1852

Автодом - ваша крепость

Для успешного развития туризма Казахстану необходимо создать профильное министерство, считает эксперт

Автодом - ваша крепость

В ходе прошедшей на днях в онлайн-режиме конференции о перспективах развития туризма директор корпоративного фонда “Академия Елбасы” Фархад КУАНГАНОВ сообщил, что действующая государственная программа развития туризма ставит перед собой цель довести долю этой отрасли в ВВП до 8 процентов. И это при том, что даже до пандемии она составляла менее одного процента.

- Это очень амбициозная задача, учитывая ситуацию, в которой сейчас находится отрасль, - заявил он. - Вместе с тем нужно сказать, что механизмы развития туристической отрасли, предлага­емые программой, остаются в большей степени традиционными. Команда, которая сейчас работает над подготовкой проекта изменений, предлагает принципиально новый подход. Я бы выделил три ключевые позиции. Первая - это создание и продвижение турпродуктов на внутреннем и меж­дународном рынках. Вторая - это интеграция с международными интернет-платформами по продаже туристических услуг. Третья - создание системы управления и саморегулирования на принципах партнерства государства и бизнеса.

По мнению директора ТОО “Компания “Жибек Жолы” Тимура ДУЙСЕНГАЛИЕВА, для успешного развития туристической отрасли Казахстану требуется профильное ведомство.

- Наша отрасль, наверное, с десяток раз переходила из одного ведомства в другое, - сказал он. -И де-факто, и де-юре мы никогда не были самостоятельной структурой. Хотя Всемирная туристская организация настоятельно рекомендует: если государство хочет добиться эффекта от туризма как интегратора многих других ведомств, то надо создавать собственное министерство.

В своем выступлении Тимур Дуйсенгалиев также рассказал о разработанной специалистами Азиатского банка развития по просьбе казахстанских представителей туристической сферы институциональной модели, предполагающей создание на общереспубликанском уровне совета по туризму. Этот совет включает представителей гражданского общества, неправительственные и профессиональные организации, а также государственные органы.

- Это как бы самый главный орган, в котором представители бизнеса и государства на равных принимают судьбоносные решения для развития туризма в целом, - пояснил спикер. - Под этим советом находится Агентство по развитию и продвижению туризма (в данном случае это может быть такая структура, как “Казахтуризм”), которое в свою очередь честно взаимодействует с региональными структурами. То есть, в принципе, это тот механизм, который нашел свое эффективное решение во многих странах мира.

В ходе конференции обсуждались не только системные институциональные решения, но и краткосрочные планы, которые позволят туристической отрасли изменить сложившуюся на сегодняшний день негативную ситуацию. Залогом успешного выхода из кризиса, по мнению участников дис­куссии, является продвижение внутреннего туризма. Тем более что в условиях пандемии, когда закрываются границы и отменяются авиарейсы, путешествие по родной стране становится единственным доступным видом туризма.

Одним из наиболее перспективных направлений для Казахстана с его огромными пространствами эксперты считают караванинг, то есть автомобильный туризм, предполагающий в том числе путешествия в трейлерах или автодомах. По словам президента Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга Баян ШАПАГАТОВОЙ, сегодня это направление приобретает особую популярность, поскольку предусматривает автономность и уединение, а значит, сводит к минимуму риск заражения коронавирусом. Такой вид отдыха также дает туристу возможность посмотреть несколько туристических объектов и достопримечательностей, находящихся на большом расстоянии друг от друга.

Преимущество караванинга для государства и бизнеса заключается в том, что он не требует больших вложений в инфраструктуру: путешественникам нужны не полноценные отели, а кемпинги или даже просто специальные стоянки для автодомов. Кроме того, предполагается развитие сопутствующих отраслей, например таких, как производство автодомов и их прокат, продажа оборудования и т. д.

- В одном только Китае целых четыре завода по производству автодомов, а количество членов клубов каравайнеров в стране насчитывается свыше пяти миллионов человек, - говорит Баян Шапагатова. - В период пандемии эта отрасль переживает настоящий бум. Продажи автодомов в Европе выросли на 35 процентов, в США - на 500 процентов. Заводы работают по ночам, чтобы удовлетворить спрос. Имея такую большую территорию и Великий шелковый путь, мы просто обязаны развивать этот вид туризма. А чтобы его развить, нам нужна очень простая и недорогая инфраструктура вдоль автодороги Западная Европа - Западный Китай.

По словам Фархада Куанганова, эти и другие идеи в сфере развития туризма будут в конце года представлены правительству в рамках программы подготовки отраслевых менеджеров, созданной с целью трансформации ключевых отраслей экономики.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть