8294

Киднеппинг по-алматински

Если говорить о похищении людей, то последний случай в Алматы был в 2018 году. Тогда четверо бандитов напали на водителя возле школы и похитили школьницу, дочку одного крупного бизнесмена. К счастью, оперативники алматинского департамента полиции сработали четко, вовремя обезвредили банду и спасли девочку.

Киднеппинг  по-алматински
Микрорайон “Тастак” в Алматы, где снимали квартиру преступники.

А эта история, которую мне рассказал генерал в отставке Султан КУСЕТОВ, случилась в 1990-х годах. В то время Султан Турлинович работал в уголовном розыске Алматы, специализировался на организованных преступных группировках. Привожу его воспоминания по этому делу полностью, без комментариев:

- К нам с заявлением обратился бизнесмен по фамилии Литвяк. Сказал, что у него похитили брата. Похитители стали требовать большую сумму - 500 тысяч долларов. Это было для нас очень серьезным ЧП. Подключились к делу все наши сотрудники, организовали несколько оперативных групп. Начали пробивать, зачем стали требовать именно такую сумму. Предприниматель поначалу чего-то нам недоговаривал, нервничал. Но позже все-таки пояснил, что подозревает своего давнего партнера по бизнесу, с которым у него был разлад, и предметом спора стала именно такая сумма. Стали пробивать это направление. Но зацепиться нам не удавалось. Предполагаемый заказчик преступления жил в Турции. Установить связь между ним и теми, кто похитил, не удавалось. Когда бандиты почуяли, что к делу подключился уголовный розыск, они скрылись, не нашли мы и брата бизнесмена. Исчез. Даже тела не было.

Помню, первое похищение случилось еще в феврале. А в октябре того же года Литвяк снова прибежал к нам с бешеными глазами и, трясясь, заявил, что похитили его девятилетнего сына. Мы оперативно собрались и начали поиски. Установили обстоятельства похищения: ребенка выманили во дворе, посадили в машину и увезли. Сразу стало понятно, что орудует та же банда, ведь в первом случае они не достигли нужного результата, не получили денег. Похитители звонили домой бизнесмену с разных таксофонов несколько раз, и засечь их сразу не удавалось. Был и странный звонок: когда мы стали пробивать номер, то линия нас вывела в Киев. Представляете?! Обратились мы к коллегам с Украины, и там быстро вычислили квартиру, из которой был совершен звонок. С этого номера никто ничего не говорил, просто молчали, а потом повесили трубку. Оказалось, что квартира съемная. Однако у нас появилась хоть и тонкая, но все же ниточка. Стали пробивать всех, кто в январе-феврале, а затем в сентябре-октяб­ре приезжал в Алматы с Украины, потом сверяли и анализировали, кто из приезжающих мог быть похитителем. Таким образом мы и определили, что для исполнения заказа к нам прибыли граждане этой страны, уроженцы Чечни.

Благо в то время в Алматы квартиры сдавали мало, не как сейчас. Всего по городу было не больше 200 квартир, которые сдавались и посуточно, и помесячно. Сейчас-то точно несколько тысяч. И вот мы определили, что одну из таких квартир в микрорайоне “Орбита” сняли лица кавказской нацио­нальности. Там мы установили круглосуточное наблюдение. Параллельно сам Литвяк по нашим инструкциям вел переговоры с похитителями. Говорил, что собрать такую сумму пока не удается: мол, все деньги в обороте бизнеса, нужно время и все такое.

И вот однажды нам улыбнулась удача. Один из подозреваемых решил сходить в эту квартиру и тем самым позволил нам установить за ним слежку. Наши ребята из наружки стали вести его по городу. Парень был на машине, наши - за ним. Он в тот день, видимо, по инструкции своих товарищей долго колесил по городу, стараясь вычислить, есть ли хвост. Нигде почти не останавливался. Лишь через несколько часов припарковал машину у одной из многоэтажек в “Тастаке”, зашел в подъезд и не выходил.

Мы тут же принялись пробивать, где именно он оказался, ведь наружка плотно его не вела и сразу за ним никто из ребят в подъезд заходить не рискнул, чтобы не спугнуть. Почти из трехсот квартир нам надо было вычислить ту, в которую он зашел. Оказалось, именно на последнем, 12-м этаже была съемная квартира. Сразу врываться туда мы не стали. Нужно было убедиться, что ребенок там, и действовать так, чтобы ему ничего не угрожало. При наружном наблюдении мы поняли: мальчик вряд ли находится там. Стали лихорадочно думать, где могли спрятать пацана. И тут почему-то я стал своих оперов грузить, чтобы они проверили адрес, где наш подозреваемый во время поездки останавливался на две минуты. Это была одна из улиц частного сектора в Рабочем поселке. Дал команду проверить все дома на этой улице. Наши устроили шмон, по рации стали мне докладывать, что ничего не обнаружено, проверили все. Но меня грызли сомнения, и я стал переспрашивать, точно ли они проверили все дома. И тогда один из сотрудников признался, что один дом закрыт, на дверях висит большой амбарный замок. Не стали заморачиваться. Но что-то сердце было не на месте, и я срочно приехал к этому дому. Действительно, там висел большой замок. И когда я уже собирался уходить, краем глаза заметил мелькнувшую в окне тень. Тут сердце екнуло сильнее, и мы со спецназом ворвались в дом. Стали обыскивать все комнаты - пусто, вообще нет признаков жизни. И тут я заметил: коврик на полу скомкан в одном углу. Потянул - вижу дверцу в погреб. Резко дернул ее, посветил фонарем - и бац! Смотрим, а там трое небритых мужиков кавказской наружности спрятались в углу. Стали их допрашивать, куда дели мальчика. Молчат. Тогда мы начали переворачивать весь дом. Открываем один из шкафов, а там наш малец в полуобморочном состоянии лежит связанный. Но живой!

Одна из улиц Рабочего поселка, где прятали ребенка.

Тогда с инфарктом не только я мог слечь. Был момент, когда Литвяк с женой чуть не умерли от переживаний. Рядом с семьей на дежурстве сидели несколько ребят из спецназа, а у нас была одна волна по рации. И оказалось, что родители слышали все наши переговоры во время спец­операции. И каждый раз, когда они понимали, что мы подбираемся близко, у них просыпалась надежда. А потом слышали, что мы пока не нашли, и душа уходила в пятки. Таким образом, они несколько часов подряд находились в напряжении.

Женщина вообще чуть рассудок не потеряла, бесконечно жгла свечи возле иконы и молилась.

На следующий день бизнесмен с женой пришли к нам, падали на колени и благодарили, отчего становилось неловко. Мы и так радовались тому, что удалось спасти ребенка. Взяли мы всю банду похитителей и даже организатора в Киеве. Но до заказчика в Турции так и не добрались. Оказалось, Литвяк действительно должен был полмиллиона долларов и отказывался возвращать деньги, даже когда похитили его родного брата. Кстати, один из арестованных дал нам показания, как они убили того мужчину и где закопали. Но точное место он уже забыл. В том районе мы искали своими силами останки погибшего. На помощь пришел местный чабан, пасший на окраине Алматы скот. Он определил точное место захоронения по бугорку и высоте травы. Вот так жадность Литвяка привела к гибели родного брата и чуть не лишила жизни сына.

Главы из книги “Вне протокола. Тайны громких преступлений в Казахстане”

Аскар ДЖАЛДИНОВ, журналист газеты “Время”

Поделиться
Класснуть