Ворота в бизнес-рай
Вчера в Алматы предприниматели попросили разрешить въезд в выставочный комплекс “Атакент” через главные ворота. Правда, пока не придумали, куда девать 15-метровую белку, которая стоит как раз перед ними.
Пресс-релиз, который накануне разослали журналистам, был озаглавлен недвусмысленно: “Бизнесмены “Атакента” терпят убытки из-за транспортного коллапса на Тимирязева”. А ниже - несколько фактов в подтверждение этого месседжа. Продажи предпринимателей снизились в два раза, многие на грани разорения (эта мысль рефреном звучала на протяжении всего заседания). На территорию “Атакента” нет удобного въезда (заезжать через ворота со стороны улицы Ауэзова запретили в 2018 году, незадолго до появления белки), количество посетителей торговых центров уменьшилось на 15 процентов.
- За первый квартал 2019 года расторгнуто 670 договоров на сумму 50 миллионов тенге, - начал рассказывать о бедах, свалившихся на бизнесменов, эксперт региональной палаты предпринимателей города Алматы Дастан ТОРЕГЕЛЬДИН. - На территорию площадью 54,5 гектара предусмотрено всего два въезда. В 2018 году акиматом Алматы без предупреждения и обоснования был перекрыт доступ на “Атакент” со стороны улицы Ауэзова. Последующее строительство БРТ, сокращение количества полос для движения автомобилей, ликвидация левых поворотов негативно отразились на количестве посетителей. Это показал анализ, который мы провели. На въездах создаются постоянные пробки. Мы подготовили несколько решений с учетом развития транспортной инфраструктуры. Восстановить въезд/выезд без организации парковки на перекрестке улиц Тимирязева и Ауэзова во все направления так, чтобы это не мешало движению БРТ. Рассмотреть возможность поворота налево при выезде с территории “Атакента” (речь об участке со стороны улицы Манаса. Но идею эту сразу отверг представитель административной полиции. - О. А.). Перенести велодорожку на южную сторону улицы Утепова (это уже другой заезд на выставку. - О. А.).
Последующие выступления арендаторов сводились все к той же мысли: нет заездов - нет покупателей.
- Откройте арку, мы, как предприниматели, задыхаемся, - чуть не умоляли собравшиеся.
Но на следующего спикера этот призыв, судя по всему, не подействовал.
- Я прочитал справку, которую вы предоставили. На мой взгляд, в ней много натяжек и, так скажем, не очень правильных вещей, - совсем не в унисон остальным выступавшим сказал член общественного совета города Алматы Марат ШИБУТОВ. - Вы пишете, что снизилась деловая активность. Но такая же ситуация в целом по стране, ведь не у одних предпринимателей, работающих на “Атакенте”, есть проблемы. Не забывайте, что “Атакент” не только выставка, но и парк. Почему нет опроса жителей? Чего хотят они? Или, может быть, комплексом плохо управляют и дело не во въездах, а в высокой арендной плате, например… И давайте не будем забывать, что “Атакент” находится не посреди пустыни. Мы должны учитывать интересы не только предпринимателей, но и всех людей, которые ездят на автобусах по линии БРТ, - их тоже очень много. Чуть дальше расположены КазНу им. аль-Фараби, политех, энергетический (Алматинский университет энергетики и связи. - О. А.). Как изменения на “Атакенте” повлияют на пропускную способность близлежащих улиц? Это кто-то замерял?
Но Шибутову тут же возразили: дело не в плохом управлении, с ним как раз все нормально. А в том, что на территорию выставки трудно попасть, а потом нелегко и выехать.
Меня волновало другое: что будет с разнесчастной белкой, которая стоит как раз перед тем самым въездом? Ее-то, бедолагу, куда девать? Кто-то предлагал перенести белку на площадку внутри самого “Атакента”. Но кто оплатит ее новоселье? Акимат уже заявлял, что больше не выделит на скульптуру ни тиына.
Другие говорили, что можно оставить ее там, где она сейчас. Вдруг все так счастливо сложится, что места хватит и белке, и автомобилистам. А если и сложится? Где будут парковать свои машины люди, которые, узнав, что проезд через ворота снова открыт, радостно рванут за покупками на “Атакент”? Со свободными местами для парковки там и сейчас напряженка.
Мне пытались возразить: мол, за выставочными павильонами есть большая площадка для стоянки автомобилей. Но она относительно далеко от торговых площадей, никто оттуда пешком не пойдет. С таким же успехом можно оставить машину на той же улице Манаса и прогуляться метров пятьсот. Но, однако же, потенциальные клиенты этого не делают. Где гарантия, что что-то изменится, когда “Атакент” снова распахнет свои ворота?
Хотелось услышать, что обо всем этом думает представитель акимата, присутствовавший на встрече. Но он все больше молчал, предусмотрительно ничего не обещал, но и “нет” не говорил. Пришлось спросить в лоб:
- Выходит, что, в общем-то, акимат не против того, чтобы снова разрешить въезд на “Атакент” через главные ворота?
Не помогло. Ответ был все таким же неопределенным и обтекаемым:
- Пока мы не можем говорить ничего конкретного. Нужно подготовить проект, передать его в уполномоченные государственные органы, там его рассмотрят и примут решение. Каким оно будет, никто не знает.
Интересно, как события будут развиваться дальше, особенно учитывая недавний прецедент с велодорожками на улицах Кунаева и Байтурсынова. Там ведь все развивалось по похожему сценарию, лишь с тем отличием, что владельцы торговых точек, расположенных вдоль этих магистралей, сразу выступали против оборудования “выделенки” для велосипедистов и самокатчиков. Но при прежнем акиме их предпочитали не слышать, а вот при нынешнем прислушались. Причем практически сразу.
Теперь ждем, когда рассказывать о невыносимых условиях работы придут владельцы магазинчиков на улицах, по которым проходит линия БРТ для скоростных автобусов. Вполне ожидаемый сюжет при нынешнем развитии событий. Тем более что и жильцы домов, расположенных недалеко от остановок БРТ, тоже жаловались в акимат на шум, который создают водители автобусов.
- Мы хотим, чтобы город был удобным для всех, - такой была одна из последних реплик, прозвучавших в зале.
Да, этого хотят все. Но бывает так, наверное, только в идеальном мире. Если мы за город для пешеходов, значит, жертвуем автомобилями. По-другому не получится. Хотя сейчас в акимате все больше говорят про город без окраин, поэтому кто знает, где в итоге окажется белка.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта inform.kz, Алматы