5588

Аттракцион неслыханной щедрости

В южной столице создан опасный прецедент: некоторым неплательщикам за коммуналку КСК списывает долги по настоятельному совету районного акимата, нарушая при этом не только законодательство, но и принципы социальной справедливости

Аттракцион неслыханной щедрости

Алматинцев удивили новостью: акимат Ауэзовского района договорился с КСК о списании 5,5 миллиона тенге за коммунальные долги малоимущим семьям.

Аннулировать долги собирались исключительно нуждающимся: инвалидам, матерям-одиночкам, малоимущим семьям. Таких в районе насчитали шестьдесят. Аким района Сайран САЙФЕДЕНОВ даже сообщил по этому случаю городскому телеканалу: “Мы принимаем различные меры, чтобы вернуть все долги”.

Но вернуть и списать - вещи принципиально разные. Долги перед КСК и за коммунальные услуги - тоже вещи разные, для этого достаточно знать законодательство Казахстана. Неужели власти не увидели здесь принципиальной разницы?

Мы обратились в акимат ­Ауэзовского района с вопросом: если они собрались списывать долги за коммунальные услуги, то при чем здесь КСК? Ведь потребители напрямую рассчитываются за электроэнергию, тепло, газ и воду с поставщиками этих услуг. С этими поставщиками и надо договариваться.

А если аннулировали долги перед КСК, то каким образом все это произошло? За чей счет банкет? В акимате Ауэзовского района полдня пытались ответить на мои вопросы. Очевидно, они поставили их в тупик.

Позже со мной связался главный специалист отдела коммунального хозяйства Ауэзовского районного акимата Еркин НУКЕБАЕВ и пояснил, что все это произошло только в одном многодомном КСК “Асу”, объединяющем бывшие общежития, там проживает много безработных и малоимущих. Квартирки у них маленькие, как комнатки:

- Вас ввели в заблуждение, это не во всем районе, а только в одном КСК хотели помочь малоимущим. Сейчас поднялся ажиотаж, все звонят в акимат и просят списать долги и им тоже. Возникла неразбериха: ранее у них был другой кооператив в форме ТОО, который был посредником между поставщиком комуслуг и потребителями. А теперь же они платят поставщикам напрямую. Но накопились долги за комуслуги, которые выглядят как долги перед КСК. Жильцы отказались их признавать. Как я слышал, было собрание, на котором приняли решили списать эти долги.

Главный специалист попросил меня позвонить председателю КСК “Асу” Бахтыбаю УТЕГЕНОВУ: мол, он очень ждет моего звонка. Однако трубку подняла женщина, представившаяся Бахыт-апай, которая назвалась его помощницей и говорила от его имени.

- Вас неправильно информировали, это долг не за коммунальные услуги - тепло, воду или газ, а за содержание жилого дома, - удивила меня женщина. - Правление КСК состоит из 12 человек, в которое входит по одному человеку от каждого дома. Наши жители обращались в акимат с просьбой списать им долги и за комуслуги, и за содержание дома, но мы к поставщикам комуслуг отношения не имеем, однако по нашим платежам ­обещали рассмотреть. Вызвали всех членов правления, ­изучили обстоятельства, составили список нуждающихся. И приняли решение списать долги. Есть и протокол.

- А за чей счет? Покрыли эти долги деньгами со счета КСК?

- Нет, мы же не имеем права так делать. Просто аннулировали долги, и все!

- Так это общее собрание решило списать долги?

- Правление. Собственников квартир в нашем КСК почти пять тысяч, их же невозможно собрать! Одних только общежитий 13 домов.

На вопрос, сколько всего домов входит в КСК “Асу”, моя собеседница ответила витиевато: в каждом районе. На другой вопрос, какой тариф по статье “расходы на содержание жилого дома” (РСЖД)платят собственники квартир, ответила: “Средний по городу”. Но, простите, в Алматы в ветхих домах общедомовые нужды составляют и 15 тенге с одного квадратного метра, а в некоторых новостройках - чуть ли не под 200 тенге. Как в том анекдоте про среднюю температуру по больнице… К слову, в упомянутом телесюжете некая Багдатгуль КОПЕСОВА благодарила власть за то, что ей простят аж 200 тысяч тенге!

Законно ли произошло списание долгов? Наши экс­перты единогласно утверждают, что нет. Власти и председатели КСК продемонстрировали очень вольное обращение с законом.

Юрист Адильбек ЖОЛДЫБАЕВ напомнил, что согласно закону о жилищных отношениях такое решение может принимать только общее собрание собственников квартир:

- Никто не имеет права списывать долги за расходы на содержание жилого дома, даже прокурор! Ни председатель КСК, ни его правление. Даже если сам аким города напишет письмо председателю КСК с просьбой о списании долгов, то это будет рассматриваться как хищение третьих лиц. Грубейшее нарушение закона! Акимат, скорее всего, занимается популизмом. Списание долгов за расходы на содержание жилого дома возможно только при таком раскладе. Допустим, в доме проживает одинокая старушка, ветеран тыла Марья Ивановна. На общем собрании выносят повестку: аннулировать долги пенсионерке. Если 51 процент собравшихся проголосует “за”, это решение оформят как положено, в протокол, то все будет законно. Кстати, акимат предоставляет из местного бюджета жилищную помощь на оплату коммунальных услуг за тепло, электроэнергию, воду, газ, которой и пользуются малоимущие. Но если эти малоимущие сначала просят у властей жилищную помощь, чтобы оплатить квитанции, а потом через власть просят списать поставщиков комуслуг накопившиеся долги, стоит задуматься: пошла ли по назначению жилищная помощь, уместно ли тут аннулирование долгов?

Заместитель председателя Ассоциации КСК Алматы Тимур КЫДЫРГУЖАНОВ тоже подметил: на данный момент нет никакого закона, который позволил бы списывать долги именно физлицам, кроме как по решению общего собрания собственников квартир.

- Уже разработан закон о банкротстве физических лиц, который планируют ввести в 2021 году. Только после того как он вступит в силу, станут возможны списания долгов по кредитам и перед КСК, но только по решению суда. Если председатель КСК сам спишет долги, то он нарушит закон о жилищных отношениях, - констатирует эксперт. - В любом случае тарифообразование РСЖД включает в себя расчет по всем квартирам жилого дома. И если долги за квадратуру квартиры малоимущих просто спишут, то она никуда не уйдет из самого тарифа, только возрастет нагрузка по оплате на всех остальных собственников. По закону даже если собственник поменяет квартиру, долг никуда не исчезнет - он останется не на квартире, а на собственнике.

- Кроме того, государственные местные исполнительные органы не имеют права вмешиваться в деятельность КСК, тем более в их финансовые отношения, - напомнил эксперт. - Если бы речь шла о списании коммунальных платежей, то государство могло бы списать долги перед поставщиками услуг, но только при условии, что заплатит за неплательщиков из собственного бюджета. Только такой вариант возможен при здоровых рыночных отношениях и в условиях демократического государства.

Кыдыргужанов приводит печальную статистику: сейчас во всех регионах страны нулевая работа по возвращению долгов перед КСК. Должники, услышав о том, что грядут реформы, что вот-вот примут новый закон о ЖКХ, перестают оплачивать расходы на содержание жилого дома.

- Во время обсуждения законопроекта я предлагал такую меру, которая могла бы на 80 процентов решить эту проблему: при переоформлении квартиры нотариус мог бы запрашивать у органа управления документы об отсутствии задолженности перед КСК. И при наличии такой задолженности отказывали бы в процедуре переоформления квартиры. Ведь одни люди продают квартиры, другие умирают, их наследники оформляют их на себя. Однако мое предложение не поддержали, - говорит Кыдыргужанов.

Другой член рабочей группы по обсуждению законопроекта президент РОО “Общественный защитник” Виктор СЫЗДЫКОВ возмущен всей этой ситуацией.

- Акимат должен был знать, что председатель КСК не имеет права единолично, даже с правлением, решать вопросы неоплаты расходов на содержание жилого дома! Установление размера тарифа РСЖД, а значит, и освобождение от его оплаты является прерогативой только общего собрания. Как быть с положением закона, что по оплате долгов на содержание дома сроков исковой давности не существует? То есть их можно предъявить к оплате... и через десять, и через 20 лет уже другим председателем как незаконно списанные.

Будут злоупотребления, как и получилось у государства с выдачей адресной социальной помощи. Остальные захотят списания долгов и начнут уговаривать своих председателей или обращаться в акимат, где не знают законы, - считает эксперт.

В общем, аттракцион невиданной щедрости под патронажем Ауэзовского акимата южной столицы не только сомнителен с точки зрения права, но и опасен как прецедент. Местная власть уже столк­нулась с нарастающим комом обращений граждан, просящих списать и им долги перед поставщиками коммунальных услуг. Руководители КСК опасаются, что на этом примере люди сознательно перестанут оплачивать свои счета, зная, что в акиматах есть добрые дяди и тети, которые им помогут закрыть долги за счет добросовестных квартировладельцев. Других денег, кроме как денег членов кооператива собственников квартир, просто нет!

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть