Шоссейный контроль
Избыток битума, некачественная щебенка или недостаточно толстый слой асфальта - вот самый неполный перечень недостатков, выявленных при проверке хода строительства дорог в Актобе.
То, что актюбинский асфальт всегда плывет по весне, уже давно стало горькой шуткой местных автомобилистов. Более того, на дорогах образовываются огромные дыры, куда нередко проваливаются машины. Были даже случаи, когда автомобилистам удавалось высудить деньги у акимата за испорченное имущество.
При этом каждый год акимы уверяли общественность, что теперь с дорогами будет все иначе, намекая на лучший вариант, однако на деле получилось как всегда. На многих улицах свежий асфальт за непродолжительное время приходил в негодность.
И лишь при нынешней власти чиновники додумались проверять качество асфальта. Что повлияло на это - шквал народной критики, ужесточившийся спрос свыше или обыкновенная добросовестность, остается только гадать. Так или иначе год назад в Актобе заработал филиал Национального центра качества дорожных активов.

Новость, которой поделилось руководство филиала, оказалась страшной - на 22 улицах из двадцати трех, где специалисты центра провели исследования, выявлены нарушения.
- После того как в регионе заработало РГП “Национальный центр качества дорожных активов Актюбинской области”, и подрядные организации, и асфальтобетонные заводы стали лучше работать, зная, что будут проверки, - для начала отметил директор Актюбинского областного филиала Национального центра качества дорожных активов Тельман МАЛАЕВ.
Однако долго ходить вокруг да около чиновник не стал. Он поделился, что ремонт на центральном проспекте никуда не годится.
- Асфальт по проспекту Абая проложили две недели назад. Но на поверхности дороги сплошная смола! То есть избыток битума. Мы тут же направили письмо подрядчику, теперь он должен срезать весь слой и проложить новый, качественный, - заявил Тельман Малаев.
- Ездить невозможно! Как растаявшее масло! - подтвердил руководитель экспертного совета проектного офиса ADALDYQ ALANY Жанболат ТУРТАЕВ.
Не лучшим образом выглядит ситуация и на одной из самых длинных улиц Актобе - Тургенева. Там проверяющие во многих местах дороги выявили несоответствие между настоящей и заявленной толщиной асфальтового покрытия.
- По проекту должны быть сплошные пять сантиметров толщины, но местами она составляет 2,5 сантиметра! - отметил Тельман Малаев.
И в этом случае компания-подрядчик теперь должна позаботиться о том, чтобы везде была одинаковая толщина.
Из-за похожих недостатков сейчас приостановлены строительные работы по проспекту Богенбай батыра, что тоже расположен в центре Актобе и является дорогой с интенсивным автомобильным движением. Нетрудно представить, какие неудобства приходится испытывать водителям...
- Там в составе асфальта не хватает щебенки. Работы приостановлены. Будут снимать слой. Прокладывать новый, - был краток директор центра.
Останавливаться на каждой улице, где сейчас идет ремонт, Малаев не стал, ограничившись лишь тем, что из 220 проб нового асфальта, взятых с начала года на исследование, стандартам не соответствуют 48. По всем нарушениям в городской акимат направлены письма с указанием переделать все заново, причем за счет самих фирм-подрядчиков. Те, как выяснилось, после предъявления им претензий, закрепленных лабораторными анализами, противиться не стали.
- По сути, выявлением этих недостатков еще на начальной стадии ремонта или строительства дорог должны заниматься специалисты технадзора, - заметил Жанболат Туртаев.
- Да, если бы был надлежащий контроль по температуре, составу, толщине, технологии прокладки асфальта, все было бы хорошо. Но я во время обхода городских дорог, где идут подрядные работы, у представителей технадзора спрашивал, чем они измеряют температуру асфальта, но они не могли ответить мне на этот вопрос. И на другие вопросы тоже, - заявил Тельман Малаев.
Тем не менее чиновники довольны ходом ремонта и строительства городских дорог. Лучше вовремя выявить и переделать, уверены они, чем потом отвечать за все нарушения.
Всего в этом году актюбинские власти намерены отремонтировать 97 улиц в областном центре и его пригородах. На все про все из казны предусмотрено почти 14 млрд тенге.
Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Зульфии НАБИУЛЛИНОЙ и Бакытжана АБДИЕВА, Актобе

