Куда кривая вывела
Решение казахстанских властей по армянским автомобилям трудно назвать соломоновым
Хорошая мина при плохой игре. Именно так можно охарактеризовать решение вопроса по ввезенным из Армении в Казахстан автомобилям, которое приняло родное правительство. Впрочем, когда дело заходит о правах автомобилистов (да и не только), всегда так происходит: выезжают за счет честных и законопослушных граждан, для которых верховенство закона не пустой звук.
Немного истории
Я на своем веку повидал немало государственных инициатив, направленных якобы на улучшение жизни автомобилистов. Помню, как государство однажды озаботилось вопросами безопасности эксплуатации автомобилей с правым рулем при нашем правостороннем движении. Сколько тогда шума было! А сколько было обещаний от руководства дорожной полиции предоставить убедительные цифры и доказательства опасности праворулек. Помню, как тогда, еще в 2006 году, было принято решение о полном запрете таких автомобилей, но потом разрешили эксплуатировать их до полного износа. А в 2010-м оказалось, что можно в страну ввозить и даже растаможивать праворульки, но нельзя их эксплуатировать. В общем, примерно как с нынешним карантином: выходить на улицу можно, но нельзя без крайней необходимости, супермаркеты откроют, но не откроют, без масок ходить нельзя, но можно и т. д.
Но, возвращаясь к праворульным машинам, можно отметить, что непопулярные действия властей проблему не решили. Машины завозились, но уже из Кыргызстана с киргизскими номерами.
Точно так же из соседней страны в последующем завозились и леворульные автомобили, за растаможку и постановку на учет которых в Казахстане пришлось бы выложить кругленькую сумму. И снова власти заверяли, что запретят ездить таким машинам в стране. И даже облавы с рейдами проводили. Но те до сих пор ездят. А пострадали, как я уже говорил выше, честные граждане, которые могли бы купить себе хорошую, относительно новую праворульку за смешные деньги, но были вынуждены покупать местное старье или же влезать в кабальные кредиты, чтобы приобрести автомобиль из салона.
После праворулек была еще одна инициатива - так называемые талоны. Помните? Тогда тоже со всех трибун заверяли: без талонов нельзя будет ездить. И опять честные и законопослушные граждане пошли и купили их. А нечестные и в ус не дули. И снова последние оказались правы. Кто сейчас скажет, где это АО Kazakhstan processing centre и где его талоны, которые, на минуточку, были прописаны в Кодексе об административных правонарушениях? И вернуло ли государство честным и законопослушным гражданам те пресловутые 300-400 тенге, которые они отдали за этот оказавшийся бесполезным кусок пластика?
Уроки армянского
Эпопеи с машинами с армянскими номерами могло бы и не быть, если бы властям было не лень следить за исполнением своих же собственных законов. Повышенный интерес к армянским машинам в Казахстане возник где-то в августе 2018 года, когда на различных популярных автомобильных ресурсах стали появляться статьи а-ля “Как привезти авто из Армении”. Затем эту тему подхватили и информагентства, публиковавшие репортажи про подводные камни при покупке машин в Ереване, истории счастливых покупателей, рассказывающих, что выложили за автомобиль 2010 года всего девять тысяч долларов - и это вместе с перегоном в Казахстан.
А власти тем временем молчали… Хотя уже тогда можно было твердо заявить, что такие покупки незаконны.
А началось все в далеком 2014 году, когда Армения вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Еревану отвели пять лет на приведение своих таможенных пошлин в соответствие с принятыми в Союзе ставками. К слову, тогда же было принято решение, что автомобили, зарегистрированные в Армении до 2014 года, являются товаром, который можно свободно перемещать в границах ЕАЭС. Однако ушлые казахстанцы нашли способ обойти и это ограничение. Делалось все очень просто: гражданин Казахстана выезжал в Армению, получал там временную регистрацию, покупал автомобиль, там же ставил его на учет и получал армянские номера, после чего возвращался на купленном авто в Казахстан.
