Запас, который не “пас”
Министр торговли и интеграции Казахстана Бахыт СУЛТАНОВ презентовал проект национальной товаропроводящей сети, подразумевающий строительство оптовораспределительных центров в каждом регионе республики. Сама по себе идея стоимостью в 237,5 миллиарда тенге просто шикарная.По крайней мере, на бумаге. А на практике… все более-менее конкретные вопросы фермеров пока разбиваются о пространные заявления чиновников.
До середины 2022 года в стране планируют возвести 24 оптово-распределительных центра с общим объемом хранения 4,8 миллиона тонн в год. Это полностью покроет дефицит овощехранилищных мощностей, который, по данным Министерства сельского хозяйства, в разных регионах республики составляет от 70 до 90 процентов. Немаловажно, что в контексте проекта одинаково равное значение придается как количеству, так и качеству. В долгосрочном хранении именно качественная инфраструктура минимизирует издержки сельхозтоваропроизводителей, влияющие на конечную стоимость овощей. Но главное принципиальное отличие оптово-распределительных центров от ныне существующих овощехранилищ - это информационная система по отслеживанию товаропотоков.
“Оптово-распределительные центры как национальная товаропроводящая сеть создадут отдельный экономический кластер, который приблизит производителя к потребителю, а также вольется в торговую инфраструктуру республики, образуя единый механизм. Подобная экосистема позволит выстроить эффективные транспортно-логистические каналы для ключевых направлений поставок продукции. Также будут осуществляться экспортно-импортные операции в страны ЕАЭС, Центральной Азии и Китай, что расширит рынки сбыта. Сеть оптово-распределительных центров станет связующим звеном между основными участниками товаропроводящей системы и объединит в один кластер производителей, ретейлеров и поставщиков” - это цитата из доклада министра торговли и интеграции на заседании правительства.
Понятное дело, формат презентации априори подразумевает исключительно радужные перспективы. Цепочка действительно получается слаженной и логически выстроенной, пока не появляются вопросы по существу от фермеров. Например, что будет предпринимать государство в случае, если крестьяне не захотят стать частью оптово-распределительной сети? А это самый возможный вариант развития событий, уверен североказахстанский фермер Андрей СТРЕЛЕЦ, поставляющий большие партии картофеля в одну из самых крупных торговых сетей Казахстана.
- Тот, кто занимается картофелеводством серьезно, никогда не согласится отдать свою продукцию на хранение в общий котел. Наше хозяйство специализируется на выращивании экологически чистого картофеля без применения каких-либо химикатов. Мы закупаем элитные и качественные сорта за рубежом, это дорогое удовольствие. И какие бы мне рынки сбыта ни сулили, я не отдам свой урожай на хранение в общей массе, где неизвестно, какие вредители могут быть. Это один нюанс. Второй немаловажный аспект: крупные и средние хозяйства, как правило, имеют собственные овощехранилища, также снабженные и современными холодильными установками, и необходимой системой вентиляции. Например, мое хозяйство - ИП “Стрелец-ПВ” - в этом году заканчивает строительство второго своего овощехранилища на 1000 тонн. Кроме этого у нас имеется хранилище в Петропавловске на 280 тонн. Так какой нам резон пользоваться услугами оптово-распределительных центров, если у нас есть свои соответствующие мощности? А мелкие хозяйства разорятся на логистике. Как следует из проекта, все расходы, связанные с транспортировкой овощей до оптово-распределительной базы, несут предприниматели. И хорошо, если крестьянские хозяйства будут располагаться недалеко от оптово-распределительных центров. А вот если овощеводы живут в каких-то отдаленных районах, то им вообще будет невыгодно работать по новой схеме. Фура картофеля обойдется крестьянину как минимум в 150 тысяч тенге за 300 километров. Плюс еще стоимость хранения от 75 до 85 тысяч тенге в месяц. Ведь эта процедура тоже не будет бесплатной. Мелким хозяйствам гораздо проще и выгоднее продать свой урожай на месте, чем везти его за сотни километров, чтобы заложить на хранение, - делится своими опасениями Андрей Стрелец.
Поэтому предприниматель и задает вполне резонный вопрос: а что будет делать государство, вложившее огромную сумму денег в создание национальной товаропроводящей сети, если земледельцы скажут: “Извините, я пас!” Не приведет ли в принципе благое намерение к добровольно-вынужденному участию в овощехранилищной кампании?
- Казахстанских фермеров, очень сильно зависящих от государственных субсидий, легко убедить принять ту или иную сторону, - говорит глава североказахстанского крестьянского хозяйства. - Это не очень приятно признавать, но это факт. Я задаю прямой конкретный вопрос. А в ответ слышу лишь общие фразы вроде “для государства все фермеры равны”. На мой взгляд, совершенно налицо непросчитанные риски. А это для простых фермеров чревато непредсказуемыми последствиями.
Немало переживают крестьяне и за внутреннее содержание оптово-распределительных центров, говоря о том, что одно дело - построить их и совсем другое - заполнить.
- У нас нет таких объемов производства, которые нам предлагают отдать на хранение. А мифическая статистика порождает очень серьезные опасения, что и будущие овощехранилища будут такими же, - высказывает свою точку зрения овощевод.
Одним словом, суть идеи хороша, а вот техническое исполнение хромает. И может, не стоит так спешить “поймать” урожай этого года? На первом этапе планируется уже к осени открыть пять оптово-распределительных центров в трех регионах Казахстана - Алматинской, Туркестанской и Павлодарской областях - с общим объемом хранения 600 тысяч тонн овощей. На следующих этапах реализация проекта предусматривает государственно-частное партнерство. И может, лучше сразу разобраться с комом фермерских вопросов, чем потом получить комом первый государственный блин…
Крестьяне опасаются, что, прикрываясь благими намерениями и заботой о многострадальной сельхозке, кто-то пытается создать инфраструктуру, с помощью которой отечественный агропром получит очередной удар под дых. Если гигантские хранилища построят и забьют под потолок китайскими или польскими овощами и фруктами, то местная продукция вообще будет вытеснена с рынка. Такой поворот событий ведь тоже возможен.
Юлия ЧАЙКИНА, Павлодар