2891

Шальная пуля

Получивший ранение в перестрелке случайный прохожий уже шесть лет не может добиться присвоения ему инвалидности.

Шальная пуля
То самое место, где произошла перестрелка.

Алия СУЛЕЙМЕНОВА и ее 20-летний сын Вадим (имена и фамилии изменены) до сих пор помнят все детали перестрелки между преступными группировками, свидетелями и жертвами которой они стали совершенно случайно. Алия, получившая тогда шесть огнестрельных ранений, сейчас ходит с тремя пулями в позвоночнике, а ее сын живет с одной в легком. Но, несмотря на серьезные увечья, актауские врачи не хотят признавать ее сына инвалидом. Более того, каждый раз во время очередной призывной кампании Вадима вызывают в военкомат на комиссию, которая признает его годным к несению военной службы.

Эта история произошла 29 августа 2012 года в Ленгере Южно-Казахстанской области. В тот день, как вспоминает Алия, она с двумя детьми возвращалась с соревнований в Актау. Поезд должен был отходить в три часа ночи, поэтому накануне вечером она отправилась в магазин.

- Я с сыном и еще одной девочкой шла около частных домов. До магазина оставалось пройти совсем немного, как вдруг по дороге на большой скорости пролетает автомобиль. И тут я замечаю, что мужчина, сидевший в машине на заднем сиденье, в руках держит оружие. В этот же миг нам навстречу выезжают еще два автомобиля. Из первого мужчина открывает стрельбу. И когда мне первые пули попали в руку, я поняла, что творится что-то серьезное и страшное, поэтому автоматически своим телом попыталась прикрыть детей. Стоял страшный шум от звука пуль, которые попадали в железные забор и ворота дома, а затем отскакивали во все стороны. Я старалась не поднимать головы, но в какой-то момент все же ее подняла и увидела, как мужчина вылез из люка автомобиля. И вот тут полился уже настоящий свинцовый дождь. Именно в этот момент я получила ранения в живот, а моему сыну пуля угодила в легкое, - вспоминает Алия.

В районную больницу ее с сыном и еще одним пострадавшим, как позже выяснилось, участником преступной группировки, доставили уже в бессознательном состоянии. Здесь им оказали первую помощь и вызвали на подмогу коллег из Шымкента.

Хирургам Серику ЖОЛДАСОВУ и Марату АЙТМУРЗАЕВУ пришлось буквально по крупицам собирать израненную женщину. К слову, все время, что пострадавшие находились в реанимации, их охраняли полицейские.

Спустя несколько дней к женщине пришел следователь, чтобы ознакомить с постановлением о возбуждении уголовного дела, где ее и ее сына признали потерпевшей стороной.

Через месяц женщина вернулась домой в Актау, где начался долгий период реабилитации. На тот момент она была вдовой и в одиночку воспитывала двоих сыновей 14 и 13 лет. Для восстановления Алие пришлось потратить оставшиеся сбережения и продать кое-какую недвижимость. К сожалению, все, что женщина получила от государства в виде возмещения вреда за прошедшие семь лет, - это 20 тысяч тенге в виде материальной помощи от акимата.

- Две пули вытащили из руки и одну из печени. Оставшиеся три врачи решили не трогать, так как одна из них застряла между позвонком и аортой. Как только я приехала в Актау, тут же пришла в нашу поликлинику на перевязку, где столкнулась с полным безразличием врачей. Сколько мытарств мне пришлось пройти, чтобы добиться хотя бы элементарного внимания к нашему с сыном состоянию! Я не хочу огульно ругать всех врачей, среди них были, конечно же, те, кто помог нам в реабилитации.

Лишь в 2017 году женщина добилась присвоения ей третьей группы инвалидности. В этом же году у Вадима настало время отдать долг родине. Молодой человек с пулей в легком априори не мог быть годен для прохождения службы в армии, так как любая физическая нагрузка могла навредить его здоровью, но врачебная комиссия признала парня годным.

- Мне предложили найти хирурга, который бы удалил пулю из легкого, а я смог бы спокойно пойти в армию. И это несмотря на то, что все время врачи утверждали, что операция категорически противопоказана. На данный момент я не могу получить заключение комиссии, - недоумевает Вадим Сулейменов.

Устав от бесконечных мытарств, Алия в начале этого года обратилась в общественное объединение по защите прав потребителей. Как отмечает руководитель этой организации Никар РАФИКОВА, на протяжении долгого периода велась переписка с поликлиникой.

- Мы задавали ряд конкретных вопросов по поводу диагноза Алии и Вадима, но ни на один из них не получили ответа. В принципе, неудивительно, у Вадима есть выписка из поликлиники, в которой написано, что у него пулевое ранение грудной клетки. Тем временем в марте текущего года в Актау приезжал министр здравоохранения, на встречу с которым пришли Алия и Вадим. Тогда Елжан БИРТАНОВ, выслушав их жалобы, дал поручение нашему областному управлению здравоохранения решить эту проблему. Но никто этим делом не занимается. Вадиму до сих пор не могут поставить диагноз, соответственно, ни о каком присвоении инвалидности и речи быть не может. При этом парня продолжают вызывать в военкомат, хотя есть заключение областной комиссии, согласно которому его признали негодным к службе в армии. Однако городская комиссия считает его годным, - говорит Никар Рафикова.

После приезда министра дело хоть как-то сдвинулось - Алие все же вместо третьей группы инвалидности присвоили вторую, а вот в отношении Вадима ничего так и не решилось.

Тем временем в управлении здравоохранения Мангистауской области затруднились дать комментарии по этой ситуации, сославшись на то, что в поликлинике сейчас назначено новое руководство, которому понадобится время на изучение всех деталей.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото Алии СУЛЕЙМЕНОВОЙ, Актау

Поделиться
Класснуть