Скользкая тема
Что подмешивают в снег столицы?
Обратная сторона рекордных снегопадов в Нур-Султане - это не только угроза паводков, но и тонны реагентов, брошенных на борьбу с гололедом. Мы попытались узнать, за что коммунальщики так любят противогололедную химию и почему в Нур-Султане ее никогда не заменят гравий и свекольный сок.
Столица сейчас похожа на огромный каток. Все из-за того, что начавшееся раннее потепление и весенние дожди на прошлой неделе сменились резкими морозами и ветрами. Из-за гололеда в Нур-Султане уже отменяли занятия в школах, а КЧС почти каждый день шлет сообщения с просьбой быть внимательнее на дорогах.
Как нам сообщили в акимате, для удаления наледи и предотвращения скользкости используют пескосоляную смесь и четырехкомпонентный противогололедный материал. Причем первую используют для автомобильных дорог, а второй - для тротуаров.
В пескосоляной смеси применяется мытый песок размером не более 5 мм без примесей глины. Песок способствует надежному сцеплению колес автомобиля с дорожным покрытием, а техническая соль обеспечивает быстрое таяние снега или льда.

Противогололедный материал представляет собой гранулы спрессованно-компактированной композиции, полученные за счет механического смешения солей хлористого натрия, хлористого кальция с добавлением ингибиторов коррозии с последующим прессованием. При нанесении на поверхность льда химический реагент начинает поглощать влагу из воздуха. Этот процесс сопровождается химической реакцией с выделением тепла. В результате гранулы нагреваются до +70 0С и плавят лед. Противогололедный материал эффективен при температуре до -25 0С, а пескосоляная смесь - до -15 0С. В акимате отметили, что химический реагент имеет паспорт безопасности, сертификат соответствия и свидетельство о регистрации продукции.
- Пескосоляная смесь используется в столице в два раза больше, чем химия, потому что последняя - штука дорогая, а песок и соль дешевле. Хотя песок забивает ливневую канализацию, его надо убирать и вывозить, то есть возни с ним больше. На сложных гололедных участках или там, где нам нужно, чтобы дорога была идеально очищенной (официальные мероприятия, например), мы используем только современный химический реагент. Он не оставляет грязи на дорогах, не портит автомобили, не разрушает дорожное покрытие и абсолютно безопасен для экологии. Но тут вопрос в цене, - прокомментировал первый заместитель гендиректора ТОО “Астана Тазалыќ” Медеу РАЖАНОВ.
Сколько денег на борьбу с гололедом этой зимой потратил главный подрядчик по уборке улиц Нур-Султана, мы узнали на сайте госзакупок. Так, осенью прошлого года ТОО “Астана Тазалық” закупило 830 тонн противогололедного реагента. Он обошелся в 99,6 млн тенге. А в феврале этого года коммунальное предприятие объявило новый конкурс на дополнительный закуп противогололедных реагентов. Планируется приобрести 407 тонн, на что выделено 48,8 млн тенге. Как в первом, так и во втором конкурсе одна тонна обходится в 120 тысяч тенге. Итоги последних торгов должны скоро подвести.
В первом конкурсе победил казахстанский завод магнезитовых изделий, который подтвердил, что акимат закупает химический реагент именно у них. И даже назвали его марку - “Айсмикс”. Он действительно недешевый: 25-килограммовый мешок в розницу стоит 7500 тенге, а на 1 кв. м требуется до 100 граммов этих белых гранул.

Жители столицы жалуются на агрессивную химию: обувь от нее покрывается белыми разводами и дубеет, машины разъедает коррозия, клумбы вдоль дорог портятся, а у собачек после прогулок болят лапки и образуются язвочки. Особая беда - полигоны, куда вывозят снег. Там, говорят, потом даже сорняки не растут. Но нас заверяют, что вреда экологии от реагентов нет.
- В этом году акимат купил около 800 тонн реагента, это совсем немного, поэтому им обрабатывают только Левобережье, и то не во всех местах, а только рядом с проездом и проживанием “особо одаренных людей”. Также и в резиденцию 01 покупают. А во всех других районах столицы используется пескосоляная смесь, оттого и грязь в большей части города, - рассказывает менеджер по продажам “Айсмикса”, которому я представилась обычной покупательницей. - У нас этот дорогой реагент покупают все депутаты и другие VIP-персоны, еще никто не жаловался. В его комплексном составе нитрат кальция полностью нейтрализует действие вредного натрия. Затем в виде жидкости он попадает в почву, и весной этот кальций будет удобрением для растений. Именно из-за нейтрализующего ингредиента этот реагент совершенно безвреден для животных. Когда говорят про язвы на лапках, это все действие технической соли. И белые разводы она образует. А наш реагент не оказывает агрессивного воздействия на машины, дороги и бетон.
Продавец привел еще один довод против песка: продолжительность действия одной посыпки песка при снегопаде - 20 минут, соли - до 1,5 часа, а специального реагента - до 3 часов.
Наши цифры
Стоимость тонны песка с доставкой обходится в 7300 тенге, тонны технической соли - 20 тысяч тенге, а противогололедных гранул - 120 тысяч тенге.
Боремся разными методами
Между тем в развитых странах проблему наледи решают по-другому. Но ни один из заграничных способов нашим коммунальщикам не понравился. Перечислим их.
- Техническая соль во многих западных странах запрещена. Несмотря на дешевизну, приводит к коррозии металлических изделий, портит одежду и обувь, может вызвать аллергию у людей и разъедает кожный покров животных и птиц, не говоря уже о том, что соль впитывается в землю и попадает в подземные воды и реки.
- Я хочу сказать, что мы совсем немного используем технической соли. Например, в пескосоляной смеси ее всего 8 процентов, а 92 процента - это чистый песок, - прокомментировал руководитель производственно-технического отдела ТОО “Астана Тазалыќ” Темирбек МАМАЕВ.
- Каменная крошка и гравий. Излюбленный метод в Европе. В некоторых городах на улицах даже ставят специальные ящики с гравием, который могут использовать даже пешеходы. Весной крошку снова собирают особыми пылесосами, моют и используют повторно в следующем году. Каменная крошка и гравий, конечно, дороже соли и песка, но зато их можно использовать много лет подряд и они не наносят вреда окружающей среде.
- Вы представляете, если весь Нур-Султан вместо пескосоляной смеси и реагента посыпать щебнем или гравием? Мы же город превратим в строительный карьер! По нашим правилам строго регламентировано, что диаметр частиц песка должен быть не больше 5 мм, это не просто так. Если мы будем рассыпать крупные камни, знаете, что в городе будет твориться? Камни будут лететь от задних колес машин в разные стороны и травмировать прохожих и машины! Потом их убирать, где-то складировать, утилизировать... Представляете? - высказался замгендиректора “Астана Тазалыќ” Ражанов.
- Бездействие. В некоторых городах Японии и скандинавских стран, где за зиму выпадает большое количество осадков, коммунальщики вообще ничем не обрабатывают дороги, а только убирают снег. Гололед там - обычное явление. Кстати, для Японии характерны два интересных факта: во-первых, уборка снега возле домов и на тротуарах - задача самих жителей, а во-вторых, шипованная резина там запрещена.
- Это вообще не наш путь. У них совсем другой климат, нет таких морозов и ветров, как у нас. Если не бороться с гололедом, в столице будет хаос! Автомобильное движение встанет, травмы, аварии, заторы, люди не попадут вовремя на работу и в школу, - отметил Ражанов.
- Овощи-фрукты vs лёд. В Канаде для противогололедной обработки на каменную соль распыляют свекольный сок. В городе Энкени (американский штат Айова) дороги посыпают чесночной приправой - она, оказывается, плавит лед не хуже других средств и не наносит ущерба асфальту. Западные ученые сейчас экспериментируют с экстрактами листьев пиона, сахарной свеклы, одуванчика и яблочных отходов, в которых также обнаружили антиобледенительный эффект.
Но эти “овощные” идеи у наших коммунальщиков вызвали только усмешку - уж слишком дорогие у нас овощи, даже для еды.
Устав от моих экологичных идей, в “Астана Тазалык” подытожили.
- Более эффективного оперативного способа очистки дорог и тротуаров, чем химический реагент, зимой нет. Наиболее оптимальными и современными с точки зрения борьбы с гололедом и воздействия на окружающую среду и рабочую поверхность являются антигололедные реагенты на основе хлорида кальция и хлорида натрия, что мы и используем, - сказал представитель коммунального предприятия Темирбек Мамаев.
Комментарий в тему
Тулебай АДИЛОВ, эколог:
- В Нур-Султане антигололедная тема мало актуальна, я изучал этот вопрос. Только в экстренных случаях, во время сильного гололеда. Это уже хорошо. Потому что любое антигололедное средство содержит соль. Весной снег растает, и она попадет на почву, пострадают в первую очередь придорожная трава, кустарники. Потом с талой водой попадет в реку. Но гололед когда образуется? При температуре в диапазоне от -2 до +3 градуса, когда земля холодная, а снег тает. А в столице такая температура - редкость. Поэтому я считаю, что у нас в городе противогололедная химия все-таки разумно применяется. Например, в Москве соль используют в огромных масштабах: ее рассыпают и дворники, и коммунальщики, в обуви заходишь в гостиницу, она вся белая. А у нас серьезного влияния на столичную экологию борьба с гололедом не оказывает.
Тогжан ГАНИ, фото Тогжан ГАНИ и из открытых источников, Нур-Султан

Тогжан ГАНИ