3873

Земля тревоги нашей

Деградация пахотных и пастбищных угодий в Казахстане приобретает угрожающие масштабы

Земля тревоги нашей

В настоящее время на всей территории Казахстана происходит ухудшение свойств поч­вы вплоть до полной утраты плодородия (аридизация, опустынивание, заболачивание, засоление, эрозия, загрязнение), утверждает генеральный директор Казахского НИИ почвоведения и агрохимии им. Усманова (КазНИИПиА) Абдулла САПАРОВ. Причины этого явления могут быть как природными, так и антропогенными. Это экстремальные погодные явления, лесные пожары, вырубка лесов, чрезмерно активная сельскохозяйственная деятельность, загрязнение почв промышленными и бытовыми отходами, неправильная технология мелиорации и т. п., сообщил на днях ученый в ходе онлайн-дискуссии.

По данным Сапарова, сегодня в той или иной степени деградировано 76 процентов казахстанской земли. Из 179,9 млн гектаров пастбищных земель сильной деградации подверглись 48 млн га, или 26,4 процента. Речь идет о 27 млн га так называемых сбитых пастбищ, а также около 21 млн га совершенно не пригодных для выпаса скота территорий вокруг населенных пунктов. Кроме того, сильной деградации подверглись земли в прикаспийских районах, а также в Приаралье, в основном за счет засоления и загрязнения поч­вы нефтью.

Отдельной проблемой стоит выделить участившиеся случаи кражи чернозема, который злоумышленники грузовиками вывозят из плодородных районов на продажу. К примеру, осенью прошлого года полиция Алматы провела рейд и всего за два дня выявила 13 таких фактов, по которым 12 человек были оштрафованы в общей сложности на 450 тысяч тенге. Однако наказание за это, по мнению участников дискуссии, должно быть более суровым, ведь для восстановления одного сантиметра плодородного слоя почвы требуется 200-250 лет.

- По официальным данным, на сегодняшний день плодородие почвы снизилось на 40 процентов, - сообщил гендиректор исследовательского института. - За последние 10-15 лет во всех типах почв средневзвешенное содержание гумуса уменьшилось до 20,1 процента. Это говорит о том, что, хотим мы или не хотим, плодородие почвы будет снижаться. Соответственно, будет снижаться продуктивность сельского хозяйства. Поэтому правительству и общественности необходимо принимать срочные меры по предот­вращению деградации земель!

По оценке замглавы КазНИИПиА Зульфии ТУКЕНОВОЙ, деградация земель - это только один из аспектов нарушения экологического баланса. Она грозит нехваткой продовольствия в будущем и ростом заболеваний, в том числе инфекционных, что хорошо видно на примере Аральского региона. Там наблюдается рост числа таких болезней среди местного населения, как анемия, туберкулез, заболевания мочеполовой системы, гипертензивные расстройства, патология беременности, родов и послеродового периода, а также заболевания эндокринной, нервной, пищеварительной и мочевыводящей систем.

- Результаты исследования свидетельствовали о неблагоприятном влиянии экологических факторов Приаралья на показатели соматической, гинекологической заболеваемости, этиологию и структуру невынашивания беременности, - сообщила Тукенова. - При этом низкий индекс здоровья женщин отражается на здоровье их детей. Так, в зоне Приаралья уровень младенческой смертности в 2,5 раза выше средних республиканских показателей и составляет в Чалкарском районе Актюбинской области 28,7, в Аральском и Казалинском районах - соответственно 35,7 и 29,7 на тысячу родившихся.

Для решения проблемы кандидат биологических наук Нуржан МУХАМАДИЕВ предлагает засаживать деградированные земли деревьями:

- Именно леса будут способствовать восстановлению наших земель. Если будет расти лес, под деревьями будет расти практически все, что угодно. В советское время не зря везде сажали лесополосы. В межкулисных пространствах этих лесополос выращивали хороший урожай сельхозкультур. Это происходит благодаря тому, что лесополосы имеют хорошие ветрозащитные свойства, сдерживают ветровую эрозию, что особенно актуально в наших климатических условиях.

По словам Мухамадиева, особенно хорошо для восстановления земель в наших условиях зарекомендовали различные виды тополя, особенно туранга. Эти деревья позволяют создать нужный микроклимат вокруг фермы или плантации, предотвратить перерасход поливной воды, защитить угодья от ветра, лишнего солнца, пересыхания и переувлажнения почвы. Кроме того, тополь благодаря способности поглощать в больших объемах пыль, вредные выхлопы и шум, а также представляя собой мощный природный насос воды, является идеальной культурой для озеленения и обустройства дорог, фабрик, водоемов и т. д. Еще одним достоинством тополя является его способность дистиллировать воду.

- Если мы будем сажать много туранги и других тополей, это положительно отразится на почве, восстановит ее структуру, - уверен Мухамадиев. - Появляется уже другой биоценоз, который позволяет сажать и другие виды деревьев.

Руководитель КазНИИПиА Сапаров считает, что к вопросам деградации земель нужно подходить комплексно. Во-первых, принять государственную программу по рациональному использованию земельных ресурсов и их охране. Во-вторых, принять законы об охране почв, о гособеспечении регулирования плодородия земель сельхозназначения и о рекультивации деградированных земель. В-третьих, создать почвенную и агрохимическую информационную систему, которая позволит принимать оперативные решения для рационального использования почвенных ресурсов. В-четвертых, расширять и укреплять национальный исследовательский потенциал в целях выявления и применения эффективной практики сохранения и восстановления земель. В качестве примера ученый привел проект, когда на деградированных землях сеяли люцерну и эспарцет, сохраняющие плодородный потенциал почвы, и получали впоследствии до 2,5-3 тонн сена с гектара.

- Есть пути решения, которые мы сегодня можем взять за основу и в дальнейшем при поддержке правительства эти мероприятия осуществить, - отметил Сапаров. - При желании мы сможем предотвратить деградацию земель и восстановить их.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть