Такая зачистка нам не нужна!
Верховный суд предотвратил экологическую катастрофу
Дорогущий проект по перезахоронению ядовитых отходов бывшего химзавода в Актюбинской области должен быть пересмотрен.
Планы по избавлению от опасных остатков бывшего химического завода имени Кирова, что расположен в актюбинской Алге, вынашивались официальными структурами региона последние 20 лет. Все это время местные экоактивисты твердили: без разумного подхода перезахоронение отходов может добавить региону бед. Экологических, медицинских и прочих.
В прошлом году стало известно: республиканский бюджет выделяет 7,8 млрд тенге на то, чтобы очистить территорию бывшего химпредприятия от шламов и прочей гадости. Площадь, подлежащая очистке, немалая - 300 гектаров. Не меньшим выглядит и сам объем отходов - без малого 700 тонн. Это остатки суперфосфата, борной кислоты, серного колчедана, серы, апатита, ванадиевого катализатора и пиритного огарка, выделяющие тяжелые металлы - свинец, хром, кадмий, ртуть, стронций, мышьяк.
Все это “добро” десятки лет лежало под открытым небом, поскольку от завода давно остались серые руины, разносилось ветром по округе и проникало в почву, расширяя ареал загрязнения. Помимо этого пробивалось в реку Илек, что рядом с бывшим заводом. При этом сам Илек впадает в другие приграничные водоемы.
Между тем “зеленые” в лице ОО “Эко Камкор” раскритиковали методы перезахоронения отходов, предложенные Министерством энергетики и государственной вневедомственной экспертизой проектов, в связи с чем судились с официальными органами несколько раз, но все время проигрывали. Однако это не остановило общественное объединение - оно дошло до Верховного суда. И там доводы экоактивистов признали более убедительными.
Так, в ВС обратили внимание, что при разработке рабочего проекта не в полной мере учтены принципы экологической безопасности. Почему-то было задумано удалить лишь химические и бытовые отходы, а о зданиях и сооружениях, остатках оборудования и местах временного хранения отходов бывшего завода, признанного экологически опасным объектом, - ни слова. Более того, в ходе рассмотрения дела выяснилось, что здания и территория бывшего химического завода местная власть (заметим, бывшая) выделяет в частную собственность для бизнеса и индивидуального строительства. Верховный суд посчитал это недопустимым, поскольку такая практика представляет угрозу здоровью и жизни людей.
Смутило ВС и то, что проектом не выявлены участки загрязнения опасными химическими веществами как на территории завода, так и на близлежащих землях. Не приняты меры к обезвреживанию опасных отходов, которые предлагается захоронить в шламонакопителях, тогда как такие работы допустимы только на специально оборудованном полигоне.
Кроме того, высшая судебная инстанция страны отметила ряд нарушений при рассмотрении иска экоактивистов, допущенных местными судами. А также посчитала преждевременными выводы местных судов об отказе в удовлетворении иска “зеленых”, которые подвергли сомнению проект по удалению отходов.
В итоге Верховный суд постановил направить дело на новое судебное рассмотрение. Предписано донести до сведения министра экологии, геологии и природных ресурсов установленные факты, чтобы глава ведомства мог принять адекватные меры.
Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Кайрата Бисенбаева, Актобе