Знак ковидного неравенства
На что могут претендовать казахстанцы, лечащие “свой” коронавирус на дому?
На фоне массовой нехватки мест в госпиталях казахстанцев с симптомами коронавирусной инфекции все чаще оставляют дома, и лечиться им приходится за свои деньги. Стационарные же больные лечение получают бесплатно: за каждого из них Фонд обязательного соцмедстрахования (ФСМС) перечисляет от 10 до 15 тысяч тенге за один койко-день. “Где справедливость?” - вопрошают казахстанцы, имея в виду взносы за медицинское страхование. Получается, что из зарплаты в счет медицинской страховки вычитают у всех одинаково, а когда дело доходит до лечения, принципы равенства заканчиваются, хотя речь идет об одном и том же диагнозе.
Существуют единые республиканские тарифы, согласно которым ФСМС оплачивает стационарам их работу по лечению больных с диагнозом коронавирусная инфекция. Для инфекционного стационара это 15 113 тенге за один койко-день. В провизорном госпитале расценки ниже - 11 619 тенге. Если же пациент находится в карантинном госпитале, то оплата за него составляет 10 413 тенге. Таковы тарифы на сегодня, но сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы эти базовые ставки увеличить, поскольку пошел поток больных с осложненными формами заболевания.
Таким образом, двухнедельное лечение одного больного в провизорном госпитале, куда сегодня доставляют всех с серьезными симптомами пневмонии и ОРВИ, обходится государству в 162 666 тенге. И это без учета лабораторных исследований, которые оплачиваются отдельно. Например, в Павлодарской области за лечение больных с коронавирусной инфекцией с марта по май было перечислено 223 миллиона тенге. Еще 34,9 миллиона составили расходы на ПЦР-исследования за тот же промежуток времени. Июньские цифры, учитывая семикратный (в масштабах республики) рост количества заболевших коронавирусной инфекцией после снятия режима ЧП, естественно, будут выше.
Именно темпы прироста заболеваемости, к которым отечественная медицина оказалась абсолютно не готова, и привели к тому хаосу, который мы наблюдаем сейчас во всех больницах страны. В городах чуть ли не ежедневно увеличивают койко-места в провизорных стационарах (где еще можно) за счет других больниц. Там же, где больниц уже не осталось, - за счет легкоатлетических манежей, как в Шымкенте, или теннисных центров, как в Актау. Но мест все равно не хватает, потому что больных с пневмонией все везут и везут. В стационарах острый дефицит лекарств, оборудования и, самое главное, кадров. Поэтому с каждым днем увеличивается число тех, кто лечится амбулаторно. Точнее, пытается это делать, если повезет отыскать на прилавках аптек необходимые лекарственные препараты. Аптечные полки с жаропонижающими и противовирусными препаратами пустые, как после набега Мамая.
Тут-то казахстанцы и вспомнили про страховую медицинскую копилку, в которую, кстати, только за пять месяцев этого года (по состоянию на 1 июня) перечислили 337 миллиардов тенге. А с учетом предыдущих годов в Фонде социального медицинского страхования на эту же дату накопилось более 500 миллиардов.
Очень многие восприняли сложившуюся ситуацию как игру в одни ворота: “Почему тем, кто находится на лечении в стационарах, ФСМС оплачивает лечение от коронавирусной инфекции, а тем, кто лечится дома, нет?” Этот вопрос мы адресовали руководителю павлодарского филиала Фонда социального медицинского страхования Нурлану КАСИМОВУ.
- Те, кто переживает за расходование накопленных в рамках социального медицинского страхования средств, могут быть спокойны. В народной копилке находится ровно столько, сколько люди накопили. Все, что касается коронавирусных выплат - от лечения и диагностики до поощрения медицинских работников - это все деньги, выделенные государством на борьбу с пандемией. Это не фондовые деньги. Мы лишь выступаем финансовыми операторами, которые распределяют денежные потоки, - рассказал глава регионального филиала ФСМС.
В самом ведомстве вовсе не считают, что в чем-то ущемляют права амбулаторных больных, находящихся дома по причине заражения Covid-19. Как нам пояснили, все инфекционные заболевания входят в пакет, предусматривающий гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Таким образом, все амбулаторные пациенты автоматически приравниваются к тем, кто получает лечение от коронавирусной инфекции стационарно. Тот же парацетамол, вмиг ставший дефицитным в розничной продаже, должен бесплатно предоставляться больному в поликлинике по месту жительства.
- То есть в случае лечения коронавируса на дому казахстанцы могут требовать от своего учреждения первичной медико-санитарной помощи всего того, что входит в объем ГОБМП согласно протоколу лечения?
- Конечно! - уверенно заявил Нурлан Касимов.
Но здесь ключевые фразы “должен предоставляться” и “могут требовать”. Пока нам не известны факты, что какая-либо поликлиника обеспечила своих больных хотя бы парацетамолом - каждый заболевший сам пытается раздобыть его где может.
Президент национальной ассоциации Primary health care Толебай РАХЫПБЕКОВ считает нонсенсом, когда люди лечатся по поводу коронавирусной инфекции кто во что горазд.
- Каждый день мы от имени ассоциации вносим свои предложения, пишем записки на имя министра здравоохранения, президента, оперативки - вице-министру. Сейчас, например, мы настаиваем на введении на базе служб “103” дополнительных консультантов, которые как раз бы и вели онлайн-консультации амбулаторных больных. Есть единый протокол лечения коронавирусной инфекции. Мы предлагаем, чтобы этот алгоритм амбулаторным больным высылался именно этими консультантами. И вся аптечка из этого списка должна предоставляться людям бесплатно. Не хватает денег в фонде по борьбе с пандемией, значит, нужно реструктуризировать другие расходы. К примеру, 11 миллиардов тенге направили в этом году на развитие науки. Какая может быть сейчас наука, когда идет самая настоящая инфекционная война? Наукой можно заняться позже, а людей нужно спасать сейчас. И это лишь один из примеров.
- Не важно, за счет каких денег - научных или из каких-то других источников, но нам нужно сформировать медицинские наборы первой необходимости и развозить их тем, кто в них нуждается. Министерство здравоохранения не смогло вовремя подготовиться к пандемии коронавируса - это факт. Не были созданы материальные резервы, не закуплены в необходимом количестве аппараты ИВЛ, нет лекарственного запаса прочности, нет кадров, не хватает средств индивидуальной защиты для медиков. И исправлять все эти и многие другие огрехи нужно очень быстро, используя все возможные источники финансирования, - высказал свое мнение национальный эксперт отечественного здравоохранения.
Ирина ВОЛКОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Павлодар
Опрос в тему
Какая проблема в сложившейся ситуации тревожит вас больше всего?
- Боюсь, что в случае болезни не смогу попасть в больницу из-за их перегруженности.
- Не смогу купить лекарства.
- Опасаюсь оказаться без средств к существованию.
- Не хочу снова сидеть на карантине.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Столкнувшись с юридическими проблемами, как вы будете искать себе защитника для отстаивания ваших интересов?
Буду искать известного юриста.................................................15%
Поспрашиваю рекомендации у знакомых.................................51%
Поищу решалу и разводящего, необязательно адвоката.............13%
Выберу самого недорогого........................................................2%
Постараюсь справиться самостоятельно или с государственным защитником..............................................19%