6896

Кто не рискует, тот не получит

Кому из врачей положены надбавки к зарплате и получат ли едино­временную выплату от государства зараженные медики ЦГКБ Алматы и бывший вице-министр здравоохранения Камалжан НАДЫРОВ? Эти и другие вопросы я задала ответственному секретарю Министерства здравоохранения Ботагоз ЖАКСЕЛЕКОВОЙ.

Кто не рискует, тот не получит

- Ботагоз Шаймардановна, с 5 по 10 мая медики, которые работают с зараженными коронавирусом пациентами, во второй раз должны получить не только зарплату, но и надбавки. Но до сих пор у них остаются вопросы. Ко мне, например, обращались врачи “скорой” одного из регионов, которые не могут понять, почему не всем сотрудникам положены эти выплаты.

- Вы сами сказали, что эти деньги положены тем, кто работает с пациентами, у которых либо есть коронавирус, либо может быть. Приказ, регламентирующий эти вопросы, называется “Финансовая поддержка работников организаций здравоохранения, задействованных в противоэпидемиологических мероприятиях в рамках борьбы с коронавирусом”. В самом названии заложено то, что надбавку получат не все медработники. Если бы ее начисляли всем, то мы бы говорили о повальном повышении заработной платы.

С самого начала речь шла о том, что поощрены будут только те мед­работники, которые находятся в группе риска: они лечат таких пациентов или контактируют с ними. В приказе перечислены три группы риска. Я не буду останавливаться на них подробно - медработники читали этот документ. По первой (надбавки сотрудникам инфекционных и провизорных стационаров) у нас нет вопросов. Жалобы в основном касаются второй и третьей групп, где речь идет о сотрудниках “скорой”, поликлиник, лабораторий.

Ботагоз ЖАКСЕЛЕКОВА.

- Но ведь все фельдшеры, врачи “скорой”, которые выезжают к пациентам, находятся в группе риска. Никто не может гарантировать, что у человека с инсультом, к которому едет бригада, нет коронавируса. Может, диагноз еще не выставлен, а заболевание протекает бессимптомно?

- Если так рассуждать, можно сказать, что каждый из нас находится в группе риска. Вы идете в магазин и не знаете, болеет продавец или нет. Поэтому мы сосредоточились на тех медработниках, которые непосредственно контактируют с больными. Если это врачи “скорой”, то специальные бригады, транспортирующие людей с подозрением на COVID-19, а не все, как думают некоторые. Если сотрудники поликлиник, то только те, которые работают не в обычном режиме, а принимают именно пациентов с признаками ОРВИ или, например, делают экспресс-тесты людям с подозрением на коронавирус.

Списки тех, кто должен получить эти выплаты, составляют руководители медорганизаций, передают их в городские и облздравы, их проверяют комиссии. После этого они переходят в фонд медстрахования, который и производит оплату.

- Например, врач “скорой” не входит в бригаду, которая транс­портирует больных коронавирусом. Он поехал на вызов к человеку с сердечным приступом, а позже выяснилось, что у пациента COVID-19. Не дай бог, еще и заразился. Что тогда?

- В любом случае решение принимает комиссия, в приказе есть такая оговорка. Она может рассматривать такие случаи отдельно. Если человека добавят в этот список, то ему начислят надбавку. В марте эту выплату получили 17,5 тысячи медиков - это более трех миллиардов тенге. Большая половина - 1,8 миллиарда - приходится как раз на вторую группу, в которую входят врачи “скорой” и поликлиник.

За месяц поступило порядка 50 обращений. Люди спрашивают: почему я не получил надбавку? почему сумма нефиксированная? Но, опять же, в самом приказе указано, что размер выплаты зависит от количества отработанных часов. Если твой коллега отработал 30 дней, а ты 5-7, логично, что размер его надбавки будет больше. Для понимания могу сказать, что по городу Алматы средняя выплата в первой группе 674 тысячи при максимуме в 850 тысяч.

- Почему вы сразу четко не сказали, что надбавку получат не все, чтобы не было недопонимания?

- Мы всегда говорили об этом. Давали разъяснения, я сама выходила на брифинг. Надеюсь, теперь этих вопросов будет меньше.