В 2019 году наши чиновники стали впервые грозить пальчиком владельцам армянских автомобилей. Сначала заговорили о том, что эти водители плюют на правила дорожного движения и повсеместно их нарушают. Затем стали звучать вопросы о том, каким образом эти автомобили проходят техосмотр. Выяснилось, что техосмотр можно пройти и по WhatsApp, и для этого совсем необязательно гнать машину обратно в Армению.
Во всей этой схеме был только один минус: временный ввоз авто в Казахстан разрешался только на год. Но и эта проблема достаточно легко решалась. Нужно было всего-то раз в год вывезти машину за границу республики на месяц, а потом вернуться и еще год спокойно бороздить просторы нашей родины.
Сказать, что наши власти не знали ничего об этих серых схемах, довольно сложно, поскольку писали и говорили о них все, кому не лень. А машины продолжали завозить...
Сколько веревочке ни виться
В 2019 году стало понятно, что так долго продолжаться не может. То ли государству надоело смотреть на демонстрацию безнаказанности, то ли отечественных автопроизводителей стала душить жаба, что деньги потенциальных клиентов утекают в другую страну. Но уже в августе прошлого года вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз ЕРЖАНОВ заявил, что эти автомобили создают большие сложности: их владельцы не платят налоги, нарушают ПДД, чувствуя свою безнаказанность, и т. д.
В январе 2020 года свое веское слово произнесло и МВД: ввезенные подобным образом машины нарушают статью 63 закона о дорожном движении, в которой говорится, что все автомобили обязательно должны быть зарегистрированными в Казахстане.
Тогда же глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ распорядился в месячный срок в разовом порядке решить вопрос с армянскими автомобилями, поставить их на временный учет и обязать владельцев авто в срок до 1 марта 2021 года уплатить таможенные пошлины и утилизационный сбор с постановкой автомобиля на постоянный учет либо вывезти его из страны, либо осуществить иное, не запрещенное законодательством действие.
В начале марта президент снова дал поручение решить вопрос ввезенных в республику из стран ЕАЭС до 1 февраля 2020 года машин для личного пользования. Однако, по противоречивым данным, всего 15-20 машин встали на временный учет.
Поэтому на днях было принято очередное постановление.
Неслышащее государство
Разница между мартовским и майским постановлениями огромная. Появилась она, естественно, не на пустом месте, а потому, что владельцы армянских автомобилей писали коллективные жалобы, грозили акциями протеста, проводили митинги. И государство сдалось.
Так, согласно мартовскому постановлению владельцы таких машин должны были встать на временный учет, получить желтый номер 18-го региона, в течение года выплатить государству все необходимые пошлины и сборы за постановку автомобиля на постоянный учет.
А согласно майскому постановлению армянские леворульные авто, ввезенные до 1 февраля 2020 года, смогут встать на временный учет до 1 сентября 2020 года, при этом уплатив всего лишь 11 тысяч тенге за временную регистрацию и сбор за изготовление номера. Однако взамен у этих автовладельцев не будет права отчуждения машины. Они будут должны пользоваться ею сами до полного износа. При этом номера остаются все те же желтые, но уже с номером региона, где будет стоять на учете автомобиль. Но и в этой схеме есть лазейка: можно будет выписывать доверенность на право управления этим автомобилем. Почему лазейка? А вы зайдите на любой сайт по продаже машин: насчитаете несколько десятков объявлений, где авто продается по доверенности или по страховке.
Государство посчитало вопрос решенным. Правда, соломоновым это решение назвать нельзя.
Во-первых, непонятно, что будет с теми 15-20 автомобилями, которые уже получили желтые номера 18-го региона. Смогут ли они оставить эти номера или им придется получать новые? Если да, то должны ли будут их владельцы заново оплачивать номерные знаки?
Во-вторых, если предположить, что некоторые из вышеупомянутых граждан, уже поставивших машины на временный учет, стали выплачивать государству в рассрочку пошлины и налоги, необходимые для постановки на постоянный учет, передумали после ЧП и карантина платить дальше и уже согласны на временный учет - вернет ли им государство уже выплаченные деньги?
В-третьих (это, пожалуй, один из главных вопросов), чем отличается Toyota, пригнанная из Еревана, от Toyota, пригнанной из Бишкека? И чем отличаются граждане, пригнавшие машину из Армении, от граждан, пригнавших машину из Кыргызстана? Почему армянские машины разрешили поставить на учет, а те же киргизские - нет? Ведь по Конституции у нас все граждане страны равны в правах! Выходит, что некоторые равнее?
Тут следует сделать небольшое уточнение. Как нам пояснил источник, близкий к администрации президента, причина в том, что техпаспорт армянских автомобилей оформлен на граждан Казахстана, техпаспорт киргизских автомобилей - на граждан Кыргызстана, а казахстанцы ездят на них по доверенности, и, следовательно, доказать, что машина действительно принадлежит им, они не могут.
В-четвертых, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в первом квартале 2020 года в Казахстане было продано 17 846 автомобилей. Наши граждане выложили 168 млрд тенге (429 млн долларов) за покупку новых автомобилей, грузовиков и автобусов. То есть не просто купили новую машину, но и заплатили утилизационный сбор. Чем эти граждане хуже тех, кто пригнал автомобиль из Армении? Почему государство лишило их возможности купить недорогое авто с возможностью постановки на временный учет за смешные 11 тысяч тенге?
Как видите, вопросов больше, чем ответов. Ожидается, что в ближайшие дни Министерство внутренних дел Казахстана выступит с официальными разъяснениями по решению проблемы с армянскими автомобилями. Будем надеяться, что в нем прозвучат ответы и на наши вопросы.
За державу обидно
- В очередной раз наше государство поступило со всеми, как законопослушными, так и полузаконопослушными, гражданами неправильно, - говорит председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ. - Все проблемы начались оттого, что наше государство пыталось все эти годы поддержать отечественный автопром, хотя там и поддерживать особо было нечего, да и смысла не было. Но на его поддержку выделялись огромные деньги, которые затем куда-то делись. А взамен наши граждане потеряли возможность приобрести машину за разумную цену, да, не новую, но качественную. Раньше было так: человек покупает машину, потом копит деньги и покупает новее. Таким образом, худо-бедно автопарк страны обновлялся. А когда государство решило поддержать автопром, оно своими оброками и сборами полностью устранило возможность ввоза качественных и недорогих подержанных автомобилей. Надо было изначально смириться с мыслью, что Казахстан никогда не будет автомобильной державой. Сколько ни заливай деньгами автопром, он не взлетит. Мы не можем даже чисто экономически производить автомобили. То есть это был изначально неправильный подход по отношению к своим гражданам. А такое решение по армянским машинам - это плевок в сторону тех людей, кому, может быть, и не нравились родные законы, однако они их соблюдали, и поддержка тех людей, кто изначально был нацелен на то, чтобы закон обойти. Я бы поддержал владельцев армянских автомобилей, если бы они выступали в защиту общих интересов: давайте пусть не отменим, но хотя бы в разы сократим стоимость первичной регистрации. Но ведь они боролись исключительно за свой интерес. А на других людей, на державу им было все равно.
Противоречивые цифры
- По данным внештатного советника президента Казахстана Олжаса ХУДАЙБЕРГЕНОВА, 22 000 автомобилей было ввезено из Армении, 15% из них - праворульные машины.
- По данным Погранслужбы КНБ (все приведенные ниже в этой подборке цифры - по информации пограничников), 48 343 автомобиля въехали в Казахстан из Армении с 2017 по февраль 2020 года. Из них выехали обратно в Армению 23 808 автомобилей, 24 535 машин остались в Казахстане.
- Пик ввоза и вывоза армянских автомобилей пришелся на 2019 год: завезено 38 558 машин, выехали 18 209, остались 20 349.
- 328 924 автомобиля было завезено в Казахстан из Кыргызстана (с 2017 по 2020 г.). Из них выехали обратно в Кыргызстан 321 866 автомобилей, 7 170 машин осталось в Казахстане.
КСТАТИ
- По подсчетам автора этой статьи, почти 270 млн тенге получит казна за временную регистрацию армянских автомобилей по ставке 11 000 тенге.
- 24,5 млрд тенге получила бы казна с армянских автомобилей, заставь их владельцев встать на постоянный учет с выплатой всех пошлин и сборов.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы