Жить стало веселее
Как пенсионеры заставили общественника позаботиться о своем доме
После вступления в силу новых поправок в закон о жилищных отношениях казахстанцы с опаской гадают: как изменится жизнь их дома без КСК? А вот жители пятиэтажки в центре Семея уже не первый год сами управляют своим домом и ни о чем не жалеют.
О том, что многоквартирный дом по улице Каюма Мухамедханова, 33 образцово-показательный, свидетельствует яркая детская площадка. Настоящий замок с башенками и мостиками, лесенками и горками притягивает детвору со всей округи! Такое великолепие городской акимат в рамках государственной программы “Мой двор” подарил только тем многоэтажкам, которые не имеют нареканий. У их жильцов нет долгов за коммунальные услуги, зато есть желание активно участвовать в благоустройстве своего дома.
Сейчас уже не верится, что еще несколько лет назад эта пятиэтажка была одной из самых запущенных и проблемных в городе! 80-летняя Валентина ШВИДЧЕНКО с содроганием рассказывает, в какую яму скатился дом, который она помнит новостройкой.
- При домоуправлении - в 80-е годы - был порядок. Были свои люди, своя техника. В 90-е началась чехарда. За 30 лет ничего не изменилось в лучшую сторону. Только упадок, упадок и упадок…. Начнем с того, что у нас не было даже горячей воды. С 2000 года исчезла, и все! Крыша протекала. В подвале без конца лопались водопроводные трубы. До устранения аварий на несколько дней отключали водоснабжение. За водой на колонку ходили. Двор и подъезды не убирались. Кто не хотел жить в грязи - сам мыл свой подъезд. А как же КСК? С 2008 по 2016 год его возглавляла женщина, у которой хорошо получалось только одно: пополнять свой семейный бюджет за счет жильцов.
- Тогда эксплуатационные расходы (взнос на содержание дома) были 20 тенге за квадратный метр. Половина жильцов, включая меня, их платили, несмотря на то, что ничего не делалось, - говорит другая жительница дома Галина КАРАНДАШОВА. - Бывало, спросишь у нашего председателя КСК: “На что пошли наши деньги?” А она раз бумажку тебе под нос: вот трубу сменили, муфту сменили. Кто бы стал проверять, если в подвале по колено вода стояла! Понятно, что деньги, которые с нас собирали, шли на содержание ее семьи. Она председатель КСК и дворник. Ее муж числился электриком. Сын - сантехником.
Надо сказать, что отчаявшиеся жильцы неоднократно обращались за помощью к известному общественнику Николаю ИСАЕВУ, который проживает в их доме вместе с супругой.
- Сколько раз говорили Николаю Николаевичу: “Вы же общественник большой, ну займитесь нашим домом хоть немножечко!” - вспоминают пенсионерки.
Лед тронулся только в 2016 году, когда Исаев привез на встречу с соседями… акима города Ермака САЛИМОВА!
- Я сказал акиму: “Давайте сделаем наш дом пилотным по изменению системы управления!” Мы пообещали, что будем стараться по максимуму оплачивать все коммунальные услуги. А город нам поможет благоустроить наш двор. После той встречи у нас образовался костяк. Люди стали дружные как никогда! - делится общественник.
Опять же Николай Исаев посодействовал тому, что проблемную пятиэтажку под свое шефство взял депутат городского маслихата Рафаил ХАЗИПОВ. Жильцы отдают ему должное - на первом этапе народный избранник хорошо помог. При нем поставили бордюры, ограждение, шлагбаум, скамейки, подлатали прохудившуюся кровлю, починили лестницу. У подъездов появились козырьки. Акимат отремонтировал разбитую дорогу во дворе дома. Тогда жильцы верили: если они сменят “плохой” КСК на “хороший”, жизнь их дома станет еще лучше! Но чуда не произошло…
- Когда мы уходили из нашего КСК в другой - на “Энергетике”, нас уверяли, что его возглавляет человек с большим опытом в домоуправлении, - рассказывает супруга общественника Ольга ИСАЕВА. - Потом одного “опытного” сменил другой “опытный”. Но все они также собирали с нас деньги себе на зарплату. Последний председатель КСК до того доработался, что сократил сантехника, кассира и дворника! Я спрашиваю председателя: но как же так? Мы платим вам 75 процентов эксплуатационных расходов. Почему вы даже не можете нам сгоревшую лампочку заменить?” А он на полном серьезе начинает втолковывать, что у него кроме нас еще 12 домов. Они не платят. Поэтому наши деньги уходят на то, чтобы заткнуть их дыры!