- Но они есть и в связи с единовременной социальной выплатой, которая положена в случае, если медработник заразился или умер от коронавируса.

- Опять же, правила ее выплаты напрямую связаны с тем приказом, который мы только что обсуждали. Речь в нем идет только о работниках, задействованных в противоэпидемиологических мероприятиях. Если врач заразился в быту, ему эта выплата не положена. По состоянию на 1 мая в Казахстане 985 медработников были заражены COVID-19. Но при этом только около половины из них заразились на работе. Каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Но если медик оказывал помощь таким пациентам, то с вероятностью 99,9 процента он получит эту выплату.

- А что с сотрудниками Цент­ральной клинической горбольницы Алматы, заразившимися COVID-19?

- Она была провизорным стационаром, определенным для работы с пациентами с признаками ОРВИ и пневмонии.

- Впервые слышу об этом от вас. Мне казалось, что ЦГКБ работала как обычная многопрофильная больница. Никто не говорил, что это провизорный стационар в отличие от БСНП, которую сразу перепрофилировали и закрыли для остальных пациентов.

- ЦГКБ по приказу управления здравоохранения с 27 марта работала как провизорный стационар. Туда везли пациентов с признаками, не исключающими COVID-19, в том числе и ОРВИ. До закрытия они работали в таком режиме. Это значит, что врачи ЦГКБ попадают под выплаты надбавок к заработной плате как привлеченные по второй категории. Также врачи, заразившиеся коронавирусом во время работы, тоже получат единовременную выплату.

- Почему в таком случае больница продолжала принимать и других экстренных пациентов? При этом у врачей не было каких-то специальных средств защиты, кроме масок и перчаток.

- У них должна быть повышенная настороженность - фильтр отдельно для температурящих больных и всех остальных, на входе должна была быть сортировка.

- Представители Минздрава, главный санитарный врач Алматы Жандарбек БЕКШИН говорили, что в ЦГКБ не всегда соблюдались меры безопасности, она работала с инфекционными больными без разрешения...

- Это нарушения организационного характера, почему и было принято решение о смене руководителя медучреждения. Задача врачей прийти на работу и лечить. А условия организации труда должны быть обеспечены первым руководителем. Это нужно четко разграничивать.

На прошлой неделе мы проводили онлайн-конференцию с врачами ЦГКБ. Я слушала, что они говорили. Прозвучала такая мысль: нам выплату не дадут. Такие выводы они сделали, вырвав из контекста слова некоторых представителей Минздрава. Были сомнения в работе комиссии. В каждом случае специалисты будут проводить эпидемиологическое расследование, устанавливать причинно-следственную связь - человек должен был заразиться именно на работе.

Мы все же предлагаем дождаться результатов ее работы. Учитывая, что сотрудники ЦГКБ были сотрудниками провизорного стационара и заразились в ходе осуществления профессиональной деятельности, они получат эту надбавку.

- Есть ощущение, что это попытка сгладить скандал с ЦГКБ. А решение было принято после того, как врачи написали петицию на имя президента?

- Нет. Никто не говорил, что им не будут платить, так вопрос не стоял. Мне интересно, почему врачи сделали такой вывод?

- Этот вывод сделали не только они, но и я тоже, например. Он напрашивался исходя из тех заявлений, которые появлялись ранее.

- Нет. Еще раз: они работали, поэтому им заплатят.

- На что комиссия в принципе будет обращать внимание? Допустим, медсестра заболела коронавирусом. Члены комиссии поднимают видеозаписи с камер и видят, что она ходила в маске, опущенной на подбородок. Она получит выплату?

- Для этого комиссия и создана…

- Я бы хотела, чтобы вы ответили на этот вопрос.

- Полагаю, сотрудники медорганизаций, задействованных в противоэпидемиологических мероприятиях, с вероятностью 99,9 процента должны получить эти выплаты. А на нарушения надо смотреть в комплексе. Мы сейчас говорим теоретически, а надо рассматривать конкретные случаи.

- Бывший вице-министр Камалжан Надыров получит выплату? Он ведь на работе заразился.

- Нет, мы его не заявляли в списках на получение надбавки.

Оксана АКУЛОВА, фото предоставлено Ботагоз ЖАКСЕЛЕКОВОЙ и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть