8172

Вознаграждение полагается

От 68 до 177 тысяч тенге могут заплатить добровольцам, вызвавшимся прийти на подмогу казахстанским медикам на передовой

Вознаграждение полагается
Санитарки-добровольцы павлодарского госпиталя на базе санатория “Мойылды”.

Около тысячи человек по всей стране откликнулись на призыв о срочной мобилизации для работы в госпиталях. Оплату труда им гарантируют из республиканского фонда по борьбе с пандемией. А вот к обеспечению средствами индивидуальной защиты привлекают спонсоров и различные благотворительные организации.

Наибольшую отзывчивость к призывам властей и руководителей региональных управлений здравоохранения проявили жители Алматы. Как сообщила депутат мажилиса Ирина СМИРНОВА (на снимке), которая, кстати, на парламентских каникулах сама стала волонтером при управлении здравоохранения Алматы, в местный оперативный штаб поступило более 700 резюме от медицинских работников, вызвавшихся помочь коллегам в лечении больных.

Справедливости ради стоит сказать, что управление общественного здоровья Алматы стало первым в стране, которое еще 19 июня официально признало дефицит медицинских кадров, через социальные сети объявив набор медицинских работников - от младшего персонала до инфекционистов и реаниматологов.

А, к примеру, в Павлодаре мобилизационный клич прозвучал только в первых числах июля, хотя еще 16 июня заместитель руководителя регионального управления здравоохранения Сауле АРЫСТАНОВА на заседании партийного контроля била во все колокола, говоря о дефиците 300 врачей. Когда же павлодарцы наконец тоже в открытую признали, что им не хватает в стационарах рук, обратная связь поначалу оставляла желать лучшего. Но на 6 июля в Павлодаре на рассмотрении оперативного штаба по борьбе с COVID-19 было уже сто с лишним заявок от добровольцев. Из них 15 человек уже вышли на дежурство в госпитали.

Какие же условия работы им предлагают? Начнем с того, что внести свою лепту в борьбу с коронавирусной инфекцией можно в качестве медицинского работника, а можно и в роли волонтера. В первом случае с человеком заключают трудовой договор, и он получает за свою работу деньги из республиканского фонда по борьбе с пандемией. Волонтерская же помощь безвозмездная. Хотя тому же волонтеру ничего не мешает устроиться в госпиталь санитаром и тоже получать за это какие-то деньги.

Кстати, о деньгах. Те, кто думает, будто казахстанские врачи и медсестры, работающие сегодня на передовой, гребут деньги лопатой, мягко говоря, ошибаются. Так, оклад молодого врача без стажа и категории составляет 73 088 тенге. К этой сумме прибавляется 10 процентов от оклада за особые условия, надбавка за вредность в размере 3539 тенге для всех независимо от должности (ее получают и медсестры, и санитарки) и надбавка, введенная с 1 января 2020 года, которая конкретно для этой категории работников составляет 31 896 тенге. Итого зарплата молодого специалиста равна 115 832 тенге.

Врач высшей категории со стажем 20 лет и более с учетом всех вышеперечисленных надбавок имеет 177 881 тенге. Зарплата медицинских сестер варьируется от 87 937 до 121 987 тенге в зависимости, опять же, от категории и стажа. Работа санитарок оценивается в 68 767 тенге. Это единая сетка расчета заработной платы медицинских работников по всей стране. И именно на такие деньги могут претендовать те добровольцы, кто приходит сегодня в провизорные госпитали. Есть еще президентские надбавки к заработной плате задействованным в противоэпидемических мероприятиях в рамках борьбы с коронавирусом, но они начисляются за фактически отработанное время.

Павлодарка Шынар БАУЖАНОВА - одна из тех, кто официально устроился работать в провизорный госпиталь “Мойылды”, который еще совсем недавно был санаторием-профилакторием, а сейчас принимает больных с пневмонией, кому не досталось места в павлодарских больницах. 

Шынар БАУЖАНОВА.

43-летняя мама четырех детей одна из первых откликнулась на призыв о медицинской мобилизации в регионе. По образованию она юрист, работала и в полиции, и на госслужбе, где неоднократно проходила самые разные медицинские курсы - от оказания первой медицинской помощи до базовых сестринских. Сейчас эти навыки нужны ей как никогда. По штатному расписанию Шынар - санитарка, но когда в отделении аврал, а в последние дни это обыч­ное явление для всех казахстанских стационаров, помогает медсестрам делать больным инъекции.

- Людей действительно не хватает, бедные медсестры уже через несколько часов буквально валятся с ног от усталости. Многие заболели, кто-то не выдерживает такого ритма, - рассказывает женщина.

Кстати, ее старшая дочь, студент­ка медицинского колледжа, тоже работает санитаркой в противотуберкулезном диспансере, который сразу перепрофилировали под провизорный стационар. Вторая дочь сидит с младшими детьми дома, пока ее мать и старшая сестра проявляют активную гражданскую позицию. Именно этим Шынар объясняет свое решение пойти добровольцем в провизорный госпиталь, куда каждый день доставляют все новых и новых больных с пневмонией. Женщина признается, что не все родственники одобрили ее идею. Но это не остановило ее от смелого шага.

- В Великую Отечественную войну наши прадеды и деды все как один встали на защиту Родины, и никто не считал это подвигом. Сейчас я тоже могу помочь своей стране победить новую инфекцию. Я стараюсь не думать, что могу заболеть или заразить своих детей. Когда работала в полиции, тоже имела дело и с туберкулезниками, и с ВИЧ-инфицированными. Я уже привыкла. Но то была работа. А сейчас я действительно хочу помочь медикам, потому что они работают на пределе своих возможностей. Кто, если не мы! - объясняет о своей мотивации Шынар.

О деньгах, которые ей заплатят за работу санитаркой в провизорном госпитале, женщина даже не думает.

- Поверьте, там не такие большие деньги, чтобы можно было говорить о каких-то меркантильных соображениях! Все, кто записался в стационары добровольцами, сделали это из одного искреннего побуждения помочь, - высказала свое мнение Шынар.

И в это нельзя не поверить. На работу в пригородный поселок Мойылды все добровольцы добираются на общественном транспорте, оплачивая проезд из собственного кармана. Но никто не просит никаких дополнительных выплат.

- А как же средства индивидуальной защиты? - интересуюсь у собеседницы.

- С этим все нормально. Нас полностью обеспечивают противочумными костюмами, всеми необходимыми средствами защиты. За это можно не переживать, - отвечает Шынар.

В Павлодаре средствами индивидуальной защиты добровольцев обеспечивают за счет бюджетных средств. А вот в Алматы, как рассказала Ирина Смирнова, к обеспечению добровольцев СИЗами подключают спонсоров:

- Сейчас мы из числа добровольцев формируем персонал “Халык Арена”, где также разворачиваем еще один госпиталь. Нужны медсестры, врачи и просто свободные руки. Мы набираем людей, чтобы передавали больным передачи от родственников, чтобы готовили врачам и медсестрам еду, потому что им самим даже обед себе некогда разогреть. В общем, делаем все, чтобы освободить медицинские руки.

В здании спортивного комплекса “Халык Арена” разворачивают госпиталь.

Это одна часть волонтерской работы. Другая связана с поиском спонсоров. Так, например, в Красном полумесяце нам выделили 300 противочумных костюмов, которые мы все передаем в “Халык Арена”. Подключились и другие меценаты. Я активно занимаюсь поиском бизнесменов, согласных внести материальный вклад во всеобщую борьбу с пандемией. Но если будет нужно, сама надену противочумный костюм и пойду работать в госпиталь, хотя и отношусь к группе риска, - заключила мажилисвумен.

Работает Ирина Смирнова, как истинный волонтер, на общественных началах. А вот других добровольцев по возможности старается трудоустроить, считая, что дополнительный заработок для настоящих героев сегодняшнего дня лишним не будет.

Ирина ВОЛКОВА, фото из социальных сетей, Павлодар

Поделиться
Класснуть