6328

Как бы нас не прокатили...

Общественный транспорт Алматы: какие изменения могут произойти в этой сфере.

Как бы нас  не прокатили...

На уходящей неделе было сразу несколько мероприятий, посвященных общественному транспорту. Одна из самых болезненных для Алматы тем никогда не была обделена вниманием, а в ситуации, когда город принимает новую программу развития, говорят о ней еще чаще. Акимат заявляет, что решение проблем в этой сфере - одна из ключевых задач. Но при этом многие эксперты, а тем более обычные горожане пока не совсем понимают, как именно власти собираются это делать. В подвисшем состоянии ключевые для города проекты ЛРТ и БРТ.

Из уст акима Алматы Бакытжана САГИНТАЕВА звучат заявления о том, что нужно подумать, развивать ли городу троллейбусы или сосредоточиться на электробусах. А это сразу порождает новые слухи: дескать, от “рогатых” вообще хотят отказаться. В СМИ появляются новости о том, что официальным такси разрешат ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Но при детальном разборе оказывается, что никто не знает, как именно будет реализовываться это решение - настолько оно сырое.

Наверное, никто, кроме тех, кто пишет все эти стратегии, программы и меморандумы, пока не видит целостной картины. А ведь в данном случае важны именно комп­лексный подход и совместная работа с участием различных экспертов. Узнать хотя бы о примерных планах журналисты смогли только у директора “Алматы­электротранса” Гани ТАЖИЕВА, который рассказал об итогах работы компании.

- Мы начнем реконструкцию контактных сетей, будем менять подвесную систему и электрические кабельные линии, демонтировать старые опоры, - рассказал Гани Жарасович. - Общая стоимость ремонта - 9,6 миллиарда тенге. В этом году на эти цели было выделено 772 миллиона тенге, в следующем - 5,8 миллиарда, в 2021 году - 3 миллиарда тенге. Ремонт будет идти по ночам, и он не повлияет на работу троллейбусов. График уже есть. Если мы сделаем все это, уменьшатся обрывы на линиях и улучшится регулярность. Подписан меморандум о том, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) будет финансировать покупку новых троллейбусов.

- Насколько я знаю, пока не понятно, поддержит ли акимат этот проект. А после заявлений акима о том, что городу, может быть, выгоднее покупать электробусы, а не развивать троллейбусы, не факт, что это случится.

- Да, как я сказал, это соглашение. Стратегию развития определяет руководство города, а я, как директор предприятия, иду шаг за шагом. Первое: мы сделаем модернизацию сетей и обновим те троллейбусы, которые ездят по существующим маршрутам. Это задача на три года. Что будет дальше? Какую задачу поставит акимат, такую мы и примем. По второму этапу (запуск новых маршрутов, продление кабельных сетей. - О. А.) программа еще не принята. Да, аким говорил про троллейбусы и электробусы, сравнивал их. Я думаю, он имел в виду то, что нужно детально изучить этот вопрос, а потом принимать решение.

- У вас есть планы по закупу электрических автобусов?

- Пока таких планов нет. Для этого нужно иметь инфраструктуру. Представьте, сто автобусов должны где-то одновременно заряжаться. Сколько энергии нужно! Это ведь не так просто. Нам передали один электробус, но мы еще не запустили его на линию.

Что касается проекта ЛРТ, о котором, напротив, практически ничего не говорят официальные власти, то тут определенности еще меньше. Как известно, он был на согласовании в Нур-Султане и теперь должен пройти экспертизу в местном акимате. А тем временем по срокам уже должны были объявить второй этап конкурса, чтобы определить наконец консорциум-победитель.

- Я душой болею за этот проект, - отметил Тажиев, который вел его практически с самого начала. - Участники конкурса у меня спрашивают, когда второй этап. С нашей стороны почти все готово.

- Есть вероятность, что город откажется от ЛРТ? Я слышала такое мнение: вместо трамвая по улице Толе би, где он должен проходить, проще запустить линию БРТ...

- Я верю, что мы реализуем проект. Он необходим городу. Буду до конца его двигать. Мы делали сравнительную аналитику: ЛРТ лучше, чем БРТ. Он прослужит минимум сорок лет. И люди ждут этот трамвай.

- Если все-таки в акимате решат отказаться от проекта?

- В таком случае пострадает инвестиционная репутация не только города, но и страны. Тем более что мы сделали очень многое для того, чтобы его реализовать. Если меня будут спрашивать, что делать, я скажу, что нельзя его останавливать.

До конца года в город поступят еще 206 автобусов. Что касается планов на 2020-й, в “Алматыэлектротрансе” готовят финансово-экономическое обоснование на покупку 120 автобусов. Все они, как и хотел Сагинтаев, будут работать на газе.

- В последнее время мы покупали только такие автобусы. И это правильно - для города они предпочтительнее, - заметил в этой связи Тажиев.

- Но ведь раньше говорили, что в Алматы не хватает газовых заправок, поэтому и было принято решение покупать дизельные автобусы.

- У нас есть компания, которая за свой счет готова увеличить количество заправок. Сейчас у нас есть своя станция - и нам ее хватает. Не будет проблем и с новыми автобусами. Тем более что в следующем году нам должны передать новый автопарк, на территории которого есть своя заправка.

- Есть ли какие-то планы в связи с новой линией БРТ? Акимат объявил вам, где она будет проходить, какие автобусы там будут курсировать?

- По БРТ пока никакой информации нет.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть