4883

Расплата за воздушные замки

Истекают сроки, на которые государство давало кредиты на капитальный ремонт многоквартирных домов первым участникам программы тепломодернизации жилья. А значит, не за горами волна судебных разбирательств по взысканию многомиллионных задолженностей, поскольку люди массово не погашали кредиты.

Расплата  за воздушные замки
Двор домов, отремонтированных по программе тепломодернизации.

Четыре высотки в микрорайоне, прозванном в народе “905 стройка”, на окраине левобережной части Семея стали последними домами, которые успели построить перед развалом Советского Союза. В одной из них живет Альфия СУЛЕЙМЕНОВА.

Альфия СУЛЕЙМЕНОВА.

- Наш десятиэтажный дом сдали в эксплуатацию в 1992 году. Я живу здесь с 2011-го. Моя двухкомнатная квартира находится на девятом этаже. Первое, что сильно усложнило мою жизнь, - это отсутствие лифта. Точнее, во всех трех подъез­дах лифты были. Но за время существования дома ни один из них так и не запустили! Лишила меня покоя и протекавшая крыша. И хотя я живу не на последнем этаже, во время сильных ливней мне оставалось только уповать на то, что соседи сверху успеют ликвидировать последствия потопа.

Поэтому Альфия искренне обрадовалась, когда в 2012 году ее дом попал в программу тепломодернизации жилья. С этого времени на капитальный ремонт десяти­этажки государство выделило кредит в размере 34 миллиона тенге. Выплатить надо за двухкомнатную квартиру 257 тысяч тенге, трехкомнатную - 327 тысяч тенге. Эту сумму жильцы 119 квартир должны были погасить в течение семи лет. Ежемесячно собственникам двушек приходит счет на 3068 тенге, хозяевам трехкомнатных квартир - на 3680 тенге.

- Я из 257 тысяч успела выплатить 80 тысяч тенге, как у меня лопнуло терпение, - вспоминает Альфия. - Капитальный ремонт подрядчик завершил в 2013 году. Но уже шел июнь 2016-го, а новый лифт так и не заработал! Когда в жару я, обливаясь потом, едва заползла с тяжелыми сумками на свой девятый этаж, решила: с меня хватит! Не буду платить до тех пор, пока не запустят лифт.

К этому времени от капитального ремонта, проведенного два с половиной года назад, не осталось и следа. Все, что побелили и покрасили в подъездах, отвалилось. Отремонтированная кровля снова протекала!

У входных дверей дома нет козырьков, но платить за них должны.

Заручившись поддержкой соседей, Альфия Сулейменова забрасывала жалобами акиматы города и области. Эта борьба начала приносить плоды. Подрядчик подмазал облупившуюся краску в подъездах. Рабочие начали таскать на крышу рулоны рубероида. Самое главное, в ноябре 2016 года во всех трех подъездах наконец-то заработали лифты!

Казалось бы, теперь женщине ничто не мешало возобновить оплату счетов за капитальный ремонт по программе тепломодернизации жилья. Но во время переписки с госорганами у Альфии появились основания думать, что ее с другими жильцами заставили платить за... воздух!

- Нам говорили: один лифт стоит шесть миллионов тенге. Однако когда мы добились, чтобы чиновники предоставили смету, оказалось, что реальная стоимость трех лифтов… 5 миллионов 280 тысяч тенге! Зато за монтаж и демонтаж лифтов значилась просто фантастическая сумма - 11 миллионов 300 тысяч тенге. После этого возник вопрос: что вообще вошло в 34 миллиона тенге? И тут нас ждал шок. Акт гос­комиссии о приемке капитального ремонта объекта в эксплуатацию свидетельствовал о том, что представители городского акимата приняли работы, которые на самом деле не проводились! Там написано: выполнены наружные работы, и сделаны козырьки у подъездов. Но в том-то и дело, что у нас нет козырьков! Дизайн нашего дома их попросту не предусматривает. Видите? Встроенные входные группы. А теперь давайте отыщем следы наружных работ на фасаде. Их нет!

