Пригласить и отказать
Почему опытный животновод больше не верит обещаниям североказахстанских чиновников
Власти Северо-Казахстанской области всеми силами пытаются заманить в пустеющие села переселенцев из трудоизбыточных южных областей страны. Особенно ждут специалистов в сфере сельского хозяйства, обещая им всяческую поддержку от местных акиматов. На это рассчитывал и житель Шымкента Жайнар АЙЖАНОВ, взявший в долгосрочную аренду участок земли площадью 439 га, чтобы заниматься мясным животноводством.
Опытный аграрий планировал перебраться на новое место, захватив с собой еще несколько семей родственников.
- Когда я в 2008 году услышал, что в Северо-Казахстанской области земли много и там создают условия для желающих работать, я сразу загорелся! Сам хочу трудиться на земле и еще другим готов работу дать, - говорит житель Шымкента.
Сказано - сделано: приехал и получил в аренду землю в районе Шал акына неподалеку от села Кривощеково. Сначала Жайнар разрешил пользоваться ею местным фермерам, а сам продолжал жить в Шымкенте и готовиться к смене места жительства. Однако сейчас южанин не коров разводит, а занимается тяжбами. У него уже второй раз отобрали землю!
Сначала участок пастбища на 120 гектаров без ведома владельца по договору незаконно передали другому местному предпринимателю. После публикации в нашей газете (см. “Милости просим! или Южанам здесь не место?”, “Время” от 17 января 2018 г.) Жайнару Айжанову удалось вернуть свою землю через суд.
- Когда в 2014 году моему доверителю стало известно, что его земельным участком площадью 120 гектаров завладело КХ “Муса”, он тогда был далеко - в Шымкенте, восстанавливался дома после перенесенного инсульта. Затем был признан инвалидом 2-й группы и до 2016 года проходил лечение, - рассказывает предысторию юрист Бауржан ОСПАНОВ. - Потом он писал жалобы, обивал пороги чиновничьих кабинетов, чтобы вернуть землю, но в итоге в 2017 году был вынужден обратиться в суд. Справедливость восторжествовала - ему вернули землю.
Зимой 2018 года фермер выиграл суд и приехал в район Шал акына с сыном. Землю решили пока засеять ячменем, морковью и картофелем. Не оставляли и планы по развитию животноводства.
Но купить поголовье КРС фермер не успел. А в мае прошлого года специализированный межрайонный экономический суд Северо-Казахстанской области удовлетворил иск областного управления земельной инспекции о принудительном изъятии у фирмы Айжанова - ТОО “Ѓасыр Агро Север” - пастбищ площадью 381 га, “предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства в связи с длительным неиспользованием по целевому назначению”.
- Я только вернул свою землю, не прошло и года, как меня обвинили в длительном неиспользовании и снова ее забрали, - говорит несостоявшийся переселенец. - Никто из районных властей даже не пытался мне помочь. После такого отношения отпадает всяческое желание разводить здесь скот и работать на этой земле.
Проверяющие выписали ТОО “Ѓасыр Агро Север” предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства и обязали купить поголовье скота. По закону фермер обязан был в течение двух лет после первого предупреждения начать использовать данные земельные участки по целевому назначению, но он так и не купил скот по понятным причинам.
В начале 2019 года управление земельной инспекции обратилось в суд с просьбой о принудительном изъятии земельных участков.
Представители районного акимата, привлеченные на процесс в качестве третьих лиц, в суд не явились, что красноречиво говорит об их отношении к проблемам переселенцев.
Представитель ответчика пытался объяснить, что купить скот у фермера не было возможности в связи с отсутствием денежных средств и судебными разбирательствами по поводу предоставления его земельного участка другому лицу. Но суд не принял эти доводы во внимание. Мол, ответчику ничего не мешало с момента получения земли в 2008 году либо после окончания судебных разбирательств - с апреля 2018 года до января 2019-го - приобрести хотя бы минимально необходимое на эту площадь пастбищ поголовье скота - 12 голов.
В апелляции Айжанов вновь объяснял судьям, что для приобретения скота у него не было средств, ведь он сильно потратился на многочисленные поездки из Шымкента в Петропавловск для участия в судебных заседаниях по возвращению земли. К тому же весной 2018 года земельный участок фермер засеял, а в местные исполнительные органы подал заявление об изменении его целевого назначения с “пастбищ” на “пашню”.
На заседании коллегии в областном суде директор ТОО “Ѓасыр Агро Север” объяснил, что с принудительным изъятием двух земельных участков он согласен, но те 120 гектаров, за которые ему пришлось воевать в судах, попросил оставить ему.
В областном суде признали, что больше чем на четыре года одно из трех пастбищ выбывало из владения ответчика, так как было незаконно предоставлено ФХ “Муса” под другим кадастровым номером. “Коллегия согласна с оценкой суда первой инстанции данных обстоятельств, поскольку ответчику права на участок были предоставлены еще в 2008 году. Однако ответчик в течение шести лет до 22 января 2014 года (дата предоставления ФХ “Муса”) не использовал земельный участок, препятствий в использовании не было”, - сказано в постановлении областного суда, который оставил решение первой инстанции без изменений.
Сам Айжанов считает, что управление земельной инспекции должно было начать отсчитывать два года неиспользования земли по назначению с момента возврата участка судом, то есть с апреля 2018 года. Он объясняет, что к началу процесса по изъятию земли в январе 2019 года он просто не успел оправиться от судебных перипетий и найти деньги, чтобы купить скот, пытался получить кредит в рамках госпрограмм развития бизнеса.
После отказа рассмотрения дела в кассационной инстанции Верховного суда юрист Бауржан Оспанов направил ходатайство председателю Верховного суда Жакипу АСАНОВУ с просьбой внести представление на вступившие в законную силу судебные акты первой и апелляционной инстанций и выразил несогласие с решением судьи Верховного суда.
Но надежды вернуть землю после решений судов почти нет, а значит, едва ли Жайнар Айжанов сможет осуществить свои масштабные планы по переезду на север и развитию здесь мясного животноводства.
- В этом сельском округе, как показал мой опыт, не любят приезжих, не дают работать, вставляют палки в колеса, - вздыхает Айжанов, но пока не отказывается от своей мечты.
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото из семейного архива Жайнара АЙЖАНОВА, Петропавловск