Ветер с моря дул...
В Атырауской области вновь зафиксировали массовый мор рыбы. На этот раз брюхом вверх по Уралу плыла в большом количестве вобла. Казгидромет спустя несколько дней сделал предположение, что рыбу, вероятно, нагоном прибило в реку. Независимые экологи утверждают, что вобла погибла в результате нехватки кислорода. Ну а горожане уже в панике: неужто опять рыбные запасы региона под угрозой?
Люди только начали забывать зиму 2019-го, когда с таянием льда во всех уголках Атырау можно было увидеть дохлую рыбу, как снова массовая гибель “живого серебра”.
Казгидромет Министерства экологии, геологии и природных ресурсов сообщил: “21 апреля специалисты провели внеплановый отбор проб воды Приморского канала государственного природного резервата “Акжайык”, где был выявлен факт гибели рыб частиковых пород. Согласно акту осмотра РГУ “ГПР Акжайык” от 21.04.2020 года на канале Приморский с 7 до 10 часов наблюдался ход снулой рыбы со стороны моря в реку Жайык. Рыба в большинстве ожила и скрылась в толще воды, погибшая рыба направлена на анализ в ветеринарную инспекцию для определения причины гибели”.
По гидрологическим данным, отмечают в Казгидромете, 17 апреля наблюдался нагон воды с моря в русло реки Жайык, при котором рыбу предположительно и прибило в реку.
Тем временем у метеорологов готов еще один аргумент, успокаивающий насчет отравления рыбы:
“По результатам анализа главных ионов, биогенных, органических и неорганических веществ, тяжелых металлов концентрация веществ в пределах нормы Единой классификации качества воды”.
Однако 24 апреля случилась новая массовая гибель рыбы. Казгидромет вновь успокоил: все нормально. Это показал внеплановый отбор проб воды в нескольких местах.
“По гидрологическим данным, с 23 по 25 апреля наблюдался ветровой нагон воды с Каспийского моря в русло реки Жайык (Урал), при котором рыбу предположительно прибило в реку (уровень воды за сутки повышался на 14-30 см, ветер южный, юго-западный). Анализ качества воды проводился по 39 показателям. По первому случаю гибели рыбы, который произошел 21 апреля, сообщаем, что результаты биохимического потребления кислорода за 5 суток находятся в пределах нормы (2,5-3,1 мг/дм3)”.
В общем, из этих сухих данных следует, что рыба погибла из-за сильного ветра. Председатель экологического НПО “Глобус” Галина ЧЕРНОВА подтвердила нам, что на самом деле было много всплывшей рыбы на канале Приморский и что вобла была в снулом состоянии.
- А все потому, что зафиксировано низкое содержание растворенного кислорода в канале, - отметила эколог.
Чтобы было все понятно, мы обратились за комментарием к потомственному рыбаку, в свое время руководившему рыбной промышленностью в Курмангазинском районе Атырауской области, автору книги “Морской лов” Константину КУЛАГИНУ. Он считает, что все это проделки моряны (резкий, сильный ветер, дующий с моря в устьях рек. - Н. Ш.). Но также есть и человеческий фактор.
- Это природное явление, так бывает почти ежегодно, когда прилив и отлив на Каспийском море. Я даже сам удивлялся, когда на днях на улицу выходил - сильный шторм был прямо сутками, - поясняет Константин Яковлевич. - Это моряна - самый хороший морской ветер. Идет подъем воды, а вместе с этим идет рыба. Затихает ветер мгновенно, и рыба не успевает выходить и остается где в ямках, где в култуках, еще где-то... И погибает.
Моряна моряной, но контроль со стороны государства должен быть: такие штормы случаются в это время года, по словам опытного рыболова, ежегодно.
- А ведь в такую непогоду рыбу можно своевременно выловить и не допускать гибели, - уверен Кулагин. - Не дежурит, получается, рыбоохрана! Из своего большого опыта знаю: начиная от Атырау и до побережья Курмангазинского района, таких мест много, и там надо дежурить! И можно принять меры. А у нас уже после того, как свершится, как рыба погибнет, тогда только меры предпринимают.
Например, говорит Кулагин, есть такое местечко Караболек в районе Забурунье, там с моряны в култуки заходит много сазана. И кто мимо проезжает - буровики, вахтовики, - руками рыбу вылавливают.
- А так, чтобы организовать это дело какому-то предприятию, кооперативу, такого нет. И когда теперь все соберут? Можно ведь выловить культурно и отдать ее на продажу, - считает Константин Яковлевич. - Сейчас власти рапортуют: там-то посты стоят (рыбоохранные), там посты по Уралу у приморья, а дальше никаких постов нет, а ведь надо обследовать, когда дует ветер, и другие места, дополнительно еще посты по побережью поставить.
Эколог Чернова в разговоре с нами развела руками: что власти, в частности рыбоохрана, делают по протокам, чтобы не было заморных явлений? Может, прислушаются к опытным специалистам, чтобы не допускать гибели рыбы? Но пока рыбоохрана лишь рапортует о браконьерах, которых поймали с поличным.
Константин Кулагин уверен: не стоит пенять на природу, на моряну, ее, наоборот, рыбаки ждут как манну небесную, и при хорошей организации в этот период можно и людей рыбой накормить, и рыбкооперативу неплохо заработать.
- Рыбаки, которые раньше занимались промыслом морского лова, богу молились, чтоб зашла моряна. Потому что это рыбный ветер. И рыбаки хорошо зарабатывали в это время. Сейчас немало жителей области говорят: мол, небось, потравили рыбу. Кто ее отравил, не знаю. Знаю одно: тут надо дежурить и следить. И рыбкооперативы чтобы не зевали. Только и всего, - подвел итог нашему разговору Константин Кулагин.
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора и с сайта azh.kz, Атырау