Пропускная неспособность
Ограничения, которые власти Восточного Казахстана вводят для пресечения распространения коронавируса, в Усть-Каменогорске и Семее обернулись столпотворением. Чтобы получить пропуска, без которых с 6 апреля нельзя будет выйти из дома, горожане вынуждены простаивать в огромных очередях.
О том, что с 2 апреля в Усть-Каменогорске и Семее вводятся ограничительные меры в связи с ситуацией по коронавирусной инфекции, акимат области объявил 31 марта. С полуночи въезды в эти города и, соответственно, выезды из них закрыли. “Зеленый” коридор обеспечен лишь для ввоза продуктов питания, медикаментов, средств гигиены, ГСМ.
А с 6 апреля передвижение людей в Усть-Каменогорске и Семее будет разрешено только при наличии у них спецпропусков.
Пропуск первой категории, так называемый вездеход, предназначен для работающих горожан. Его выдает работодатель.
- Первый тип пропуска предназначен для сотрудников организаций и служб, обеспечивающих жизнедеятельность города, работающих граждан - всего 16 500, - сообщил на брифинге аким Усть-Каменогорска Жаксылык ОМАР.
- Это сотрудники медицины, водо-, электро- и теплоснабжения, аварийных служб, службы дезинфекции, сбора ТБО, телекоммуникаций, услуг транспорта и соцобеспечения. В течение недели (с 2 по 6 апреля. - Е.С.) сокращается движение общественного транспорта. Сотрудников 35 стратегических предприятий и объектов жизнедеятельности будут доставлять до мест работы 204 автобуса, 54 микроавтобуса и десять трамваев по утвержденным маршрутам.
По этим пропускам люди смогут передвигаться до своего рабочего места и обратно в любой день.
Вторая категория пропусков выдается каждой семье и дает право посещать продуктовые магазины, аптеки, банки и медучреждения. Но только в пределах своего сектора (Усть-Каменогорск разделен на 200 секторов, Семей - на 202). Причем выйти из дома по такому пропуску сможет только один член семьи, и то не каждый день! Если номер дома или квартиры заканчивается на четную цифру, его жители получат пропуск зеленого цвета, который дает возможность выходить на улицу по четным дням месяца. Жителям домов и квартир с нечетными номерами выдается пропуск белого цвета. По нему, как вы уже поняли, можно покидать пределы своего жилища по нечетным дням месяца. Таким образом, пропуск второго типа можно использовать не чаще трех раз в неделю. К слову, если горожанин имеет машину, то пропуск ему выдается не по номеру дома, а по госномеру его транспортного средства.
Если “семейные” пропуска выдают в кооперативах собственников квартир (КСК) или комитетах местного самоуправления (КМС), то с пропусками для работающих граждан ситуация совершенно непонятная. Информация о том, где их получить, не афишируется. Руководители организаций, деятельность которых не запрещается в период таких жестких ограничений, не могут понять, относятся ли их сотрудники к числу тех 16 500, о которых говорил Жаксылык Омар. По состоянию на 2 апреля внятного ответа на этот вопрос от властей так и не прозвучало. К слову, по состоянию на указанную дату пропуска не выдали даже сотрудникам областной станции скорой медпомощи, которая расположена в Усть-Каменогорске.
- Я живу в 15 километрах от города, это территория одного из районов. Пропуск нам не дали и даже не говорят, когда это произойдет, - поделился фельдшер станции. - Как ездить на работу? Мне кажется, “скорой” пропуска должны были дать в первую очередь!
С выдачей и, соответственно, получением “семейных” пропусков тоже пока есть проблемы. Чиновники уверяли, что КСК и КМС должны составить графики выдачи и работать до полуночи, однако, по словам горожан, далеко не все кооперативы и комитеты именно так организовали работу - во многих из них за ксивами выстраиваются огромные очереди. Тому были свидетелями корреспонденты “Времени”.
31 марта поздно вечером началась выдача пропусков второго типа жителям частного сектора на окраинах Семея. Как она проходила, первым показал очевидец Жандос КАСЕНОВ. На его видеоролике - окруженный толпой автобус передвижного пункта. “Это поселок Восточный. Народу тьма. Большая очередь. Люди не понимают, что делать”, - комментирует голос за кадром.
- Я там была, - подтверждает это “кино” местная жительница Елизавета СМАКОТИНА. - По нашей улице ездила патрульная машина, через громкоговоритель призывали всех жителей поселка Восточного проехать на улицу Аюченко за пропуском. Через полчаса нашего ожидания в толпе сказали, что жителям наших улиц выдадут пропуск в другом месте. Мы проехали-прошли туда, прождали до глубокой ночи, но автобус так и не приехал... Разве это не бардак?
Восточный - один из самых густонаселенных районов Семея. Но и в других точках властям не удалось избежать столпотворения. Интернет заполонили ролики и фотографии, где вплотную друг к другу стоят толпы людей в очереди за пропуском. Многие без масок.
Пользователи соцсетей взорвались возмущением: “О каком соблюдении дистанции в два метра может идти речь? Это же рассадник инфекции! Сейчас даже на похоронах могут присутствовать не более десяти человек. А тут народу - как на свадьбе! Искусственная организация столпотворения - разве это не вопиющее нарушение карантинных мер во время пандемии?!”
“Проблема в том, что наши люди не умеют стоять в очереди, соблюдая дистанцию. Все лезут вперед и хотят получить первыми. Хотя им говорят, что выдадут пропуска всем”, - парировали в акимате Семея.
- Предполагается ли составить какие-то графики приезда передвижных пунктов, чтобы люди заранее знали, куда и когда им идти? Или единственный способ - вылавливать эти автобусы? - спросили о наболевшем акима Семея Ермака САЛИМОВА во время онлайн-брифинга.
- Вылавливать автобусы не нужно! Мы в конце завтрашнего дня (2 апреля) полностью обеспечим всех этими пропусками, - заявил градоначальник.
Когда же этого не случилось, в акимате успокоили: “До 6 апреля есть время. Всех обеспечим”.
Между тем жителям многоэтажек было объявлено, что они должны получить пропуска в своих КСК или управлениях кондоминиума. Но когда 1 апреля председатели КСК приехали в отдел ЖКХ за пропусками, столкнулись с тем, что на подступах к зданию коммунальщиков толпа и ничего не дают. На следующий день им опять пришлось стоять в очереди, вплотную друг к другу!
- Я приходила 1 апреля. Вышел представитель отдела ЖКХ и сказал: завтра будут выдавать пропуска, поскольку их еще не привезли из Усть-Каменогорска, - поделилась председатель одного из КСК Нурбике ОМАРОВА. - Акимат знает, сколько КСК в городе. А мы все, председатели КСК, передавали информацию о количестве жильцов. Но никакой организованности. Мы по 50 человек тут стоим уже второй день подряд и друг друга заражаем…
Впрочем, некоторые председатели КСК как в Семее, так и в Усть-Каменогорске показали себя не с лучшей стороны. Непростую ситуацию с коронавирусом они решили использовать для выбивания застарелых долгов. “Наш председатель заявила, что не выдаст пропуск, пока мы не рассчитаемся с задолженностью за эксплуатационные расходы. Но у нас и так денег нет! Получается, мы теперь будем сидеть в квартире взаперти месяц, а то и больше!” - возмущаются люди.
“Руководство КСК обязано выдать по одному пропуску на каждую квартиру. Требование погасить долги для получения пропуска или иные спекуляции со стороны КСК неприемлемы, - прокомментировали в акимате областного центра. - Глава города обратился к руководителям кооперативов с просьбой тщательно регулировать процесс раздачи, сделав его максимально безопасным и оперативным”.
На наш взгляд, вне должного внимания остались дачные массивы. В Усть-Каменогорске кое-где они густо заселены “зимниками”.
- Я живу в дачном доме круглый год. Только в одном источнике - Инстаграме акима области - я прочитал, что дачникам пропуска выдадут председатели садоводческих товариществ. Но наш председатель сказала обращаться в КМС, - поделился житель садоводческого товарищества “Алтайский садовод-2”, представившись Владимиром. - Что таить: на дачах живут люди по большей части малообразованные, не у всех есть интернет. А у нас ни одного объявления о том, где люди должны получить пропуска!
Между тем многие семейчане запаниковали, что целый месяц не смогут попасть на свои дачные участки. В акимате посоветовали смириться с запретом, поскольку обойти его нельзя. Но вместе с тем на брифинге Ермак Салимов сказал, что на дачу все-таки ездить можно...
Но даже после получения пропусков у горожан остаются вопросы, на которые чиновники порой дают противоречивые ответы. Так, власти Семея сразу категорично заявили, что пропуск второго типа даст возможность передвигаться только в пределах своего сектора, где есть доступ к ближайшему продуктовому магазину, аптеке и банкомату. Горожане забеспокоились: а как навещать престарелых больных родителей, особенно если они живут в другом секторе? В акимате сначала дали безапелляционный ответ: на время действия ограничительных мер забирайте родителей к себе, поскольку навещать их вы не сможете. Однако аким Салимов на брифинге, комментируя возможную ситуацию, сказал так:
- По показаниям наших медработников, если действительно такая ситуация складывается, то, безусловно, они будут обеспечены пропусками или какими-то другими разрешительными документами, которые будут принимать сотрудники УВД. Каждая жизненная ситуация должна разрешаться. У нас есть штаб, который в течение 24 часов работает, мы будем принимать сразу оперативные меры по таким ситуациям.
Власти Семея напомнили, что за невыполнение временных ограничений нарушителям грозит штраф в 10 МРП или арест до 15 суток. Но, в то же время заметил аким города, на первых порах горожан не будут наказывать за нарушение ограничительных мер.
- Первое время - так называемый адаптационный период. Штрафовать никто никого не будет. Мы будем очень четко разъяснять. Но уже после 9 апреля будут очень жесткие меры приниматься к нарушителям! Так, автовладельцы в ночное время ездить не будут, в субботу и воскресенье ездить не будут. Во все остальное время алгоритм мы уже прописали, как это будет происходить, - заключил Ермак Салимов.
Тем временем в Усть-Каменогорске выросли цены на многие продукты питания. Рекорд, наверное, побили лимоны. Кое-где на ценниках значится какая-то немыслимая стоимость за килограмм - 4000 тенге.
Чиновники, к слову, никак не отреагировали на продуктовую панику и подорожание продовольствия. Никаких официальных комментариев по этому поводу не прозвучало. А надо бы, наверное. В противном случае слова акимов о том, что ограничительные меры ввели “по многочисленным просьбам” трудящихся, звучат как издевка. Да и какой смысл в ограничениях, если горожане сто раз побывают в давке, прежде чем уйдут на самоизоляцию?
Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск, Милана ГУЗЕЕВА, Семей, фото Виктора АБАКУМОВА, региональной службы коммуникаций и с сайта informburo.kz