30706

Шымкентский Чикатило: его бесили счастливые люди

В 1990 году, когда был арестован “ростовский потрошитель” и весь Советский Союз узнал имя серийного убийцы Андрея Чикатило, в Шымкенте появился свой маньяк. Преступления его имели собственный почерк и довольно много жестоких странностей. Отличался он тем, что ему было все равно, кого убивать и насиловать: женщины ли это, мужчины или дети. Испуганные горожане, еще не зная имени убийцы, прозвали его шымкентским Чикатило.

Шымкентский Чикатило: его бесили счастливые люди
Пути на станции Шымкента, по которым маньяк увел свою первую жертву.

Первой жертвой Торегельды Жарамбаева (такое имя у него было) считается младший сержант Советской армии Кенес Жакауов, которого маньяк убил в феврале 1990 года. Солдат был в Шымкенте проездом и ждал своего поезда в Кызылорду, ехал домой после срочной службы. Стыковка занимала 12 часов, и поэтому служивый решил поесть в одной из столовых на привокзальной площади. Там он случайно и познакомился с этим душегубом. Они разговорились и решили выпить за знакомство. Через несколько часов Жарамбаев уговорил солдата пойти с ним в город и найти еще пару бутылок водки.

Пройдя почти километр от вок­зала вдоль железнодорожных линий, Жарамбаев сзади с размаху ударил солдата по голове молотком, который прятал в рукаве своего пальто. Оглушенный парень упал без сознания. Дальше маньяк спустил штаны…

Труп солдата шокировал милиционеров. Голова была разбита, а он раздет догола. Были признаки извращенного изнасилования: в заднем проходе торчала палка. Оперативной группе установить личность погибшего удалось не сразу, ведь, кроме солдатской формы, ничего не было, документов и денег при нем не нашли. Только при тщательном опросе всех работников вокзала удалось выяснить, кто он и куда следовал. Самого преступника вычислить не получилось. Лишь буфетчица смогла дать словесный портрет: убийца худощавый, высокий, каких-либо примет на лице не имеет, не хромает и не заикается, шрамов на руках или татуировок не заметила, возраст 30-35 лет.

Следующей жертвой маньяка стала 16-летняя девушка. Лязат Дуйсебаева поссорилась в тот роковой вечер со своим парнем и решила пойти через парк домой. Парень тоже психанул, оставил ее одну и ушел. Преступник, видимо, став свидетелем ссоры, решил проследить за девушкой. В темной части парка он набросился на нее, оглушил ударом того же молотка, вытащил нож с большим лезвием и стал яростно бить по телу. Позже эксперты насчитают 92 колотых ножевых ранения. При этом следов изнасилования не обнаружат. Только при осмотре всех ран они заметят нечто странное и в то же время страшное - в глубоких ранах на ягодице крови будет поменьше, а в одной из них следов крови и вовсе не будет, но внутри судмед­эксперты обнаружат сперму. Это маньяк в такой извращенной форме насиловал труп.

После этого убийства по городу поползли страшные слухи, паника охватила почти весь южный мегаполис. Несколько созданных оперативно-следственных групп буквально рыли землю в поисках жестокого убийцы. Но пока искали, был найден еще один труп - 12-летнего Жени Шаповалова, ученика школы-интерната для глухонемых детей. Его тело было присыпано снегом в парке. Опрос одноклассников показал, что к мальчику во время перемены подходил длинный мужик в пальто и они вместе ушли со двора школы. Предположили, что маньяк его заманил предложением подзаработать.

Мальчик лежал со спущенными брюками, голова была разбита. Из заднего прохода торчала палка. Там же рядом эксперты обнаружили следы спермы. Вырисовывался портрет сущего зверя, склонного к онанизму и гомосексуализму. Отрабатывали ранее судимых, всяких извращенцев. Из подозреваемых выделили выпускника той же школы глухонемых, который уехал жить в Байконур. При проверке выяснилось, что у него есть алиби и он никак не мог быть в Шымкенте.

Кстати, там же преступник уронил свою бейсболку. В начале 1990-х бейсболки китайского производства были в моде, их носили на манер голливудских героев. Кепка считалась высшим шиком, в ней ходили на тои и официальные встречи. Даже в городах такие кепки имели единицы. Поэтому Жарамбаев сильно переживал насчет пропажи.

Его бейсболку уже приобщили к вещественным доказательствам, и она была в сейфе у следователя. К нему-то в кабинет и потащился маньяк, требуя от милиционеров принять у него заявление по поводу пропавшей вещи. В суете сотрудники милиции отмахнулись от непонятного посетителя: мол, делать больше нечего, как искать чью-то вещь, когда в городе орудует маньяк.

Одна из центральных улиц Шымкента того времени.

Был среди жертв и 16-летний житель Шымкента. Марат Жакипбаев возвращался с друзьями домой после свадьбы, они решили продолжить веселье во дворе, прихватив с застолья бутылку водки. Стали распивать ее и петь песни. В какой-то момент сильно подвыпивший Марат отошел за угол, чтобы справить нужду, и пропал. Пьяные друзья только через час поняли, что их товарищ куда-то делся. Когда они завернули за угол, то увидели страшную картину: парень лежал головой вниз, штаны были спущены, из заднего прохода торчала палка. Вокруг образовалась большая лужа крови из пробитой головы. На бедре трупа была надпись “Женитесь”.

Сначала стали подозревать его собутыльников, затем всех гостей той свадьбы, где они гуляли до этого. Среди них маньяка не было.

Через несколько дней после того убийства случилась еще одна жуткая трагедия. Ранним утром на дверях Енбекшинского районного загса одна из работниц обнаружила отрезанный мужской половой орган. Он был привязан к дверной ручке. Рядом ни записки, ни каких-либо других предметов. Через несколько часов нашли тело водителя автобазы 30-летнего Махмуда Бураходжаева. У него был проломлен череп, выбиты зубы, отсутствовал детородный орган. Кроме того, на теле имелись другие раны. Все указывало на то, что в этот раз маньяк с изощренной фантазией убивал свою жертву. Сначала он также оглушил водителя ударом сзади по голове, затем острым ножом оскопил беднягу, потом стал наносить удары тем же ножом, после вырвал золотые коронки на зубах и, как всем жерт­вам-мужчинам, засунул в задний проход деревянный предмет.

И все же на последнем эпизоде он попался. Видимо, его воспаленный мозг перестал чувствовать страх, он уже никого не опасался и пошел на преступление днем. Напал на 7-летнего мальчика прямо в парке, не стал далеко оттаскивать, там же в кустах раздел его и принялся насиловать. В этот момент мимо проходила медсестра местной психиатрической больницы, она-то и опознала преступника. Жарамбаев оказался постоянным пациентом дурдома, периодически ложился в клинику и лечился там от шизофрении. Когда он услышал знакомый голос женщины, который ассоциировался со страхом в лечебнице, бросился наутек. Но медсестра, узнав его, рассказала о нем приехавшим на вызов милиционерам. К счастью, этот мальчик выжил.

Всего, по данным шымкентской милиции, Жарамбаев за два года совершил 33 убийства в городе. Но, по мнению ветерана полиции, одного из лучших сыщиков Казахстана Жеткергена СУЮПБЕРГЕНОВА (в то время он возглавлял опергруппу по поимке маньяка), шымкентский Чикатило, вероятно, совершил больше убийств. Просто было доказано больше трех десятков убийств.

- Когда нам назвали его имя, мы поехали в больницу и там узнали, что у Жарамбаева страшный диагноз - шубообразная шизофрения. Каждые несколько месяцев он получает лечение и уходит домой, потом вновь возвращается. Взяли адрес, приезжаем к нему ночью. Он там спит спокойно. Во времянке мы нашли кучу вещей, которые он снимал с убитых: трусы, рейтузы, какие-то украшения. Он сразу признался в убийствах. Но нас ждала более страшная находка. Во времянке нашли два закопанных трупа и еще один во дворе. Тело во дворе принадлежало молодой женщине. Ее личность мы так и не установили. О том, что творит Торегельды, прекрасно знали его родители, но были настолько напуганы, что не могли заявить в милицию. Наоборот, помогали закапывать трупы тех женщин. Позже оба родителя тоже сядут за соучастие и недонесение о преступления, - вспоминает Суюп­бергенов. - Жуткая трагедия, я до сих пор под впечатлением, хотя прошло столько лет. Мне до сих пор не по себе, когда вспоминаю лица этого маньяка и его родителей. Жарамбаев был третьим ребенком в семье. Вспыльчивый и обидчивый, часто конфликтовал со сверст­никами, друзей у него не было. При этом курил анашу. При первом же сексуальном опыте в 15 лет он заработал букет венерических заболеваний. Был в армии. Там получил травму головы. Вернулся уже психом. Женился и стал отцом. Жил с родителями. Ругался с ними. Жена его потом бросит и уйдет с ребенком. При обыске мы изъяли молоток, гирю, нож, вещи жертв и даже военный билет. Сначала он истерил, потом замыкался, а после в подробностях описывал каждый эпизод и жертв. Стал говорить во время допроса, что ему какой-то голос подсказывал убивать. Его бесили счастливые люди. Московские психиатры дали заключение, что в момент совершения своих преступлений он был вменяем. Это и стало окончательным основанием для приговора. Он был расстрелян.

Главы из книги “Вне протокола. Тайны громких преступлений в Казахстане”

Аскар Джалдинов, фото с интернет-ресурсов, журналист газеты “Время”

Поделиться
Класснуть