6947

Срываем маски

С некоторых пор медицинские маски в Казахстане - что те суслики из кинофильма “ДМБ”, которых никто не видит, но они есть. Чиновники дружно и регулярно рапортуют о поступлении новых партий средств защиты в аптеки страны,а в самих аптеках уже на входе с помощью объявлений предупреждают посетителей, что масок нет. Между тем в Ассоциации производителей медицинских изделий утверждают, что отечественные медзаводы ежесуточно штампуют их в пределах 170-180 тысяч штук. Куда же они исчезают?

Срываем маски

Аки белки…

Одноразовые маски, которые наиболее популярны у населения, в нашей стране производят в крупных масштабах четыре компании. И все сосредоточены на юге: Тараз, Алматы, Алматинская область. Совокупный объем -170-180 тысяч штук в сутки. И каж­дая работает на максимуме возможностей.

- Производство у всех идет в три смены, то есть непрерывно. Почти все производители опасаются, что не ровен час выйдет из строя та или иная деталь, а взять ее в нынешних условиях, когда большинство китайских заводов еще простаивают в связи с эпидемией, просто негде, - рассказывает председатель Ассоциации производителей медицинских изделий Гульмира МУХАМЕДЖАНОВА.

Сейчас отечественные производители полностью снабжают своей продукцией больницы и медцентры, работая по договорам. Кстати, именно по этой причине, по мнению Гульмиры Мухамеджановой, категорически исключена возможность продажи масок с завода куда-то на сторону, о чем в свете дефицита в рознице ходит немало разговоров.

- Каждый из четырех наших отечественных производителей имеет довольно большие объемы в рамках своих договорных обязательств. Ни один из них не может себе позволить поставить одномоментную прибыль выше исполнения договоров. Если спекуляция масками и есть, то ее ноги растут уж точно не на заводах! - уверена председатель Ассоциации производителей медицинских изделий Казахстана.

Вернули на родину - и с концами

Эксперты больше склоняются к версии о перекупке масок частниками. Отдельные несознательные граждане скупили большое количество масок в казахстанских аптеках, чтобы подороже продать их в аптеках других государств. Так, например, на прошлой неделе павлодарские пограничники совместно с налоговиками пресекли сразу несколько попыток провоза через пункты пропуска крупных партий масок. В одном случае маски пытались вывезти из Казахстана граж­дане Монголии в количестве

8000 штук, а житель столицы хотел доставить юридическому лицу в город Купино Новосибирской области 150 тысяч штук медицинских масок. Обоих на границе тормознули и отправили назад вместе с масками, о дальнейшей судьбе которых ничего неизвестно.

Как пояснила руководитель управления разъяснительной работы ДГД по Павлодарской области Галина БИРЮКОВА, ответственность, как и конфискация такого рода товаров, законодательством не предусмотрена. Граждане Монголии не смогли внятно ответить, ни где приобретали маски, ни для каких целей. У жителя Нур-Султана товаросопроводительные документы оказались в наличии. По ним налоговые службы определили, что отгрузка была осуществлена из столичного торгового дома “Рамстор”. Но на этом цепочка замкнулась. Грузоотправитель на связь не вышел. Поэтому все, что могли в данной ситуации сделать пограничники, так это развернуть владельцев товара обратно в Казахстан.

- Самое главное, что маски остались в стране и не были вывезены за ее пределы, - отметила Галина Бирюкова. Вот только до розницы эти партии тоже так и не дошли. И что самое интересное, никому до этого и дела нет.

Про высокий моральный кодекс

Президент Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности Марина ДУРМАНОВА уверена, что фармацевты в вопросах спекуляции масками ни при чем.

- Масками в нынешних условиях может спекулировать кто угодно, но только не наши фармацевты! - стоит она за них горой. - Это только благодаря фармацевтам все это время на прилавках аптек в первые часы поставки товара можно было купить медицинские изделия для профилактики ОРВИ.

Как рассказала Марина Дурманова, розничную сеть казахстанских аптек медицинскими масками снабжают исключительно отечественные производители. Когда начался сезон гриппа и ОРВИ, а вместе с ним пошел первый ажиотаж по коронавирусной инфекции, увеличилась потребность в масках в клиниках. Производители стали работать в основном на масочное обеспечение больниц, поликлиник и медцентров. Поставки в розничную сеть практически были приостановлены. Какое-то время фармацевты продержались еще на старых запасах медицинских масок, закупленных задолго до победного шествия COVID-19 по миру. Учитывая, что казахстанцы даже в самый пик гриппа и простудных заболеваний не всегда прибегали к помощи средств защиты, запасы на аптечных складах закончились не сразу. А когда это все-таки случилось, фармацевты стали мониторить olx и другие рекламные ресурсы.

- Маски стали очень ходовым товаром, и чтобы не отказывать своим покупателям, руководителям фармкомпаний пришлось изучать рекламные предложения частников. Кто где находил медицинские маски, там и закупал. Закупали, кто сколько найдет. На этом и продержались, и, я считаю, довольно долго, - говорит Марина Дурманова. - И очень обидно сейчас слышать, когда несведущие в этих вопросах люди якобы со знанием дела утверждают, будто это отечественные фармкомпании продали ходовой товар за рубеж, где его стоимость выше, чем у нас. Этого просто не может быть! Казахстанские фармацевты слишком чтят внутренний моральный кодекс.

Кто что нашёл

Кстати, о ценовых качелях. Еще совсем недавно обычная маска стоила в аптеках от 15 до 25 тенге. Когда пошел ажиотаж, стали продавать и по 50, и по 60 тенге, и выше. В региональных департаментах контроля качества и безопасности товаров и услуг такое ценовое разнообразие объясняли качеством: мол, у одних масок защитный слой двойной, у других - тройной, а третьи и вовсе четырехслойные. Хотя внешне этих отличий не видно.

Объяснение Марины Дурмановой все расставило по своим местам. Если аптеки действительно закупали ходовой товар где придется, то вполне логично, что цены на них везде были разные.

Тем временем у казахстанских производителей буквально на глазах тают запасы сырья. Речь идет о так называемом мелтблауне. Это специальный защитный слой, который используется в медицинской маске для защиты от влаги.

- Это самая дорогая составляющая в медицинских масках. И производят мелтблаун в Китае. Но там цена на него возросла во много раз. Это во-первых. А во-вторых, еще не налажены поставки. Аналоги этому материалу есть в России и Беларуси, но они по своим техническим характеристикам уступают мелтблауну. До режима чрезвычайного положения мы вели переговоры с несколькими российскими и белорусскими производителями аналогов мелтблауна. В этом отношении нам очень хорошо помогали наши министерства торговли и интеграции и инфраструктурного развития. Думаю, эти ведомства будут искать возможные пути решения проблемы и сейчас, когда в стране введен режим ЧП, - уверена Гульмира Мухамеджанова.

Не по Сеньке шапка

В регионах же, по всей видимости, обеспечение масками в розницу - это задача местных исполнительных органов. И, судя по объявлениям в аптеках, гласящим, что масок в продаже нет, справляются они с ней из рук вон плохо. В Павлодаре, например, главный санитарный врач области Садвакас БАЙГАБУЛОВ на протяжении последних двух месяцев регулярно отчитывается, что медицинские маски в определенном количестве в определенных аптеках имеются. В ответ на последний наш запрос от 12 марта в региональном департаменте контроля качества и безопасности товаров и услуг сообщили, что на 17 часов 12 марта одноразовые маски в количестве десять с лишним тысяч штук имеются в 45 аптечных организациях по цене от 50 до 120 тенге за штуку. Одна незадача: павлодарцы этих десяти тысяч штук так и не увидели. Более того, на следующий день пресс-служба акима города повезла журналистов в аптеки, якобы реализующие многоразовые 4-слойные марлевые повязки местного пошива. Вот только ничего из заявленного в продаже не оказалось!

Руки помнят

ТОО “Мерусар и К”, заключив соглашение с несколькими частными швеями, наладило ручное производство масок. Технологический станок у предприятия, как рассказал его директор Марат МАХАНОВ (см. “Масочный труд”, “Время” от 10.3.2020 г.), вышел из строя еще до нового года. Необходимую запчасть в Китае заказали, но по понятным причинам доставить ее нет возможности. Актюбинские мастера дали надежду на то, что смогут деталь отремонтировать. В этом случае павлодарцам обеспечат выпуск 36 тысяч масок в сутки. Пока же швеи шьют не более пяти тысяч ежесуточно.

- Это для города, которому требуется 200 тысяч масок ежедневно, если учесть, что каждому человеку нужно менять медизделие каждые два часа! - подчеркивает директор ТОО “Мерусар и К” Марат Маханов. - Конечно, это капля в море!

В целом же, если говорить о сложившейся ситуации, то, по мнению Марата Маханова, она была вполне прогнозируемой, поскольку до недавнего времени отечественное производство медизделий никто не развивал. Медицинские маски производители выпускали чуть больше того количества, которое было необходимо для обеспечения гарантийных обязательств в рамках снабжения медицинских учреждений. В розницу же, как утверждает павлодарский производитель, аптечные организации предпочитали закупать все же китайские медизделия, которые по стоимости выходили дешевле казахстанских. А казахстанцы не могли снизить стоимость своей продукции, поскольку практически все сырье закупали в Китае.

…Коронавирус рано или поздно закончится. И очень хочется верить, что эта ситуация, когда мы ее переживем, станет для нас уроком и даст толчок к развитию собственных сырьевых производств.

Юлия ЧАЙКИНА, фото автора, Павлодар

А тем временем

Непростая арифметика

Дефицит масок наблюдается в Таразе. Работающий в регионе завод по производству одноразовых медицинских изделий ТОО Super pharm основную долю выпущенных масок отправляет в Министерство здравоохранения.

Жители Тараза возмущены отсутствием масок в аптеках. На жалобы населения заместитель акима Жамбылской области Нуржан КАЛЕНДЕРОВ заявил, что проблем с масками нет и они имеются в свободном доступе.

- ТОО Super pharm выпускает в сутки 30 тысяч масок, которые ежедневно реализуются в аптеках города Тараза. В частности, в сети аптек “Амир и Д” и “Жасулан” их можно купить по 50 тенге за штуку, - заявил Календеров.

А по словам руководителя ТОО Super pharm Кайрата КАЙМОЛДАЕВА, его предприятие еже­дневно отгружает 340-тысячному Таразу меньшее количество товара.

- Через сеть аптек “Амир и Д” и “Жасулан” мы реализуем порядка 20-25 тысяч масок. Все остальное уходит в Минздрав в Нур-Султан, - сказал Каймолдаев. Совсем другие данные приводят в сети аптек “Амир и Д”.

- Вчера мы получили 30 тысяч масок от Super pharm. Когда будет следующая поставка, неизвестно. Маски мы получаем по 45 тенге за штуку и продаем по 50. В одни руки выдается не больше пяти масок, - сообщила исполнительный директор сети Ляззат АЙТКУЛОВА.

Айжан АУЕЛБЕКОВА, Тараз

Поделиться
Класснуть

Свежее