Еще жильцы собрали 800 тысяч тенге, чтобы провести горячую воду.
- Мы испугались, что председатель распорядится нашими деньгами по своему усмотрению. Поэтому решили сами управлять своим домом! - улыбается Ольга Андреевна.
В сентябре 2018 года жильцы провели общее собрание, где приняли решение о выходе из КСК. Тогда же они избрали правление из уважаемых людей дома. Председателем правления стала Ольга Исаева. Но еще год у жителей пятиэтажки ушел на то, чтобы узаконить свою власть.
- Мы везде обращались, но никто не мог помочь. Наконец 1 апреля 2019 года нам удалось официально создать простое товарищество собственников квартир. У нас такая структура: правление дома, работающее на общественных началах, и управляющая, которую мы наняли. Это жительница нашего дома, пенсионерка Надежда Петровна. Все документы ей передали. У нее право подписи, печать, она открыла счет, куда поступают средства на содержание дома, - поясняет Ольга Андреевна.
Правление дома разрабатывает программу, что надо сделать. А управляющая обязана ее выполнять. Под ее началом работают сантехник, дворник и кассир. Каждое воскресенье проводится собрание с участием членов правления, старших по подъездам и управляющей. Помимо всего прочего жильцы создали ревизионную комиссию, которая следит за распределением собранных средств.
- На первых порах бабушки меня науськивали: “Разберись с ними - они воруют!” - смеется член ревизионной комиссии пенсионерка Ляйла ТОЛЕУБАЕВА. - А я им: “Ну как вам не стыдно! Уже забыли, что творилось раньше?” При прежнем председателе КСК вообще не было никакой отчетности! Все на шпаргалках, карандашах… Когда настало время передавать дела, предыдущая председатель КСК всплеснула руками: “Ой, меня обокрали! Все документы выкрали!” Ни паспорта дома, ни кондоминиума. Пришлось за наш счет восстанавливать. Сейчас полная прозрачность и открытость: вот доходы, вот расходы. Каждую цифру объяснят.
После того как жильцы сами стали управлять своим домом, они подняли эксплуатационные расходы. Для физических лиц - 30 тенге за квадратный метр. Для владельцев коммерческих точек (их в пятиэтажке насчитывается 17) - на пять тенге больше. На что расходуются эти деньги?
- У нас всего 123 квартиры. Раньше не платили 30-40 квартир. Сейчас от силы 3-4. Потому что люди не могут больше сказать: “Я не буду ничего платить, потому что вы ничего не делаете!” В месяц выходит около 200 тысяч тенге. 50 процентов уходит на зарплаты управляющей, сантехника, дворника и кассира. Мы платим им самый минимум. Оставшихся денег хватает, чтобы устранить мелкую поломку и содержать двор в чистоте и порядке. Сейчас мы даже умудряемся откладывать. На сегодняшний день в нашей кассе 400 тысяч тенге! Но, разумеется, эксплуатационных сборов для капитального ремонта никогда не хватит, - констатирует Ольга Исаева.
Новый закон предлагает каждому дому открыть два счета. Один - на текущие расходы. Другой - накопительный. Как раз на капитальный ремонт.
- Мы обсуждали этот вариант и решили, что пока мы будем копить на ремонт, он впоследствии обойдется для нас в разы дороже. Потому что инфляция! - заявляет Николай Исаев. - Поэтому мы выбрали для себя разовые сборы. В основном сумма сбора зависит от квадратуры квартиры. Таким образом, за два года мы полностью заменили в подвале разводку теплоснабжения, горячей и холодной воды. У нас восемь подъездов. Кто-то уже успел скинуться на их капитальный ремонт. Кому-то это только предстоит.
В какие суммы это выливается?
- Ремонт нашего подъезда обошелся в 306 тысяч тенге. С каждой квартиры мы сдавали по 20 тысяч тенге. За ремонт разводки отопления - 342 тенге за квадратный метр. За замену труб горячей воды - 136 тенге за квадратный метр. Учтите, что в нашем доме за 30 лет вообще не проводилось капитального ремонта! Поэтому люди в основном относятся с пониманием к тому, что в последние годы мы собираем деньги то на ремонт одного, то на ремонт другого. Есть 6-7 квартир, которые пока не сдали свою долю. Но это не те, кто последний кусок хлеба доедает, - подметила Ольга Исаева.
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей