Заблудшая овечка
Актюбинка, вышедшая замуж в 14-летнем возрасте за религиозного фанатика, стала героиней фильма-раскаяния
Сейчас женщине далеко за тридцать, она посещает лекции теологов и психологов информационно-аналитического центра “Ансар” и согласилась дать интервью для специалистов, чтобы “в первую очередь уберечь молодых от роковых ошибок”.
Гульсана ИБРАЕВА (имя героини изменено по этическим соображениям. - А. М.) в школу пошла раньше своих сверстников, а после девятого класса приехала из аула в областной центр, чтобы поступить в колледж. Ей тогда было 14 лет. Первой подругой Гульсаны в незнакомом городе стала девушка ненамного старше ее.
- Она была верующей, и мы часто говорили о религии. Все время я от нее слышала, что “живу не так, неправильно, из-за этого можно попасть в ад”, - вспоминает Ибраева.
Какое впечатление оказывали такие разговоры на неокрепшую детскую психику, догадаться несложно. Девочка не задумываясь накинула на себя платок и стала читать намаз. Лишь бы не гореть в огне на том свете. Точно по такой же причине она дала согласие, когда новое окружение подыскало ей мужа. Никого не смутила даже разница в возрасте - жених был старше несовершеннолетней невесты на десять лет. Только бы избежать ада!
- Мне твердили, что быть одной нехорошо, только Аллаху присуще одиночество. Стали уговаривать выйти замуж и предлагать парней. Говорили, что жизнь изменится к лучшему, я попаду в рай, - вспоминает женщина. - А ведь я была маленькой. В итоге вышла замуж в неполные 15 лет. Через год родила ребенка.
И лишь родители, которые проживали в глубинке, были в ужасе от всего происходящего. Но Гульсана их игнорировала. Не помогли ни слезы, ни мольба старших. “Если они против твоей религии, то можно к ним не прислушиваться”, - говорили девочке ее новые наставники.
- У нас с мужем не было глубоких религиозных знаний. Не владели арабским языком, Коран читать не могли. Только пять раз в день молились, в мечеть не ходили, - грустно продолжает женщина.
Так прошло четыре года.
А однажды супруг Гульсаны засобирался в заграничную поездку, мол, по работе. Куда едет, говорить не стал.
- Он позвонил мне, лишь когда оказался в Египте. Уехал туда за религиозными знаниями. Объяснил так: “Если поездка ради Аллаха, то можно и не делиться с женой планами”. Утверждал, что в Актобе мы живем не по шариату, поэтому звал в Египет, мол, все начнем с чистого листа, - говорит Ибраева.
А потом вдруг пропал. Объявился лишь через несколько месяцев, оказавшись на этот раз в Сирии.
Мужчина ежедневно выходил на связь с женой, отчитывался о жизни в халифате, в том числе - в кого стрелял, кого ликвидировал.
- У меня язык не поворачивается назвать мусульманином того, кто совершает такие дела. Я была в ужасе. А он: “Так приказал Аллах”. Меня уже тогда начали терзать сомнения. Поэтому я всегда спрашивала: считает ли он правильным то, что делает, доволен ли своей нынешней жизнью, - вспоминает женщина.
Муж сказал правду, лишь когда получил ранение в ногу: “Это ошибка, меня обманули!”
- Оказывается, еще в Египте он лишился всех документов. А когда кинулся за помощью к своим братьям по вере, те успокоили его, мол, все в порядке, сейчас мы поедем туда, где действительно есть истинные исламские знания. Так он оказался в Сирии.
Тогда же, получив ранение, муж перестал звать Гульсану к себе. Хотя до этого обещал выслать деньги и уговаривал ее приехать в халифат: “Хочу вместе с тобой попасть в рай”.
- А потом его убили. Мне прислали фото, - плачет Ибраева. - Семья, узнав обо всем, отвернулась от меня. Мне говорили, что, может, я тоже такая, сказали больше не приходить к ним, что у них нет такой дочери, как я.
Зато братья и сестры по вере окружили Ибраеву заботой. Куда бы она ни пошла, с кем бы она ни встретилась, женщину везде встречали с почестями. Она ведь жена шахида, великомученика!
Актюбинка признается, что это сильно сбивало ее с толку. Она понимала, что все годы движется в неправильном направлении. Но понимания со стороны близких не оказалось, тогда как новое окружение присвоило ей “почетный статус”.
А дальше опять началось то, что она уже пережила в 14 лет. Гульсану начали упорно уговаривать выйти замуж.
- Все говорили: “Тот, кто возьмет жену шахида да еще с ребенком в жены, получит невероятный сауаб (благословение небес)”, - горько вздыхает женщина. - Так, мне подыскали мужчину старше меня на четыре года. В этот раз в отличие от первого мужа мы пару месяцев общались с ним, приглядывались друг к другу.
Но спокойной жизни так и не получилось. Муж Ибраевой стал участником июньских терактов 2016 года, за что впоследствии получил пожизненный тюремный срок.
- Он торговал мобильными телефонами. В тот день ушел на работу и не вернулся. Услышала по телевизору, что он в числе боевиков, - плачет Ибраева. - Не ожидала от него такого. Сейчас, когда общаюсь с ним, слышу лишь одно: он бесконечно раскаивается, и если бы вернуть тот день назад, он бы не совершил безрассудства.
Сейчас женщина живет с детьми одна. Наладила связь с родственниками. Не без помощи теологов и психологов “Ансара”. Посещает лекции специалистов, получает религиозные знания. Снявшись в фильме-раскаянии, Ибраева просит молодых думать прежде всего головой.
Женщина признается, что всякий раз вспоминает подругу, из-за которой когда-то пришла в религию. Но сейчас, несмотря на тесное общение, Гульсана испытывает к ней противоречивые чувства.
- Часто говорим за жизнь. Она признается, что чувствует вину за то, что произошло со мной. Я не злюсь на нее, но...
Ее с головой накрывают воспоминания. Подростковый возраст. То, как она долгие годы была объектом манипуляций. Горечь от того, что не могла повлиять на любимых людей, предотвратить трагедию в своей и их жизни.
- Не чурайтесь официальных мечетей, имамов, избегайте проповедников из интернета, - призывает молодежь Гульсана.
Акмарал МАЙКОЗОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Актобе

