3203

Ошибки или пофигизм?

С наступлением весенне-летнего сезона обострится проблема паромной переправы через Бухтарму

Ошибки или пофигизм?

Почему в Восточно-Казахстанской области тратят миллионы тенге на восстановление рухляди и как неправильно составленные по вине чиновников договоры усложняют жизнь жителей региона.

Государству в лице областных чиновников может достаться очередной хлам.

Речь идет о двух паромах “Курчум” и “Иртыш”, которые пока находятся в руках частника. Весной 2018 года эти паромы из коммунальной собственности перешли в доверительное управление ТОО “Куйган айлагы”. Вскоре начались бесконечные жалобы пассажиров на расценки, нерегулярность движения водного транспорта... Народное недовольство достигло точки кипения в августе прошлого года, когда к паромной переправе “Кызыл ту” стали выстраиваться очереди. Вереницы машин растянулись на километры, люди ждали по нескольку часов. Востребованность переправы очевидна: Бухтарминское водохранилище, по которому курсируют паромы, отделяет от большой земли Курчумский район. Кроме того, водным транспортом пользуются также жители Кокпектинского и Зайсанского районов.

После многочисленных жалоб сельчан аким Восточно-Казахстанской области Даниал АХМЕТОВ съездил на переправу, выяснил, что паром “Иртыш” из-за поломки стоит на приколе, и заявил: надо досрочно расторгать договор с доверительным управляющим - ТОО “Куйган айлагы”.

- Вы (управление пассажирского транспорта. - Е.С.) вместе с управлением государственных закупок составили такой договор, что его невозможно мониторить и контролировать, - упрекнул тогда подчиненных Ахметов. - Никто не проводил мониторинга частоты рейсов, никто не контролировал цену.

Договор договором, но вряд ли чиновники не были в курсе этой ситуации. Расценки на паромной переправе публиковались на сайте управления транспорта, а поломки начались еще в 2018 году. В сентябре встал на ремонт “Курчум” - из строя вышел шпиль “из-за длительной эксплуатации без проведения ремонта” (забегая вперед, заметим, что это цитата из решения суда).

Чиновники прислушались к акиму области и предприняли попытку порвать все отношения с “Куйган айлагы”, обратившись в специализированный межрайонный экономический суд. Управление по госзакупкам и коммунальной собственности в обоснование исковых требований привело такие аргументы: “В связи с ненадлежащим контролем за техническим состоянием парома “Иртыш” вышел из строя электродвигатель, что привело к срыву графика перевозок”.

По информации управления, только в 2018 году не было выполнено более 600 рейсов! А значит, тысячи людей не смогли добраться на работу, привезти продукты. Но это полбеды. Почему-то никто даже не заикнулся о безопасности пассажиров, которые регулярно пользовались разваливающимися на ходу паромами.

В суде представитель ТОО “Куйган айлагы” заявил, что существенного нарушения договора не было, а поломка двигателя... естественное техническое явление. Ведь паром был выпущен еще в 1960-х годах (!) и отслужил свой нормативный срок. Такие плавсредства сняли с производства, а другие производители подобных двигателей отсутствуют.

“Фактически истец ввел нас в заблуждение, передав в доверительное управление имущество в ненадлежащем техническом состоянии”, - заявил ответчик.

Здесь представитель ТОО “Куйган айлагы” явно слукавил. Договор о доверительном управлении подписывался явно не под дулом пистолета, а перевозки стоят денег. Так, в 2019 году за переправу легкового автомобиля брали от 1300 тенге (в зависимости от объема двигателя), а вот, например, водитель груженого грузовика Shacman должен был заплатить паромщикам уже 32 тысячи тенге.

Что касается сорванных поез­док, в “Куйган айлагы” привели совсем другие цифры. А на скопление людей и машин на причалах, на образование очередей на переправе, дескать, влияют увеличение количества автотранспорта у населения и невозможность добраться по “суше”, поскольку идет ремонт дороги в Зайсан.

В суде также выяснилась немаловажная деталь: оба парома не были освидетельствованы в 2019 году!

6 января этого года суд принял решение расторгнуть договор доверительного управления. Только и всего. При таком раскладе управляющий должен вернуть имущественный комплекс в состоянии не хуже, чем на момент передачи ему паромов. Очевидно, что так сделать не получится.

Поразительно, областные чиновники с этими паромами умудрились дважды наступить на одни и те же грабли! Дело в том, что нынешняя история практически один в один повторяет ситуацию начала 2000-х. Тогда паромы тоже были в частных руках и в один прекрасный момент встали на прикол. В 2012 году “Иртыш” и “Енисей” (прежнее название парома “Курчум”) вернули в коммунальную собственность. Но здесь не обошлось без… Объединенных Арабских Эмиратов. Для выкупа паромов из залога и передачи их государству арабский фонд International Fund for Houbara Conservation-Kazakhstan выделил безвозмездный грант в размере более 80 млн тенге. А на ремонт паромов раскошелился областной бюджет.

Сложно сказать, что сейчас власти будут делать с этим скарбом, но ситуация сильно напоминает историю с трамвайным парком Усть-Каменогорска. Тогда чиновники всеми правдами и неправдами добивались, чтобы парк перешел из частных рук в государственные, но, видимо, сами не ожидали, насколько там все запущено.

- Трамвайный парк 20 лет был в частных руках. Ни одного тиына они туда не вложили, просто угробили. Мы приняли на свой баланс, сейчас начали очень большую работу. Выпуск вагонов на линию увеличился до 17 единиц, а было шесть. За счет этого мы подняли поступления в бюджет в 40 раз. Частники платили налог в 2 млн, а когда парк стал государственной собственностью, выплаты увеличились до 81 млн тенге, - рассказал в конце прошлого года местным журналистам аким Усть-Каменогорска Жаксылык ОМАР.

Это, бесспорно, хорошо, но если вспомнить, сколько средств уже вложено в парк… Только около 120 млн тенге потрачено на покупку 13 вагонов в Алматы. По информации из открытых источников, 250 млн было выделено в 2019 году на реконструкцию и развитие транспорт­ной компании, еще 200 млн планируется пустить в 2020 году.

К слову, “неправильно” составленные договоры стали каким-то поветрием среди областных чиновников. В конце прошлого года договоры о передаче государственных детских садов частникам составили так, что умудрились нарушить закон не только о ГЧП, но и об образовании. Хорошо, что в процесс вовремя вмешалась прокуратура...

Елена СУПРУНОВА, фото предоставлены ДЧС ВКО, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть