11098

Господа офицеры

В этой истории нет белых и пушистых. Все герои двух судебных процессов так или иначе имеют отношение к взяткам. И то, что сейчас одни будут подсудимыми, а другие потерпевшими, - это особенности законодательства, освобождающего от уголовной ответственности тех, кто добровольно заявил, что когда-то давал мзду. А еще эта история наглядно демонстрирует, что во многих случаях уже невозможно решать проблемы за деньги. Нет, конечно, люди, призванные по долгу службы бороться с коррупцией, деньги по-прежнему еще пока берут, но вот взятых на себя обязательств не выполняют. Причем кидают даже своих.

Господа офицеры

Два высокопоставленных офицера антикоррупционной службы оказались на скамье подсудимых по обвинению в тяжких коррупционных преступлениях. Подвел их под монастырь бывший начальник колонии строгого режима, отсидевший за коррупционное преступление. После освобождения ему удалось провести комплекс оперативных мероприятий, чтобы довести до суда борцов с коррупцией.

Причина и следствие

31 марта 2015 года. Поселок Заречный Алматинской области, колония строгого режима ЛА-155/8. Начальника исправительного учреждения Абая ЖАНАБЕРГЕНА и главного бухгалтера Мадамгуль ТОХТАХУНОВУ задерживают сотрудники тогдашнего департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Алматинской области. Основанием послужило заявление о вымогательстве сотрудниками исправительного учреждения 230 тысяч тенге от предпринимателя, чей магазин находился в колонии. Хотя майор Жанаберген и его подчиненная не признали вины, 6 октября того же года Капшагайский горсуд приговорил каждого к лишению свободы.

Честное офицерское

Но сейчас суд идет по событиям, которые происходили с 31 марта по 6 октября 2015 года. А они развивались следующим образом.

За день до задержания Жанабергена расследование уголовного дела против сотрудников колонии было поручено следователю по особо важным делам областного Нацбюро Али-Болатбеку ТАС­БУЛАТОВУ. На следующий день он приехал в колонию для обыска и задержания, не имея никаких полномочий прекращать расследование. Однако, зная, что дело уже не замять, предложил Жанабергену откупиться за 7000 долларов.

Абай позвонил родственникам, и требуемая сумма была тут же собрана. Шурин Жанабергена привез деньги в колонию, но осторожный Тасбулатов брать деньги в стенах исправительного учреждения не стал - назначил встречу на выезде из Заречного, куда приехал на собственной “тойоте камри” вместе с Абаем. В машине получил от начальника колонии пачку долларов (по тому курсу 1 299 550 тенге), еще раз пообещав закрыть дело. Однако тем же вечером “важняк” Тасбулатов закрыл не дело, а Жанабергена... в изолятор временного содержания Илийского РУВД и направил в суд ходатайство о его аресте, которое позже было удовлетворено. Как говорят в определенных кругах, банально кинул.

Через неделю расследование поручили другому следователю по особо важным делам Нацбюро Алматинской области Берикжану ОТЖАГАРОВУ, который, по материалам дела, также пообещал свободу Жанабергену, но уже за 50 000 долларов! Отжагаров не стал грузить самого Жанабергена или его родных напрямую, а пригласил “порешать проблему” в свой кабинет адвоката Абая Азата ФАЙЗУЛЛАЕВА, которого попросил довести до родственников цену вопроса.

Адвокат, стараясь помочь своему подзащитному любой ценой, понадеялся на честное офицерское Отжагарова и встретился с близкими Жанабергена. Пока те собирали необходимую сумму, Отжагаров показал, что без его услуг у подследственного могут возникнуть дополнительные проблемы, возбудив 23 июня 2015 года еще одно уголовное дело против начальника колонии и главбуха за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности группой лиц по предварительному сговору.

Пока фигуранты уголовного дела знакомились с материалами дела, Азат Файзуллаев получил от шурина Абая собранные родней деньги для взятки следователю. Передача баксов происходила в Алматы. Родственники провели операцию втайне от бывшего начальника колонии. Так завершилась вторая сделка по покупке свободы.

Но вскоре Жанаберген ушел по этапу. То есть его кинули второй раз.

Месть мундира

Пока Жанаберген сидел, Тасбулатов сменил китель борца с коррупцией на мундир прокурора и надзирал за законом в Енбекшиказахском районе Алматинской области. А Отжагаров даже оказался фигурантом уголовного дела по халатности, но сумел выкрутиться и остался служить в Нацбюро.

Освободившись, Жанаберген несколько раз созванивался с антикоррупционщиками, чтобы они вернули деньги, но его даже слушать не стали. Он неоднократно обращался в департамент Нацбюро Алматы, ходил в городскую прокуратуру, но там почему-то не стали заниматься этой темой. Абай поехал в Генпрокуратуру, там хотя и обещали помочь наказать мздоимцев, но даже не перезвонили.

И только в департаменте собственной безопасности (ДСБ) нынешнего Агентства по противодействию коррупции (АПК) выслушали все доводы Жанабергена. Вместе с ним в Алматы прилетела специальная бригада антикоррупционной службы: оперативники, следователи, технари, специализирующиеся на скрытом наблюдении, негласной аудио- и видеофиксации.

Специальные оперативные мероприятия, которые проводил Жанаберген против своих обидчиков, относятся к разряду тайны следствия. И мы, к сожалению, не можем о них рассказать, чтобы нас потом не обвинили в разглашении этой самой тайны (такие комбинации достойны сюжета крутого криминального детектива). Бывшему начальнику колонии удалось встретиться с Тасбулатовым и Отжагаровым, с адвокатом Файзуллаевым.

На этих встречах они сначала от всего отнекивались, но позже признались, что действительно получили от родственников Абая крупные суммы, и даже согласились вернуть деньги. Правда, возвращали частями. Все это фиксировалось. Каждую встречу, перечисление денег на счет Жанабергена, телефонные звонки тщательно записывали технари антикоррупционной службы.

Собрав необходимые доказательства, старший следователь по особо важным делам ДСБ АПК Турлыбек АМАНТАЙ возбудил на своих коллег уголовные дела. К тому времени к Тасбулатову нагрянули сотрудники внутренней безопасности облпрокуратуры, и после непродолжительного разговора он написал заявление на увольнение по собственному (видимо, произошла утечка, что Тас­булатова взяли в разработку, и эсбэшники предложили ему уйти по-тихому, не пятная честь прокурорского мундира). Отжагаров же продолжал работать.

В материалах уголовного дела Тас­булатова говорится: его действия квалифицированы как мошенничество (хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения). К слову, судья Капшагайского горсуда Олжас КУРЕНБЕКОВ уже приступил к главному судебному разбирательству по этому делу.

Берикжану Отжагарову также инкриминировали мошенничество, только в особо крупном размере. Позже его уволили из органов по отрицательным мотивам.

Сейчас оба - и Тасбулатов, и Отжагаров - находятся под залогом.

Кроме того, этих офицеров обвинили в нарушениях должностных инструкций и указа президента от 26 декабря 2014 года №986 “Об антикоррупционной стратегии Рес­публики Казахстан на 2015-2025 годы”. В ДСБ считают: Тасбулатов и Отжагаров подорвали авторитет государственной службы и высокое звание сотрудника антикоррупционной службы, совершили уголовные правонарушения против собственности, а также интересов государственной службы и государственного управления.

Учитывая всю серьезность этих преступлений, уголовные дела лично изучил и позже утвердил первый зампрокурора Алматинской области старший советник юстиции Марат ТОЙЖАН.

Ближе к делу

По данным следствия, вина подсудимых полностью доказана не только заявлениями Жанабергена и его шурина, но и показаниями свидетелей, подтвердивших, что занимали родственникам Абая в общей сложности 57 тысяч долларов. В уголовном деле имеются заключения судебных экспертиз, подтверждающие факты получения денег и “волеизъявление” мздоимцев вернуть их частями. Есть и квитанции банковских переводов, которые также были зафиксированы сотрудниками спецдепартамента АПК.

Любопытная деталь: на одной из оперативных встреч Отжагарова с Жанабергеном возник жаркий спор. Абай настаивал, что его родственники собрали адвокату 50 тысяч долларов, но борец с коррупцией уверял: он получил от Файзуллаева только 40 тысяч “вечнозеленых”…

Адвокат Файзуллаев (он проходит по делу в качестве свидетеля с правом на защиту) подтвердил, что на самом деле получил и передал в Алматы Отжагарову 50 тысяч долларов за прекращение уголовного дела Абая Жанабергена.

Нам удалось дозвониться до бывшего начальника колонии строгого режима.

- Сейчас идет открытое судебное разбирательство по делу Тасбулатова в Капшагайском городском суде. Второе уголовное дело по обвинению Отжагарова находится на рассмотрении в Талдыкорганском горсуде. На этих заседаниях я выступаю в качестве потерпевшего. Я недоумеваю, почему обоих выпустили под залог. Меня, например, обвинив в получении 100 тысяч тенге, которых на самом деле я и в глаза не видел, сразу арестовали, - подытожил наш разговор Жанаберген.

Тем временем на сайте Талдыкорганского горсуда висит постановление от 7 октября этого года, подписанное судьей Бейбитом ТУРУСОВЫМ. В этом документе расписаны многие детали уголовного дела Берикжана Отжагарова: когда, от кого именно, какую сумму и за что конкретно он получил. Кроме того, выяснилось, что сотрудники ДСБ добавили ему еще один эпизод, вытащив старое уголовное дело из архива: “В результате ненадлежащего исполнения Отжагаровым своих служебных обязанностей, недобросовестного отношения к службе в период с 16 февраля по 28 июня 2016 года в ходе расследования уголовного дела следователь не наложил арест на автомобиль Toyota Camry г/н 551HLA, который выступил в качестве залога при избрании меры пресечения подозреваемого по делу. Данное залоговое имущество было реализовано, что повлекло за собой тяжкие последствия в виде причинения существенного вреда интересам государства на сумму 3 138 000 тенге...”

Как выяснилось, в ходе судебных заседаний его адвокат подал ходатайство о переносе рассмотрения дела в Илийский райсуд. Одна из причин - “подсудимый испытывает затруднительное материальное положение...”

Теперь дальнейшую участь Берикжана Отжагарова будут решать служители Фемиды из Илийского районного суда.

Тохнияз КУЧУКОВ, коллаж Владимира Кадырбаева, Алматинская область

,

Поделиться
Класснуть