9070

Одна - за всех

Как в Семее обычный житель многоэтажки уделала в суде управляющую фирму

Одна - за всех
Раиса БАЯЗИТОВА знает, как бороться с зарвавшимися председателями КСК.

Эта житейская история еще долго будет на слуху у жильцов многоквартирных домов. Неслыханное дело: обыкновенная пенсионерка Раиса БАЯЗИТОВА заставила уважать закон фирму, незаконно подменившую собой КСК! Впрочем, наша героиня далека от эйфории: она считает, что общая беда жителей высоток - их юридическая безграмотность или нежелание вникать в законы. А надо бы!

12-этажный дом №18 в 15-м микрорайоне Семея отличается от других многоэтажек не только причудливой формой и дизайном фасада. 33 года назад он был построен как экспериментальный. Достаточно сказать, что у подъезда целых четыре двери. Одна из них ведет на лестницу, другая - к пассажирскому лифту. С лестничной площадки в свою квартиру можно попасть только через общий балкон, и то не сразу. Балконная дверь ведет в помещение с мусоропроводом. Оттуда нужно пройти в просторный холл с лифтами. А уже из лифтовой жильцы попадают в свои секции. В правой - четыре квартиры, в левой - три.

После приватизации на кошельки жителей экспериментального дома лег весомый груз: вместо крошечной лестничной клетки в их эксплуатации оказалась огромная площадь: 64 “квадрата” на каждом этаже! И за три десятка лет вся эта “роскошь” изрядно поистрепалась: грязь, вонь, рассохшиеся, обшарпанные, дышащие на ладан двери и окна... Отдельная история - пол. Когда-то на всех этажах он был облицован мелкой плиткой. Сейчас от нее остались лишь хаотичные островки, о которые легко споткнуться.

Такое печальное зрелище прак­тически на каждом этаже. Исключение - пятый, где живет Раиса Баязитова. Здесь уже шестой год красиво и чисто.

Вот так выглядит этаж, который преобразила Раиса БАЯЗИТОВА. Потому что ей не хочется жить... в сарае.

- Очень долго жила как все: работа - дом. Возмущалась плохой работой КСК, но взносы платила, - рассказывает Раиса Абдуловна. - С выходом на пенсию в 2013 году появилось больше времени, чтобы оглядеться и подумать, где и как я живу.

“А чем мы хуже других?!” - с этой мыслью новоявленная пенсионерка обратилась к соседям по секции: давайте сложимся и выложим плитку перед своими квартирами. Идея была принята, мягко говоря, прохладно. Тогда Баязитова начала с себя. Народ сначала удивился, а потом...

- В итоге каждая квартира в нашей секции выложила у своих дверей плитку! Получилось прикольно, - с воодушевлением продолжает моя собеседница. - Когда облагородили секции, стал особенно резать глаза бардак перед лифтом. Сложились все семь квартир по 5000 тенге - выложили плитку перед лифтом.

Вот так шаг за шагом соседи сделали капитальный ремонт на всем своем пятом этаже: установили новые двери и окна в общих помещениях, привели в порядок электросети.

- Когда воры пришли к нам выворачивать светодиодные лампочки, увидели, что их снимает камера! - смеется пенсионерка. - Это видео­наблюдение мы провели сами по накатанной схеме - сложились все вместе.

Но на других этажах, увы, не нашлось своей Раисы Абдуловны.

- Многие загорались, но так же быстро остывали. Потому что среди них нет человека, который бы все организовал, - разводит руками Баязитова, в прошлом, к слову, замдиректора средней школы.

Если бы жильцам этого дома повезло с КСК, то ремонт на этажах наверняка был бы сделан за счет “эксплуатационных расходов” - денег, которые каждая квартира ежемесячно платит на содержание высотки. Но...

В 2013 году председателю ПКСК “Жемчужина” Вере ЗАХАРОВОЙ удалось убедить жильцов, что скоро все изменится к лучшему.

- Тогда на собрании Вера Владимировна сказала нам: “Сейчас внесли поправки в закон о жилищных отношениях, и теперь КСК не имеют права заниматься обслуживанием дома”. Поэтому, мол, из КСК мы хотим реорганизоваться в ТОО, это намного выгоднее, деньги будут оставаться у нас. И мы согласились, - вспоминает Раиса Абдуловна.

Однако после реорганизации КСК в ТОО “Жемчужина Голд” обе­щанных улучшений так и не произошло. Более того, в 2016 году Вера Захарова пожаловалась на нехватку денег и подняла “эксплуатационные расходы”. Ежемесячно жильцы экспериментального дома должны были перечислять ТОО 258 тысяч тенге. Позже Раисе Баязитовой удалось выяснить: из этой суммы 197 тысяч тенге шли на содержание… самого ТОО, включая 155 тысяч тенге на зарплату и содержание офиса. На содержание же обслуживаемого дома оставалась всего 61 тысяча. Но и это еще не все. После преобразования КСК в ТОО у Захаровой сильно сузился спектр работ по содержанию дома - до обслуживания систем отопления, водоснабжения в подвале дома и уборки подъездов, да и с этими минимальными обязанностями “Жемчужина Голд”, по словам Баязитовой, умудрялась не справляться.

Не раз активистка в поисках правды обращалась в городской отдел ЖКХ. Но там лишь разводили руками: “ТОО - объект малого бизнеса! Мы не вправе его проверять!” Но по иронии судьбы именно специалисты отдела ЖКХ открыли пенсионерке глаза на очевидные вещи.

- Всему виной наша юридическая безграмотность! - безоговорочно восклицает Раиса Абдуловна. - Если бы еще в 2013 году мы изучили закон о жилищных отношениях, то Захаровой не удалось бы обвести нас вокруг пальца. Потому что создание ТОО не отменяет наличия КСК! Потому что кооператив - это орган управления, а ТОО - организация сервисного обслуживания. Каждый из них выполняет свою функцию. Так прописано в законе.

Но Захарова, создав ТОО, продолжает Баязитова, вопреки закону совместила в этом товариществе функции управления и сервисного обслуживания дома. Она требовала, чтобы жильцы перечисляли деньги на текущие расходы по содержанию дома на счет ТОО или вносили ей в кассу. Хотя это КСК как орган управления должен был открыть два банковских счета: текущий и накопительный на капремонт дома. Туда и должны были поступать взносы жильцов. А уже оттуда должны оплачиваться работы по обслуживанию дома, выполненные или выполняемые ТОО “Жемчужина Голд” или любой другой сервисной организацией, с которой жильцы пожелают заключить договор.

- Договор на сервисное обслуживание должен заключать КСК. Но договор с ТОО по просьбе Захаровой подписывала я, физическое лицо, как председатель правления дома, - вздыхая, признается Баязитова. - Правда, узнав, что это незаконно, я взяла самоотвод. Вместо меня выбрали другую женщину. Я ее предупреждала: “Не повторяй моих ошибок. Не подписывай договор с Захаровой”. Но она его подписала…

С этого и началась судебная эпопея активной пенсионерки. Раисе Баязитовой удалось доказать, что письменный опрос жильцов, необходимый для подписания договора с ТОО “Жемчужина Голд” от 25 сентября 2017 года на сервисное обслуживание дома, был проведен с нарушениями. В итоге в январе 2018-го было оглашено судебное решение в пользу истца.

Однако Захарова сдаваться не собиралась и вскоре после суда начала подавать на жильцов в суд за неуплату эксплуатационных расходов и… выигрывать! Как такое стало возможным? Ведь после вступления решения суда в законную силу сервисную организацию и жильцов экспериментального дома больше не связывали договорные отношения. Оказалось, директор ТОО “Жемчужина Голд” предъявила второй договор с жильцами, датированный декабрем 2017 года.

Пенсионерка Баязитова приняла этот вызов: она тщательно изучила листы опроса и переговорила с теми, кто их подписал. В итоге выяснилось, что снова было допущено множество нарушений. В частности, один собственник квартиры оспорил свою подпись под письменным опросом, а еще от 15 квартир листы опроса подписали не владельцы, а их родственники. В итоге в минувшем ноябре суд признал и второй договор с ТОО “Жемчужина Голд” недействительным.

- Не удивлюсь, если после вступления решения суда в законную силу появится и третий, и четвертый договор! - иронизирует Раиса Абдуловна.

Руководитель жилищной инспекции акимата Семея Светлана ЗАУРБЕКОВА констатирует: от реорганизации КСК в ТОО пострадали жильцы не только экспериментальной многоэтажки:

- В 2014-2015 годах массово создавались такие ТОО. Причем у всех договор на сервисное обслуживание, который они заключали с жильцами, одинаковый, как под копирку написанный. Жильцы, подписывая договор, доверяли им и обслуживание своего дома, и сбор платы на эксплуатационные расходы. Конечно, это противоречит закону о жилищных отношениях. Люди, если называть вещи своими именами, повесили себе ярмо на шею! Когда жильцы это понимают, обращаются в суд о признании договора недействительным. Но, как правило, проигрывают. Потому что не каждый способен проделать такую кропотливую работу, как Раиса Баязитова.

По словам Светланы Заурбековой, есть альтернатива изматывающим судебным тяжбам. Жильцам нужно просто провести собрание и вынести решение о разрыве договора с ТОО, не оправдавшим их надежд. К слову, до своего обращения в суд Раиса Баязитова пыталась сделать это дважды. Но потерпела неудачу. Среди жильцов нет единства. Потому что большинство боятся перемен: а мне это надо? а вдруг мы откажемся от Захаровой и станет еще хуже? А хуже ведь уже некуда…

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

ВМЕСТО P.S. Согласитесь, довольно поучительная история. Недавно парламент обновил закон о жилищных отношениях. Вместо КСК будет совет дома, объединение собственников имущества (ОСИ), простое товарищество (ПТ), управляющий, не говоря уже о сервисных структурах... Главная цель, утверждают разработчики документа, чтобы жильцы многоэтажек почувствовали себя еще большими хозяевами не только своих жилищ, но и всего своего многоквартирного дома. В общем, “разгул демократии” в полном значении этого словосочетания. Вот только много ли найдется обычных жильцов, способных, как Раиса Баязитова, разобраться в хитромудрых сплетениях новой системы?

Поделиться
Класснуть