Приняла госкомиссия и электромонтажные работы. По словам Сулейменовой, подрядчики ограничились лишь заменой в подъезде советских светильников на китайские, лампочки в которых давно перегорели.

Вот так выглядят подъезды после тепломодернизации.

- А по смете выходит, что у нас заменена полностью проводка - кабель трех видов. Всего 903 метра! Вот видите - электрощиты. Якобы их поставили во время тепломодернизации. Но они были сразу - с начала сдачи дома в эксплуатацию в 1992 году!

Альфие пришлось в одиночку провести целое расследование. Она столкнулась с тем, что часть документации по капитальному ремонту ее дома была уничтожена. Но даже по тем документам, что удалось раздобыть, можно сделать вывод: с самого начала не было законных оснований для включения дома по улице Рыскулова, 87 в программу тепломодернизации жилья.

- Потому что главное условие для этого - наличие кондоминиума. У нас же соглашение об организации собственниками кондоминиума датировано 17 декабря 2013 года. А договор о проведении ремонта по программе подписан в декабре 2012-го.

Пытаясь докопаться до истины, Альфия натыкалась на новые несостыковки. Так, во всех документах по капитальному ремонту дома подрядчик - “Востоксантехмонтаж” и сумма ремонта - 34 миллиона тенге. А в последнем ответе заместителя акима Семея Николая УШАКОВА ссылка на другой протокол, где подрядчик - “Жылу Булак”, сумма ремонта - 35 миллионов тенге.

Более того, акт госкомиссии о приемке капитального ремонта объекта в эксплуатацию сначала был вообще без даты! Немного позже появился вариант акта госкомиссии, датированный 14 октября 2015 года. Это при том, что ремонт дома был сделан в 2013-м. Что это - халатность или сознательное решение сфабриковать документы?

Выщербленные полы на лестничных площадках.

После таких открытий Альфия Сулейменова поставила перед собой цель добиться проведения проверки, которая бы выяснила, на какую сумму был выполнен капитальный ремонт без приписок и фальсификаций. Для этого юристы подсказали подать иск в суд о признании недействительными протокола общего собрания от 20.9.2012 г.­ и действий председателя ПКСК “Жемчужина” Веры Захаровой в подписании акта госкомиссии о приемке капитального ремонта объекта в эксплуатацию.

Альфия Сулейменова вместе с другими жильцами дома так и поступила. Но суд отказал в удовлетворении иска под предлогом того, что истек срок исковой давности…

Между тем дом по улице Рыскулова, 87 снова остро нуждается в капитальном ремонте. Кровля вся в трещинах, по-прежнему протекает. В подвале проржавели трубы, которые поменяли во время тепломодернизации. В подъездах нужно постоянно смотреть под ноги - настолько сильно выщерблен бетонный пол. В плачевном состоянии находится и придомовая территория.

- С самого начала исполнителем программы тепломодернизации жилья было ТОО “Многоотраслевое эксплуатационное предприятие города Семея”, - поясняет Альфия Сулейменова. - В 2015 году все полномочия перешли к ТОО “Жилищно-эксплуатационное управление Восточно-Казахстанской области” (ЖЭУ). Его директор и письменно, и при личной встрече заявлял нам, что по условиям договора уступки ЖЭУ за качество проведенного ремонта ответственности не несет!

Вот и получается, что за некачественный ремонт жильцам придется расплатиться сполна. В аналогичной ситуации оказались все ближайшие высотки. На жителей двух многоквартирных домов, где срок погашения кредита за капитальный ремонт по программе тепломодернизации жилья уже истек, ЖЭУ подало в суд о взыскании задолженности и выиграло. Теперь к основному долгу прибавилось 25 процентов от общей задолженности - судебные издержки.

- То же самое ждет и нас, - невесело улыбается Альфия Сулейменова. - В декабре этого года истекает семилетний срок нашего кредита. Но я не теряю надежды добиться перерасчета суммы нашего долга по реально выполненным работам. Мы не должны платить за воздух!

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть