4937

Пыль в глаза

Добыча известняка стала настоящим кошмаром для сельчан, проживающих на территории национального природного парка Алтын Эмель. Пыль и шум превратили их жизнь в сущий ад. Но беда, как говорится, не приходит одна.

Пыль в глаза

Беда первая

Когда местные власти объявили жителям Кербулакского района Алматинской области о начале строительства крупного цемент­ного завода, радости сельчан не было предела.

Перспективы были заманчивые. Завод начали строить по самой передовой технологии. Установили оборудование, соответствующее лучшим мировым стандартам. Объем инвестиций составил 50 млрд тенге, а продукция завода должна была закрыть треть потребности Алматинской области.

Владельцы совместного казахстанско-сингапурского предприятия ТОО Alacem сообщили, что на стройке будут трудиться 125 высококвалифицированных зарубежных инженеров. После сдачи объекта они обучат казахстанских специалистов и трудоустроят сразу четыреста человек из числа жителей Кербулакского, Коксуского районов и города Капшагая, а планируемые налоговые выплаты составят не менее 2 млрд тенге в год.

Большегрузные автомобили разбивают дороги.

- Мы купились на их обещания трудоустроить безработных сельчан. Надеялись на возвращение молодежи, которая в поисках лучшей доли перебралась в большие мегаполисы. Они усыпили нашу бдительность и стали творить что попало, - перебивая друг друга, возмущаются собравшиеся на перевале Алтын Эмель сельчане. - Сначала развесили китайские флаги по всему периметру завода и установили шлагбаумы, а когда мы возразили, перетащили свои символы коммунизма внутрь стройки.

- Да и сказать, что всех наших сельчан трудоустроили, было бы неправдой, каждый день кормят обещаниями. Но самое главное: на нас надвигается экологическая беда, - заявил аксакал Жакыпбек Омирбек. - Завод стал производить взрывные работы в урочище Жамансай, добывать известняк для производства цемента. Буквально через неделю начал дохнуть скот. Мы сначала грешили на пастереллез. Потом ветеринарный врач сказал, что причина падежа домашних животных вовсе не инфекция, а укусы змей. Началось нашествие змей!

По словам сельчан, еще в конце 1970-х годов работники нацио­нального парка завезли сюда исчезающий вид зеленых змей, чтобы улучшить их популяцию. На полупустынной территории они быстро размножились. Для экосистемы и всего населения они не представляли особой угрозы.

- Видимо, своими взрывными работами предприниматели разворотили их логово и змеи стали массово покидать среду обитания, - рассуждает аксакал. - Под их нашествие первыми попали животноводы, чьи крестьянские хозяйства расположены возле урочищ Актау, Ит мурын, Жылкы бек. Доползли они и до сел Нурымского сельского округа.

Жители Басши: дышать стало нечем!

Всего, по подсчетам сельчан, уже погибло около 80 голов крупного рогатого скота, не говоря уже об овцах и козах.

- Восемь лет здесь работаю, но такого падежа не видел. Обычно змеи на животных не нападают. Они всегда держались от скота подальше. Их спугнули взрывные работы, и они мигрировали. Видимо, коровы случайно наступают на них, и они кусают, защищаясь, - выдал свою версию нападения пресмыкающихся на парнокопытных ветеринарный врач Басшинского сельского округа Жанат КАСПАКОВ. 

Жанат КАСПАКОВ (в центре).

- От змеиного укуса шесть коров пали в селе Нурым, десять голов - в Кызылсае. У Тохтарбека-ага три коровы сдохли. Лично осматривал их. Причину гибели было несложно определить: у всех характерные раны, отек и черное мясо на месте укуса.

Пресмыкающиеся доползли и до местности Талдысай, где расположено хозяйство Калтая АХМЕТБЕКОВА.

Калтай АХМЕТБЕКОВ.

- На пастбище подобрал шесть коров. Сначала подумал, что объе­лись клевера. Надеялся, оклемаются. Но ночью четыре телки сдохли, а утром - две коровы. Вызвал ветврача, а он говорит, что по всей округе домашние животные от змеиных укусов гибнут, - сетует Калтай-ага. - Мясо пропало. Его ни продать, ни сдать невозможно. Для моей семьи это такой ущерб, вы даже не представляете!

Сельчане, у которых от укуса пали животные, намерены предъявить иск директору завода.

Были случаи, когда потревоженные змеи заползали в дома, но люди вовремя увидели их, дали молока, и змеи уползли.

Хотя урочище Жамансай и находится не на территории нацио­нального парка, а по соседству, взрывные работы вредят популяции диких животных, говорят работники национального природного парка Алтын Эмель.

- Урочище Жамансай - это среда обитания зайцев, кабанов, косуль, архаров, куланов и даже волков. С началом взрывных работ их не стало видно, они словно исчезли. А это значит, что добыча влияет на миграцию диких животных, что вовсе недопустимо, - возмущается начальник отдела службы охраны животных ГНПП “Алтын Эмель” Мурат СЫДЫГАЛИЕВ. - Мы написали письма с просьбами ограничить добычу, однако никто не хочет нас слушать!

Беда вторая

К нашествию змей прибавилась пыль, которая при малейшем ветре охватывает всю округу.

- Когда строили завод, нам заявили, что оборудование включает в себя системы повышенной фильтрации выбросов и пыле­улавливающих устройств. Говорили, что в среднем на каждый цех по восемь агрегатов из 53 предусмотренных установят, - рассказывает Турлыгазы НАСЫРОВ, житель участка №65, который расположен непосредственно у самого карьера, откуда завод добывает известняк. - Однако с началом добычи воздух на перевале Алтын Эмель да и в ближайшем селе Басши стал очень загрязненным. Мы теперь лишний раз не открываем окна, после каждого взрыва жена дома делает генеральную уборку, другого выхода нет.

Турлыгазы НАСЫРОВ.

- Ближе метра ничего не видно. Во рту такой вкус, будто стену облизал. Мы чихаем, а сады и огороды покрылись несмываемым налетом. А что у нас в легких? - беспокоится Сеит САБДЕНБАЕВ. - Приглашали экологов, хотели, чтобы они проверили выбросы в атмосферу, но никто не спешит к нам ехать.

Как уверяют сельчане, раньше перед взрывами представители завода предупреждали их о подземных работах, сейчас перестали.

Беда третья

Еще одна проблема, с которой не хотят мириться сельчане, - это дороги, что под тяжестью грузовиков пришли в негодность.

- Единственную трассу Сары­озек - Коктал, которая соединяет нас с внешним миром, разбили большегрузные автомашины. Особенно опасно стало ездить по перевалу Алтын Эмель. Трасса превратилась в рытвины и колдобины, а края дороги медленно осыпаются, - говорит Алтынбек СУЙДИНАЛИЕВ. 

Алтынбек СУЙДИНАЛИЕВ.

- Мешает езде и резко увеличившееся количество спецтехники. Они едут груженные инертным материалом, некоторые под тяжестью груза не могут подняться на перевал и вываливают содержимое прямо на проезжую часть. Поскольку камни белые, видно издалека...

Вот так один из крупных инвестиционных проектов, который должен был решить социальные проблемы сельчан, только испортил им жизнь. Печально, что никто из руководства завода не поинтересовался, как их проект повлиял на ситуацию в районе. Не провели они и общественные слушания, хотя по закону обязаны были. Так сказать, социальная ответственность бизнеса со знаком минус…

От редакции Просим прокуратуру Алматинской области считать эту публикацию официальным запросом для проверки законности деятельности предприятия Alacem.

Айтолкын Ахметова, фото автора, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть