Пока суд не грянет, подрядчик не расплатится
Будущие жильцы ЖК “Алтын Булак” не могут вернуть свои миллионы, купив квартиры в черновой отделке
Более 50 будущих жильцов комплекса “Алтын Булак” не могут въехать в свои квартиры: компания “Центр профессионального ремонта”, которую им предложил застройщик, так и не выполнила взятые на себя обязательства. Однако возвращать деньги заказчикам поневоле тоже не торопится.
На днях возле комплекса “Алтын Булак” с утра собрались его будущие жильцы. Всех их объединила общая проблема: каждый заключил договор с компанией “Центр профессионального ремонта” (ЦПР) и каждый оплатил четыре миллиона тенге за предстоящую отделку квартиры. Но в итоге ни ремонта, ни денег. Жители комплекса чувствуют себя обманутыми.
Кстати, это не элитное жилье: почти каждый здесь приобрел квартиру в рассрочку на условиях аренды с последующим выкупом. То есть люди ежемесячно выплачивают отделу продаж по 60-80 тысяч тенге, и в это же время проживают на съемных квартирах, за которые тоже надо платить.
- Продажей квартир в черновой отделке занималась компания от застройщика - ТОО ONDIRIS BUILDING. Так вот, эта фирма при заключении договора купли-продажи настоятельно рекомендовала подписывать договор подряда с их партнером - компанией “Центр профессионального ремонта”, - поделился с нами один из собравшихся Виталий ДЁ. - По договору подрядчик обязался выполнить строительно-ремонтные работы. Правда, тогда я был в командировке, а оформлением квартиры занялась моя мама Татьяна ХАН. В декабре прошлого года она подписала договор, отдала наличными 4 255 000 тенге. Нам пообещали, что уже через два месяца, то есть в феврале, мы заедем в квартиру.
Сроки выполнения работ были прописаны и в договоре - 60 рабочих дней с момента подписания акта приема-передачи объекта. До карантина, которого никто не ожидал, времени сделать ремонт было предостаточно. Однако в квартире Виталия успели только вкривь и вкось залить пол, как попало, с разводами побелить стены и положить несколько плиток в ванной, которые уже успели треснуть. Из стен торчат провода, стройматериалы разбросаны на полу... Жить здесь однозначно не то что нельзя, но и опасно!
Виталий, как доверенное лицо Татьяны Хан, сначала направил в адрес подрядчика претензию с требованием произвести качественные работы либо расторгнуть договор подряда и вернуть деньги.
- В ответ на претензию от ЦПР пришло соглашение о расторжении договора подряда, согласно которому компания обязуется выплатить сумму в размере 891 543 тенге вместо полученных 4 255 000. И на этом подрядчик якобы исполнил свои обязательства по договору! - удивляется Виталий. - Но ведь фактически ЦПР не исполнил их, а значит, обязан вернуть всю сумму.
Не согласившись на такие условия, Виталий прямо во двор комплекса вызвал полицию Алмалинского района. Писать заявление массово подтянулись и другие будущие жители комплекса. В итоге в отношении компании “Центр профессионального ремонта” возбудили уголовное дело по статье “мошенничество в особо крупном размере”. Кроме того, люди сразу подали в Алмалинский районный суд № 2 исковые заявления о расторжении договоров и взыскании полной суммы оплаты за ремонт, который так и не состоялся или был сделан кое-как. В качестве ответчиков - учредитель ТОО “Центр профессионального ремонта” Талгат ЧИНИКОВ и представитель по доверенности Тимур СЕНБИЕВ, который и подписывал договоры подряда.
По словам другой жительницы комплекса Айнур ТИНАЛИНОЙ, в ее квартире сделали некачественный ремонт, который не стоит четырех миллионов тенге.
- Пол скрипит, краска на стенах вздулась, свет горел и не выключался - была нарушена проводка. По договору есть гарантия: устранить недостатки в течение года. Но ЦПР не подписал дефектный акт. Все, что ремонтная компания не доделала, нам пришлось доделывать за свой счет: устанавливать сантехнику, подключать водоснабжение, - поделилась с нами Айнур. - В общей сложности ремонт в квартире длился 140 дней, просрочка составила 34 рабочих дня. Я подала в суд на компанию и 20 апреля выиграла его. Судья обязала взыскать с ТОО “Центр профессионального ремонта” в мою пользу неустойку в размере 1 208 700 тенге, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины. Однако я так и не получила этих денег: в компании утверждают, что они банкроты. Но как это возможно, если сам президент Казахстана приостановил процедуру банкротства до 1 октября?!
Но и это еще не все. Несмотря на то что люди так и не въехали в свои квартиры, с них требуют оплату за коммуналку и на содержание дома. Так, за три месяца Ажар ТУЛУБАЕВОЙ начислили 50 тысяч тенге. И ей пришлось заплатить. В противном случае управляющая компания грозила отключить электроэнергию.
- Мне приходится платить за съемную квартиру, в которой я живу с детьми, за аренду квартиры в “Алтын Булаке”, за коммуналку в обеих квартирах. Месяц я сидела без зарплаты! ЦПР я всю сумму за ремонт оплатила в декабре. Но квартира до сих пор стоит в черновой отделке. Я тоже буду требовать в суде возврата полной суммы, уплаченной мной за ремонт! - категорично заявила женщина.
Здесь же, в комплексе, принимают жителей представители ТОО “Центр профессионального ремонта” - среди небеленых стен и оголенных проводов. Подняться к ним можно только на лифте: вход на лестницы закрыт. Руководства нет. Оно пока не готово встречаться с заказчиками - претензии выслушивает поверенный по доверенности Султан СКЕНДИРОВ.
- На каждый день мы определили по 10 квартир для обхода и понимания того, какие работы там провели, сколько средств было затрачено, - сообщил он. - В течение 10 рабочих дней закончим обход.
- Почему вы тянули время и не делали ремонт еще до введения ЧП и карантина? - задали актуальный вопрос Скендирову заказчики.
- Сейчас вы тормозите работу организации! Мы сейчас бездействуем, не принимаем клиентов, потому что слушаем ваши жалобы! - перевел на жильцов стрелки юрист Центра профессионального ремонта Абылай БЕЙТЛЕУ.
- Деньги вернут в порядке очередности, как только составят сметы.
Комментарий в тему
Бактыгали КАУМЕНОВ, юрист:
- Согласно статье 627 Гражданского кодекса, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков. Если очевидно, что работа не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора либо поручить исправление работы третьему лицу за счет подрядчика и потребовать возмещения убытков.
К убыткам в том числе относятся и не полученные доходы, которые они могли бы получить, если бы не были нарушены их имущественные права. Это называется упущенная выгода. Жители комплекса могут требовать возврата полной суммы, уплаченной за ремонт, а не ждать остатка, который будет записан в смете. К примеру, Акботе НАЗЫПХАНОВОЙ, оплатившей за ремонт три миллиона тенге, на полтора миллиона посчитали одну только стяжку пола.
Так как суммы крупные, а ответчики утверждают, что у них нет денег для возврата, есть опасность, что деньги со счетов могут перевести на третьих лиц, а суд не сможет их взыскать. Да и сами ответчики могут выехать за пределы страны. Поэтому мы в соответствии со статьей 155 Гражданского процессуального кодекса направили в суд заявление с просьбой наложить арест на все движимое и недвижимое имущество, принадлежащее ответчикам.
Когда верстался номер, стало известно: ремонтные работы в квартире Виталия ДЁ оценили в 2,5 миллиона тенге. Он расторг договор с ЦПР и получил 1 миллион 830 тысяч тенге из требуемых четырех миллионов. Остальную сумму жилец комплекса будет взыскивать через суд.
Екатерина ТИХОНОВА, фото автора, Алматы