Нашли крайнего
В Таразе суд вынес решение по водителю погрузчика, которого обвинили в смерти женщины на территории историко-культурного комплекса “Древний Тараз”. Мужчину, работавшего недалеко от стены, под завалами которой впоследствии оказалась погибшая, приговорили к году и шести месяцам условно. При этом работодатель странным образом избежал какого-либо наказания.
Больше года назад во время возведения исторического комплекса “Древний Тараз” (на территории бывшего рынка “Шахристан”) обрушилось ограждение строящегося объекта, и под завалами осталась Пелагея БАЙМАШКИНА, которая проходила мимо.
Правда, ограждением это назвать сложно. После демонтажа старых торговых павильонов просто оставили одну из четырех стен здания вместо забора. После трагедии акимат Тараза сообщил, что при погрузке мусора погрузчиком под давлением массы инертного материала стена была разрушена. Свидетели утверждают, что в этой стене были огромные трещины и она стояла под наклоном, поэтому и рухнула без постороннего вмешательства.
Генеральным подрядчиком строительства является товарищество с ограниченной ответственностью “КДСМ”, которое для проведения работ наняло субподрядчика ТОО “БООНИС КС”. Обе компании из Туркестанской области. Первая обвинила вторую, та в свою очередь считает, что отвечать за трагедию должно КДСМ. В итоге ответственность за произошедшее обе переложили на третьего - водителя погрузчика Валерия НАБОКИНА.
По словам его супруги Розы Набокиной, он вообще изначально проходил по делу как свидетель, а потом его обвинили в причинении смерти по неосторожности.
На строительство исторического комплекса Валерий попал прямо с пятачка, где обычно собираются рабочие в поиске работы. Специального строительного образования у него нет. В день, когда случилась трагедия, он работал на погрузчике - грузил строительный мусор и грунт, оставшиеся после демонтажа старых строений.
- Весь строительный мусор складировался у старых стен. Там были большие кучи песка, остатки бетона и мусора. Прямого доказательства вины моего мужа нет. Как и нет свидетелей, которые сказали бы, что он толкал кучу мусора в сторону стены, после чего она обвалилась. Но суд все равно счел его виновным, - говорит Роза Набокина.
Она рассказала, что после оглашения приговора судья объяснил свое решение тем, что Набокин, прежде чем приступить к работе, должен был осмотреть местность и сам забор, учесть все возможные риски, а в случае обнаружения опасности потребовать у подрядчика огородить место работы. И тут напрашивается вопрос: для чего фирме нужны прорабы, инженеры по технике безопасности и руководство?
- Изначально там должно было быть ограждение. Ведь на это тоже предусматриваются деньги, и немалые. Человек погиб из-за халатности руководства компании, а вину повесили на моего мужа! - возмущается Роза.
При этом пострадавшая сторона в лице дочери погибшей Раисы Баймашкиной говорит, что претензий к Набокину никаких не имеет. И заявления на него не писала.
- Я и судье говорила, и следователю. Все, что нужно было сделать, чисто по-человечески, я сделала. Мне больно и тяжело говорить и вспоминать об этом. Мы потеряли маму. Пережили тяжелый год. Эта несправедливость как началась изначально, так и продолжается. Все очень устали, - сказала она.
Она также отметила, что целый год в одиночку искала справедливости. Так же, как и Набокины, о которых она узнала только на суде.
Подрядчик родным погибшей помог с похоронами. Но только после обращения Раисы в полицию. По словам Розы Набокиной, даже в деле было указано, что претензии у пострадавшей стороны только к ТОО “КДСМ”.
- Мы просили приобщить к делу фото и видео с места происшествия, а также показания свидетелей. Предоставляли все это следователям. Но при передаче дела от одного к другому все терялось. За год у нас поменялись четыре следователя. Мы писали и в городскую прокуратуру, и в Генеральную. Но результатов никаких нет, - утверждает Набокина.
По ее словам, на ТОО “КДСМ” дело завели только пару месяцев назад. Однако ни их, ни потерпевших по этому поводу полицейские пока не вызывали. По этой причине Набокины предполагают, что дело это завели для отвода глаз. Чтобы потом ни у кого не было претензий. Главное - есть виноватый, которого наказали. А дважды за одно и то же наказывать никого не будут.
Конечно, мириться с решением суда Валерий Набокин не намерен и планирует подать апелляцию в вышестоящий суд.
- Нарушения в данном случае были изначально. ТОО “КДСМ” ссылается на то, что стены являлись ограждением. Но это не так. Это тыловая часть старых бутиков, которые были разобраны. Экспертизой было доказано нарушение целостности зданий. Представители акимата говорили, что грунт не должен складироваться у стены. Но он не то чтобы складировался, но и упирался в ту самую стену. В ширине кучи доходили до 15 метров, - говорит адвокат Валерия Набокина Евгений КОВАЛЕНКО.
Он также обращает внимание на то, что ТОО “КДСМ” заключает формальный договор с ТОО “БООНИС КС”. Почему формальный? Потому что в договоре не указана цена за оказываемые услуги и, самое главное, нет согласования с заказчиком в лице отдела строительства акимата Тараза. Хотя по действующему законодательству они должны были получить письменное согласие заказчика.
В отделе строительства акимата Тараза говорят, что согласие на передачу части работ генподрядчику выдавалось.
- Согласование ТОО “КДСМ” у нас получило, а кому оно будет передавать работы, это уже решает сам подрядчик. Это их внутренняя кухня, - сказал руководитель отдела строительства акимата города Толеген БИБОСЫНОВ.
По словам Евгения Коваленко, генподрядчик может передать субподрядчику не более половины работ. Однако он утверждает, что вся работа была распределена между субподрядными организациями. И снова возникает вопрос: зачем выигрывать тендер и передавать работу кому-то? Неужели у компании, имеющей многомилионные проекты в Жамбылской и Туркестанской областях, не хватает мощностей для их реализации?
Кстати, историко-культурный комплекс “Древний Тараз”, который помпезно презентовали прошлой осенью, уже находится в плачевном состоянии. Большие часы, которые должны были стать достопримечательностью областного центра, остановились. Осыпается с фасада зданий мозаика, местами проседает брусчатка. И если вспомнить, как на стройку попал Валерий Набокин, то можно предположить, что комплекс отстроили поденщики, не имеющие специального строительного образования.
Что касается претензий к качеству строительных работ, то Бибосынов отмечает, что их устранят в рамках пятилетнего гарантийного обязательства.
А тем временем из достоверных источников стало известно, что в отношении ТОО “КДСМ” никакого дела не возбуждалось - в связи с тем, что у потерпевшей стороны претензий ни к кому нет. Получается, единственным, кто ответил за случившееся, стал Валерий Набокин.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото из материалов уголовного дела, Тараз