21859

Очень большой Алматы

Как будет развиваться алматинская агломерация в ближайшее время и как это отразится на простых людях, в интервью нашей газете рассказал заместитель акима Алматы Мухит АЗИРБАЕВ

Очень большой Алматы

- Мухит Бакытович, план по развитию алматинской агломерации расписан до 2050 года. Многие проекты, которые в нем перечислены, были известны ранее. О некоторых говорят не первый год, но дальше обсуждений дело не шло. Есть подозрения, что примерно то же самое произойдет и в этот раз. Что сейчас изменилось настолько, чтобы все, что запланировано, наконец начали воплощать в жизнь?

- Сейчас развитию алматинской агломерации посвящено несколько документов. Если мы говорим о межрегиональной схеме развития агломерации, то она расписана до 2050 года. Это документ верх­него уровня. Из него вытекает региональный план. В прошлом году мы разработали план развития на ближайшие три года, в котором заложены конкретные проекты. Есть бюджет на разработку плана детальной планировки агломерации: в его рамках пройдет ревизия земель и инженерной инфраструктуры, будет расписана поэтапность внедрения проектов. После этого у нас появится, условно говоря, график производственных работ.

Многое, конечно, вытекает из той работы, которая была проделана ранее. Это была подготовка. Но есть и новые подходы, и проекты. Например, мы договорились с акиматом Алматинской области, что жилищная и социальная инфраструктура, которая будет появляться на территориях в районе границ города и области, будет строиться, основываясь на принципах полицентричности. Два проекта - “Новый Алматы” (более известный как “Город без окраин”. - О. А.) и “Большой Алматы” (агломерация. - О. А.) будут развиваться параллельно. Приведу пример. Одна из территорий, которую мы совместно с бизнесом будем активно осваивать в этом году, - поля вдоль Кульджинской трассы (восточные границы города. - О. А.). Есть бизнесмены, которые готовы там строить жилые дома, а мы проведем в тот район коммуникации и дороги, которых пока нет. В одном месте должно быть сосредоточено не только жилье, но и школы, детские сады, поликлиники и предприятия, на которых местные жители могли бы работать. Это и есть принцип полицентричности. Именно такие проекты мы будем реализовывать.

- Могут ли в результате развития агломерации поменяться границы Алматы?

- Нет. Административно-территориальное деление города и области сохранится в том виде, в котором существует сейчас. Но мы понимаем, что нужно разгрузить город. В этом году начнем строительство восьми школ в районах, близких к выезду из Алматы (согласно межрегиональному плану до 2023 года область должна построить 24 новые школы и восемь пристроек к уже существующим, родильный дом и четыре врачебные амбулатории. - О. А.).

Опять же, будем работать совместно с представителями бизнеса. Земельные участки на эти цели уже выделили. То же самое с детскими садами и поликлиниками. Такие проекты есть во всех частях города - мы определили зоны, которые будем активно развивать. Есть большие планы по развитию дорожной и транспортной инфраструктуры.

Много совместных проектов области и города. Например, мы будем продлевать улицу Саина (в северном направлении) и проспект Рыскулова (в западном направлении) до БАКАД. Область со своей стороны тоже движется в сторону объездной дороги. Эти работы мы запланировали на ближайшие несколько лет, но с оговоркой на финансирование.

- Вопрос финансирования очень интересен. Понятно, если проект алматинский, то и деньги на него выделяет город. Но ведь могут быть и совместные начинания, которые одинаково нужны всем. Как распределять финансирование в таком случае?

- Сейчас Бюджетный кодекс не позволяет нам финансировать объекты вне границ конкретной территориальной единицы. Мы не можем выделить деньги из бюджета Алматы и построить что-то в области, но понимаем, что такая необходимость может возникнуть. Например, уже обсуждали возможность совместного строительства жилья на прилегающих к границам агломерации территориях. Поэтому считаем, что нужно внести изменения в Бюджетный кодекс, чтобы такая возможность была. Но, как вы понимаете, быстро это не произойдет. Сейчас мы изучаем этот вопрос.

- Для людей, которые живут на территориях, прилегающих к границе агломерации, что-то изменится? Вы знаете, наверное, что недалеко от молла “Апорт” есть улица, дома на которой по одну сторону относятся к Алматы, по другую - к области. Из-за этого возникает масса проблем: люди не могут вызвать городскую “скорую”, приехать в больницу, которая к ним ближе, обслуживаться в ЦОНе неподалеку.

- Я понимаю, о чем вы говорите. Да, мы рассматриваем этот вопрос. Но, опять же, он в большей степени связан с бюджетированием. Каждый вызов “скорой”, обслуживание в больнице или ЦОНе тоже стоят денег. Бывают ситуации, когда человеку быстрее доехать в больницу в городе, но он вынужден обращаться в область. Не должно быть такого “мы вас не обслужим, потому что вы из области”. Это, конечно, не совсем правильно. Мы разработали совместный с областью документ, в котором расписаны все эти детали. Но сначала, повторюсь, необходимо уладить моменты, связанные с финансированием. Чтобы нивелировать эту проблему, мы говорим о необходимости строить медицинскую инфраструктуру на прилегающих к городу территориях. И эти проекты есть.

- Как вы собираетесь разгружать город от транспорта? Все уже заучили цифру: ежедневно в город въезжает от 200 до 250 тысяч автомобилей из области. Данные примерные, насколько я знаю, точных расчетов так никто и не сделал. И тем не менее у вас есть конкретная цель: допустим, через пять лет благодаря развитию агломерации количество машин сократится на 10-50-100 тысяч?

- Специалисты говорят, что, после того как заработает БАКАД, ею ежедневно будут пользоваться около 40 тысяч водителей, которые сейчас проезжают через Алматы транзитом. Оставшиеся машины - это вызов, с которым мы должны работать. У нас есть комплекс решений, прописанных в совместном документе по развитию агломерации. Предусмотрено строительство (а где есть такая возможность, восстановление) автовокзалов в пяти населенных пунктах: Каскелен, Талгар, Капшагай, Шамалган, Узунагаш. Заниматься этим будет область. Это те вокзалы, с которых люди будут ехать в Алматы. Но надо сделать так, чтобы поездки были комфортными, иначе они предпочтут личные автомобили, как сейчас. Поэтому нужно думать о выделенных полосах для общественного транспорта. Да, это непросто - их протяженность должна быть очень большой.

- Давайте подробнее поговорим о выделенных полосах. Возьмем Талгарскую трассу. Как вы там сделаете выделенку?

- Мы будем данную трассу расширять. Это заложено в наш план. Но опять-таки это небыстрый процесс, ведь придется выкупать прилегающие к дороге дома и земельные участки. Власти области сами определят, какие из них они будут выкупать в первую очередь. Также мы будем расширять дорогу в районе Каменки. Сейчас изучаем количество домов, которые расположены вдоль нее, решаем, выкупать участки с двух сторон или с одной. Это будет зависеть от окончательного проекта, сейчас мы ищем оптимальный вариант. Да, это большая работа, но ее нужно делать.

- Если честно, с трудом представляю, как у вас это получится. Хорошо, в город люди приехали. Что дальше?

- Автобусы из области будут останавливаться на перехватывающих транспортных узлах, расположенных уже в Алматы. В восточной части города узел будет находиться недалеко от транспортной развязки на Кульджинском тракте (мы ожидаем, что земельный участок под эти цели нам передадут в ближайшее время). В северной - со стороны въезда с Капшагайской трассы (здесь работы по выкупу только начинаются). В западной - возле “Калкамана” (в 2020 году мы завершим выкуп земель в этом районе и начнем делать проектно-сметную документацию).

- Вы собираетесь расширять дороги, строить развязки, но ведь, как известно, это лишь увеличивает транспортные потоки. Вы рассматриваете вопрос внедрения каких-то ограничительных мер? Много говорили о лимитировании въезда в город машин из области, например.

- Я считаю, что нужно развиваться не количественно, а качественно. Вы правы, расширение дорог дает дополнительный доступ в город. Но мы делаем это только там, где по-другому нельзя, где это вынужденная мера. Мы достроим развязки, которые были запланированы ранее, и новые делать не будем. После этого нужно будет идти к качественному наполнению, делать так, чтобы человек пересел на общественный транспорт, чтобы автобусы были удобными, ехали быстро, с минимумом пересадок.

Да, я знаю, что ограничение въезда в город - это одна из мер, о которой говорят в таких случаях. Пока мы ее не рассматриваем, но изучаем. Пытаемся понять, как это можно сделать, чтобы не ущемлять конституционных прав наших граждан. Сейчас мы больше думаем о создании инфраструктуры. В первую очередь будем запускать автобусы. Планируем в следующем году возобновить движение электрички Капшагай - Алматы с учетом тех проблем, которые были раньше.

- Капшагай - Алматы - это понятно, а вот разговоры про электрички в направлении Талгара и Есика больше похожи на сказку.

- Мы изучаем саму трассу - возможность проложить там железнодорожные пути, необходимое финансирование, заинтересованность бизнеса. Все это сейчас просчитывается. Мы все хотим сегодня. Время - это единственный ограничитель.

- Стратегия до 2050 года. А что там будет через эти 30 лет? Никто и не вспомнит про обе­щания-2020. Так что время в данном случае работает на вас. Скажите, может ли появиться какой-то административный межтерриториальный орган, отвечающий за агломерацию (департамент, управление)?

- Возможно, в будущем и появится. Но пока проект развития агломерации базируется в “Алматы­генплане”. Сейчас мы и представители Алматинской области работаем как единый офис. Пока этого достаточно.

Оксана АКУЛОВА, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть