Выезд из тупика
В Петропавловске хотят вывести из тени пассажирские перевозки
Автобусный парк безнадежно устарел и вызывает бесконечные жалобы горожан на неработающие печки, отсутствие кондиционеров, грязь, тесноту, не говоря о черной кассе и отсутствии хоть каких-нибудь билетов. Дело, казалось, сдвинулось с мертвой точки в этом году, но все планы попутал карантин.
Троллейбусный парк погубили в городе несколько лет назад. И сегодня об экологически чистом транспорте можно только вспоминать с ностальгией. Большая часть автобусов в городе работает на дизельном топливе, извергая из выхлопных труб клубы черного едкого дыма.
Это не единственная проблема китайских “зайчиков”, завезенных в город 15 лет назад. Они с самого начала не понравились пассажирам своими миниатюрными сиденьями, на которых в зимней одежде не умещался человек даже средней комплекции. Система отопления и кондиционирования тоже не выдерживает никакой критики: летом люди задыхаются от духоты, а зимой даже валенки не спасают ноги от холода.
Внешний вид автобусов тоже пугает - тонкий металл давно проржавел, и корпусы зияют дырами. Ремонтировать автобусы частникам приходится очень часто. Несколько автобусов в прошлом году сгорели прямо на линии, пассажиры чудом успели выпрыгнуть из салонов. Страсти накалились настолько, что местные власти уже не могли оставаться в стороне и сетовать на то, что перевозками заведуют предприниматели, которые сами должны решать свои проблемы.
В ходе диалога стало ясно, что при нынешних тарифах перевозчики не могут позволить себе масштабное обновление автопарков. А кредиты - дорогое удовольствие, особенно для нерентабельных маршрутов. Поднимать стоимость проезда тоже пока не выход - слишком много претензий накопилось у пассажиров.
Сфера работы общественного транспорта, на долгие годы выпавшая из внимания властей, не выдерживает никакой критики и застряла где-то в 90-х. Водители-частники начали врубать в салонах шансон, хамить пассажирам, курить за рулем, но самое главное - устраивать гонки на дорогах в битве за пассажиров.
Наконец аким Северо-Казахстанской области Кумар АКСАКАЛОВ поручил городскому акимату раз и навсегда навести порядок в сфере пассажирских перевозок, вплоть до замены транспорта на современные автобусы и внедрения электронного билетирования. Дело сдвинулось с мертвой точки. В этом году городской акимат пригласил в Петропавловск компанию, которая проведет анализ реального пассажиропотока и рентабельности каждого маршрута.
- Чтобы понять, сколько зарабатывают перевозчики и действительно ли этот бизнес такой малодоходный, что не позволяет заменить автобусы, мы подсчитаем реальное число пассажиров на каждом маршруте, - рассказал на общественном совете и. о. руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бахыт ИЛЬЯСОВ.
Чиновник отметил, что опасные автобусные гонки вблизи остановок вызваны конкуренцией, потому что около 40 процентов маршрутов дублируют друг друга. При этом некоторые части города остаются не охваченными автобусным сообщением. Поэтому в акимате решили сократить число маршрутов и провести ревизию с последующей оптимизацией. Из 300 автобусов могут оставить 200, но пассажиры от этого якобы только выиграют, потому что маршрутами планируют охватить весь город.
- Мы работаем сейчас над развитием маршрутной сети. Подрядчик должен был приступить к обследованию еще до 1 марта, но был объявлен карантин, и работы отложили. Теперь они начались, потому что времени на раскачку больше нет, - объяснил Б. Ильясов. - Обследование продлится месяц. Потом решим, какие маршруты оставляем, какие убираем. Разместим эту информацию для обсуждения с общественностью.
Первая задача - провести оптимизацию. После исследования акимат планирует систематизировать сферу перевозок, ввести понятие “социально значимые маршруты” и поддерживать их субсидиями.
Кроме того, перевозчикам будут компенсировать из бюджета провоз определенных категорий пассажиров - школьников, инвалидов всех групп, награжденных и многодетных матерей, участников ликвидации на Чернобыльской АЭС и Семипалатинском полигоне, участников боевых действий и жертв политических репрессий.
Пока никто не знает точное количество всех льготников, которые реально пользуются общественным транспортом. Да и как их подсчитать? Они просто показывают водителям соответствующие документы и едут за полцены или бесплатно. Ведь уже много лет в городских автобусах не выдают даже обычных билетиков. Контролеров тоже практически не осталось, деньги просто отдают водителю на выходе.
Власти надеются, что вывести эту сферу из тени поможет цифровизация. Если ввести специальные карточки, подсчитать можно будет и льготников. В прошлом году систему безналичной оплаты опробовали в нескольких автобусах, и ввести ее в остальных не составит труда.
Вот только смысла внедрять современные технологии в допотопных автобусах власти не видят, а потому решили для начала помочь частникам заменить транспорт.
Областной акимат в этом году выделяет 750 млн тенге через социально-предпринимательскую корпорацию “Солтустік” на практически полную замену городских автобусов. Перевозчики смогут закупать их в лизинг под два процента годовых.
Однако сами автобусники этой инициативе активно сопротивляются. На общественном совете на защиту перевозчиков встал предприниматель Александр КАЗАНЦЕВ.
- Акимат выделяет деньги с расчетом, что каждый автобус будет стоить не менее 30 млн тенге. Для частника это все равно большой кредит, поэтому брать его сейчас они не хотят, опасаясь второй волны коронавируса. Ситуация из-за карантина изменилась, пассажиропоток уменьшился, кто-то в период остановки автобусов привык обходиться без общественного транспорта. Многие горожане до сих пор опасаются заходить в автобусы - боятся заразиться, - сказал член общественного совета. - Поэтому сейчас обследование не даст объективной картины. Для обследования пассажиропотока сегодня не лучшее время.
Но не все согласились с бедственным положением перевозчиков.
- Многие здесь ездят на джипах, а я вот езжу на автобусе, - выступила на заседании общественного совета член президиума, ветеран труда, пенсионерка Бейбит МУСТАФИНА. - Пора нам иметь хорошие автобусы и ездить в человеческих условиях. У нас до сих пор нет электронного билетирования, хотя даже в соседнем небольшом городе Кокшетау есть, в Семее есть. Мы отдаем водителю 80 тенге без контроля, без чека. Электронное билетирование выведет из тени, приведет отрасль в порядок. Не так уж пострадал общественный транспорт во время временной приостановки - возили сотрудников организаций, потом дачников за счет бюджетных средств. Я не думаю, что карантин должен остановить работу в этом направлении, впервые за столько лет хоть что-то зашевелилось!
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Петропавловск