеке би - Масанчи площадью больше трех гектаров.
Эта информация вмиг разлетелась по сети. Народ был возмущен, но не удивлен: “что и требовалось доказать”, “а кто-то такой наивный, что думал, там и правда будет парк”. В понедельник информацию опроверг руководитель управления архитектуры и градостроительства Алмасхан АХМЕДЖАНОВ. Он заявил порталу tengrinews.kz: “Информация фейковая. Территория большая - на трех хозяев рассчитана. Основная, 70 процентов, - это городская, на которой будет Evolution park”. Казалось бы, инцидент исчерпан. Но осадок остался.
Депо не в первый раз обсуждают так рьяно. 31 октября 2015 года бывший тогда акимом Алматы Бауыржан БАЙБЕК заявил о закрытии депо, а заодно и трамвайного движения. Эта дата стала днем похорон одного из самых экологичных видов транспорта в городе, где все время говорят про экологию.
Ностальгирующих по трамвайчикам горожан акимат успокаивал: “На момент закрытия в октябре 2015 года у нас было всего два маршрута и 14 трамваев, ходило всего шесть. На этих шести трамваях никто не ездил. Но когда стали закрывать, вдруг заговорили, мол, куда уходят трамваи. Когда никому не нужно, никто не спрашивает. Когда кто-то забрал, начинают интересоваться”. А потом было официальное заявление, что в 2018 году вместо старых, “никому не нужных” начнут строить новый скоростной легкорельсовый трамвай - ЛРТ. И на месте депо появится “парк с участием горожан и за счет местного бюджета”.
В 2016-м, кстати, снова в октябре, в акимате объявили конкурс на лучшую концепцию создания общественного пространства на этой территории, выбрали победителя и… Прошло пять лет. Утром во вторник я прогулялась вокруг территории бывшего депо. Увидеть, что творится (точнее, то, что ничего не творится) внутри, можно только через щели в двухметровом заборе - за ворота охрана никого не пускает.
В августе 2018 года я брала интервью у авторов проекта-победителя и представителя акимата, который его курировал (см. “Треш - это по-нашему”, “Время” от 1.8.2018 г.). Тогда они пытались объяснить, почему через полтора года после оглашения результатов конкурса депо не то что не стало крутым пространством для отдыха, наоборот, окончательно (“помогли” несколько пожаров) превратилось в декорацию для съемок фильмов ужасов. Собеседники пытались убедить: увеличились сроки подготовки к реализации проекта, затянулись согласования. Но обещали, что все будет готово в 2019 году.
А дальше по привычной схеме: что-то снова пошло не так, в акимате заявили, что проект окончательно перешел на баланс города, выбрали подрядчика. Он поставил забор и начал расчищать территорию. Сейчас на месте, где уже год как должен быть парк, безлюдно: все те же полуразрушенные стены здания, которые вскоре окончательно развалятся даже без посторонней помощи.
Но стройка поблизости есть. Она идет с противоположной стороны - на углу улиц Айтеке би и Масанчи. В паспорте объекта указано: “реконструкция административно-производственного здания”. То, что строится, соответствует тому, что на картинке. От депо эта территория отделена забором. Вероятно, что это и есть те 30 процентов территории, которые не принадлежат городу. На момент написания этой статьи акимат так и не дал более развернутых пояснений.
А ЛРТ? Нынешний аким Алматы Бакытжан САГИНТАЕВ говорит об этом проекте, лишь когда о нем напоминают сами горожане. В феврале на отчетной встрече как раз была просьба вернуть трамвай. Градоначальник прокомментировал коротко: “ЛРТ сейчас рассчитываем”. Зато сказал, что можно пустить туристический трамвай по улице Макатаева в районе Центрального парка.
Строительство ЛРТ, которое до сих пор “рассчитывают”, притормозили в тот момент, когда подготовительный процесс был на финальной стадии. В 2019 году должен был определиться победитель конкурса (в нем участвовали четыре иностранных консорциума - объединения нескольких независимых компаний) и начать реализацию проекта. Запустить движение планировали в 2023 году. Ясно, что не запустят. Да и непонятно, произойдет ли это когда-нибудь. А старого, “никому не нужного” трамвая пять лет как нет. И депо, по сути, тоже. И парка вместо него. Потому это место как бельмо на глазу. Памятник обещаниям…
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы