3851

Пустынная зона, где раки зимуют

Почему инвесторы не торопятся вкладывать деньги в развитие туризма в Павлодарской области

Пустынная зона, где раки зимуют

Злой рок преследует туристские достопримечательности Павлодарской области. Имея просто огромный природный потенциал для привлечения турис­тов, все местные зоны отдыха являют собой плачевное зрелище. Но больше всего не повезло павлодарским “Маралдивам”, особенно прославившимся после критики первого президента Казахстана в 2018 году.

Слёзы да и только

Во время своей рабочей поездки в регион Нурсултан НАЗАРБАЕВ назвал презентационные снимки с курорта “Маралды” “позорными” и порекомендовал тогдашнему акиму Павлодарской области Булату БАКАУОВУ “больше никому их не показывать”. После этого на озере появились навесы, лежаки, пирс. Инвесторы обещали также построить гостевые домики, пантолечебницу и аквапарк. Но вместо этого демонтировали все, что до этого воздвигали на протяжении четырех лет. И сегодня знаменитый четырьмя видами лечебной грязи водоем встречает гостей в том же первозданном виде, в каком был до прихода сюда инвестора: соленая вода и степь.

Первый официальный комментарий по ситуации на озере Маралды дал журналистам в ходе своей отчетной пресс-конференции аким Павлодарской области Абалкаир СКАКОВ.

- На озере был инвестор. Но его предложения не поддержали в суде. В этой связи он добровольно вышел из проекта. Вся инфраструктура, которая там была создана, ее практически нет на сегодняшний день. Наша социально-предпринимательская корпорация сейчас занимается поиском нового инвестора. К сожалению, у нас очень мало времени для создания условий для отдыха, - заявил глава региона.

Что же случилось с соленым озером Маралды, расположенным в 60 километрах от Павлодара?

Идею создать в павлодарской степи если не аналог российской курортной зоны “Яровое”, то хотя бы что-то похожее очень активно продвигал экс-аким Павлодарской области Булат Бакауов. Но богатеньких буратино, желающих вкладывать свои деньги в пустырь, где нет ни электричества, ни дорог, не находилось. Пока на горизонте не появилась фирма “СтройБио­Ресурс”. Но последнюю больше интересовала добыча рачка артемия салина. Именно этот вид бизнеса и был основным для директора ТОО Артура ДАНОЯНА.

- Когда изначально мы заключили договор на аренду двух озер в Павлодарской области - Маралды и Кызылкак, то имели в виду, что будем добывать на них рачка артемия салина, - рассказывает управляющий компанией “СтройБиоРесурс” Дамир КАМАЛИЕВ. - Все разрешения на этот вид деятельности у нас имелись. Но мы явно перешли кому-то дорогу, потому что все четыре года нашей работы кто-то обязательно оспаривал имеющиеся у нас на руках разрешительные документы на добычу этого сырья.

Побережье озера Маралды пришло в первобытное состояние.

Ходили упорные слухи о том, что арендаторы двух соленых озер имеют какие-то родственные связи с Бакауовым. Правда, сам экс-аким Павлодарского Прииртышья это всячески отрицал. Но к фирме “СтройБиоРесурс” явно благоволил. Вполне возможно, что исключительно как к инвестору, взявшемуся за то, за что браться никто не хотел.

Через год после передачи Маралды в аренду ТОО “СтройБио­Ресурс” из областного бюджета было выделено 350 миллионов тенге на строительство асфальтированной дороги от республиканской трассы до села Кольбулак, находящегося совсем рядом с водоемом. Еще свыше 24 миллионов тенге из бюджета ушло на проведение до турбазы линии электропередачи протяженностью 2,7 километра. На этом участие властей в обустройстве зоны отдыха на озере Маралды закончилось.

- Параллельно с нашим основным видом деятельности нам предложили попутно развивать на озере Маралды туризм. Мы согласились, потому что добыча рачка артемия салина позволяла часть оборотных средств перенаправлять на благоустройство маралдинской зоны отдыха, - вспоминает Артур Даноян.

Надо отдать должное, инвесторы проделали большой объем работы: укрепили берег, установили душевые кабинки с пресной водой (до этого акимат Щербактинского района за счет спонсорских средств пробурил там стометровую скважину), соорудили пирс, построили кафе, приобрели более двух тысяч лежаков, установили навесы, отдыхающим предлагались в аренду катамараны, палатки, мангалы. В общем, озеро Маралды преобразилось не хуже Золушки. Сейчас представители фирмы “Строй­БиоРесурс” предпочитают не афишировать свои вложения в Маралды именно как в зону отдыха. Но тогда, когда “Маралдивы” активно рекламировались, речь шла как минимум о 380 миллионах тенге за два года.

Пошли на принцип

- Деньги были потрачены большие, и планировалось вложить еще больше. Как вы знаете, мы обещали павлодарцам построить аквапарк, пантолечебницу, для чего уже завезли маралов, гостевые домики со всеми удобствами, ресторан с национальным колоритом. Но нам просто не дали работать, - сокрушается Артур Даноян. - Четыре года мы с переменным успехом бегали по судам: нам то разрешали добывать рачка, то запрещали. И в этом году мы пришли к тому, что демонтировали всю ту инфраструктуру, которую до этого создали. Как я уже говорил, туристическая отрасль была нашим вспомогательным видом бизнеса, куда мы вкладывались, когда получали доход от добычи рачка артемия салина. Развивать на Маралды туризм без этого невыгодно.

Точку в деле об участии фирмы “СтройБиоРесурс” в добыче рачка поставил Верховный суд.

- “СтройБиоРесурс” подал заявление в суд о понуждении заключения договора с ними на основании постановления акимата области о закреплении рыбохозяйственного водоема. У них договор был расторгнут, но постановление о закреплении оспорено не было. На основании этого суд первой инстанции понудил нас заключить с ними договор. Мы это сделали. Но Верховный суд опротестовал, - сообщил руководитель управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Кадылжан САТИЕВ.

При этом он уверяет, что основной вид деятельности ТОО “СтройБиоРесурс” - это туристическая, но никак не рыбохозяйственная деятельность, к которой в том числе относится добыча рачка артемия салина.

- Добыча рачка - это документально сложная процедура. Прежде чем приступить к добыче, нужно получить все разрешительные документы. И первое - это научное обоснование с указанием запасов сырья, данных о том, какое его количество можно добыть, чтобы не нарушить воспроизводство, - пояснил Сатиев, особо подчеркнув, что квоту на добычу рачка артемия салина фирме “СтройБиоРесурс” никто не давал.

12 мая управление недропользования, окружающей среды и водных ресурсов объявило новый конкурс на закрепление Маралды за каким-нибудь арендатором. Но весь парадокс заключается в том, что озеро так и не исключили из перечня рыбохозяйственных водоемов Павлодарской области, на чем настаивал комитет лесного хозяйства и животного мира в ходе судебных заседаний по делу “СтройБиоРесурса”. А значит, и новый инвестор, если он появится (а пока таких желающих нет), с большой долей вероятности будет больше заинтересован в добыче ценного рачка, нежели в туристическом потенциале соленого озера.

Тем временем в СПК “Павлодар” сообщили, что ведут переговоры с пятью потенциальными инвесторами, предлагая им по новой вложиться в развитие соленого озера Маралды. Похвастать пока особо нечем. Видимо, не то предлагают…

Юлия ЧАЙКИНА, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть