Добавили напряжения
Будут ли отключать казахстанцам электроэнергию за долг в 1 тенге? Давайте разбираться!
Большой общественный резонанс поправки в приказ министра энергетики относительно правил пользования электрической энергией вызвали тем, что дают возможность услугодателям отключать электроэнергию даже за долг в один тенге. Притом что повторное подключение к электроэнергии стоит от 6730 до 10 115 тенге для частных лиц, проживающих в квартире и частном доме соответственно, и до 11 606 тенге, если потребитель - юридическое лицо. Получается, что за один тенге долга человек должен будет заплатить несколько тысяч и еще потом два дня ждать, когда будет восстановлено электроснабжение.
Но это не единственный аспект, нарушающий, по мнению экспертов, права потребителей. Настоящим камнем преткновения между услугодателями и услугополучателями стало ужесточение условий для отключения света должникам. Раньше энергоснабжающая организация не имела права отключать своих должников от электричества, не получив от них письменного подтверждения того, что они ознакомились с соответствующим уведомлением. Теперь за рубильник можно хвататься, так сказать, в одностороннем порядке. И… получать сверхприбыли.
В ответ на новые правила пользования электрической энергией ассоциация “Лига потребителей Казахстана” ведет переговоры с энергопередающими организациями о возможности заключить меморандум, дающий должнику больше времени на погашение долга. Об этом сообщила “Времени” председатель правления ассоциации “Лига потребителей Казахстана” Светлана РОМАНОВСКАЯ.
Принятые поправки развязали энергетикам руки в том плане, что теперь им достаточно лишь зафиксировать отправку предупреждения об отключении и не дожидаться, когда потребитель, имеющий какую-либо задолженность, поставит на этом документе свою подпись. Отправить уведомление можно несколькими путями: с помощью электронной почты, факса, почтового отправления, короткого текстового сообщения, мультимедийного сообщения либо действующих мессенджеров. Правда, имеется одна оговорка: отключать электроснабжение задолжавшим услугополучателям - физлицам - можно будет только не ранее 30 календарных дней после отправки им уведомления, а юрлиц отлучать от электричества услугодатель вправе уже через 5 дней после предупреждения, если долг не будет погашен.
Вот именно этот пункт новых правил и вызвал обеспокоенность ассоциации “Лига потребителей Казахстана”.
- На самом деле кто будет разбираться, какая задолженность у человека - один тенге за потребленное электричество или несколько десятков тысяч, ведь выборку задолженников программа делает автоматически? Про один тенге мы ведем речь лишь потому, чтобы показать контраст между суммой задолженности и стоимостью повторного подключения, которая может в десятки раз превышать долг. Здесь суть именно в том, что по новым правилам у потребителя фактически имеется достаточно ограниченный промежуток времени, в течение которого он может заплатить свой долг и не допускать отключения электроснабжения, - комментирует Светлана Романовская.
И здесь вероятно какое угодно количество жизненных ситуаций, когда потребитель может невольно оказаться в числе задолженников и не знать об этом. Самая распространенная - это отпуск. Представьте, вы заплатили по счету энергопередающей компании через терминал, который, как известно, сдачу не выдает. Вместо, скажем, 8020 тенге вы закинули ровно 8000 тысяч, не придав особого значения копейкам, перенеся этот копеечный долг на следующий месяц. И - arrivederci, родной дом, здравствуй, отпуск, где мало кто следит за электронной почтой. Да и уведомление об отключении света может, к примеру, прийти обычной почтой. Возвращаетесь вы через месяц домой, и - вуаля - у вас нет света! И закон будет полностью на стороне энергопередающей организации. Хочешь не хочешь, но придется платить за повторное подключение.
И это лишь одна из вероятных ситуаций, в которой может оказаться каждый, даже если он и старается своевременно оплачивать все квитанции.
- Мы понимаем, что в Министерстве энергетики, приняв вышеназванные поправки, вынуждены были пойти на этот шаг, поскольку ситуация с коммунальными задолженностями в стране просто аховая. Только в Алматинской области долг энергопотребителей составляет 7 миллиардов тенге! В других регионах ситуация по задолженности чуть получше, но в целом несвоевременная оплата коммуслуг - это целая проблема, - рассказывает Светлана Романовская.
Однако в ассоциации “Лига потребителей Казахстана” не считают, что решать ее нужно таким путем.
- Мы неоднократно встречались с представителями энергопередающих предприятий по этому поводу, - продолжает разговор председатель правления общественной организации. - Должна сказать, что вторая сторона понимает всю социальную напряженность данного шага. Услугодатели готовы идти нам навстречу. Например, сейчас мы ведем переговоры относительно увеличения сроков для оплаты образовавшейся задолженности. Но, перед тем как заключить соответствующий меморандум, нужно разработать механизм действия. В частности, сейчас самый актуальный вопрос заключается в том, кто будет оплачивать SMS-сообщения потребителям. Услугодатели говорят, что на фоне общей задолженности они не могут нести дополнительные расходы на рассылку SMS. Мы же считаем, что в данном случае вообще не о чем говорить: сколько стоит одно сообщение? Почему бы эти деньги не взять из тех сумм, которые казахстанцы платят за повторное подключение электроэнергии.
К примеру, только в одном Павлодаре - регионе, где производится почти половина всей казахстанской электроэнергии, в январе произвели 2486 отключений бытовых должников. Даже если предположить, что все они живут в квартирах, а не в домах, то за повторное подключение
“Павлодарэнергосбыт” получил 16 730 780 тенге. А у сотовых операторов одно SMS-сообщение стоит от 9 до 13,44 тенге. Даже по максимально округленным до 14 тенге расценкам выходит, что затраты компании на рассылку с помощью SMS-уведомлений об отключении электроэнергии не превышают 35 тысяч тенге. Капля в море по сравнению с миллионами, полученными за повторное подключение! Очень даже неплохие дополнительные доходы.
Если говорить об отключении за сумму долга в один тенге, то, как пояснили нам в пресс-службе “Павлодарэнергосбыта”, “сумма задолженности, за которую производится отключение должника, действующим законодательством не регламентируется”.
- Но это не значит, что мы будем отключать электроэнергию за долг в один тенге, - говорит руководитель отдела по связям с общественностью АО “Павлодарэнерго” Олеся ЕМЕЛЬЯНЕНКО. - Если потребитель не допускает нарушения действующих в РК нормативно-правовых актов в области электроснабжения и своевременно осуществляет платежи, то неудобства, связанные с отключением электрической энергии и последующими затратами на ее возобновление, ему не грозят.
Таким образом, проблема, поднятая ассоциацией “Лига потребителей Казахстана”, лежит куда глубже, нежели отключение электроэнергии за долг в один тенге. Понятно, что за эту сумму действительно вряд ли кто будет прекращать подачу электроэнергии. А вот то, что энергопередающим организациям выгодно ужесточение правил пользования электроэнергией по временным срокам и по отсутствию необходимости письменного подтверждения должника об ознакомлении с уведомлением об отключении электроэнергии, вероятнее всего. Посмотрим, чья возьмет: потребителей или услугодателей, нашедших новый непыльный способ зарабатывания денег даже на должниках!
Юлия ЧАЙКИНА, Павлодар