Пошли за кампанию
Как наш корреспондент к поликлинике прикреплялась: советы для тех, кто только собирается это сделать
Как известно, 16 сентября 2019 года в Казахстане стартовала кампания по прикреплению к поликлиникам - последняя перед внедрением системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Продлится она до 15 ноября. Все, кто еще не прикреплен, или те, кто хочет изменить место обслуживания, как раз сейчас могут сделать свой выбор. Я одна из таких. Взносы за меня работодатель уже платит, а я по-прежнему обращаюсь только в частные клиники. Вот и решила восстановить справедливость.
Все в ЦОН
Читаю новость на страничке фонда ОСМС в соцсетях: “Теперь прикрепиться к поликлинике можно через портал egov”. Это, конечно, прекрасно. Правда, забыли написать слово “только”. Любому, кто захочет прикрепиться или уйти в новую поликлинику, нужно либо уметь пользоваться порталом электронного правительства, а значит, иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП), либо идти в ближайший ЦОН. Заявления в поликлиниках не принимают с 1 июля этого года. Намерения, как всегда, благие: процесс автоматизировали, чтобы исключить приписки и злоупотребления, когда пациентам необоснованно отказывают в прикреплении. Летом я делала материал об этом, и Забира ОРАЗАЛИЕВА, которая на тот момент была управляющим директором НАО “Фонд социального медицинского страхования”, как раз об этом и говорила. Перед началом прикрепительной кампании эту же мысль активно ретранслировал Минздрав. Когда я предположила, что процедура усложнится, Забира Жандаровна успокоила:
- В ЦОНе вам не нужно будет стоять в очереди, там есть уголок самообслуживания. Подойдете туда, сотрудник поможет в случае необходимости загрузить электронную цифровую подпись и осуществит прикрепление. Но, опять же, если у вас есть ЭЦП, не нужно никуда идти: отправить заявку можно через портал электронного правительства egov.kz.
Да, электронная подпись у меня есть. Но я решила проверить, как будут прикрепляться те, у кого ее нет (ведь таких людей пока большинство), и отправилась в ЦОН своего района. Дело было в среду. Когда мы вошли в здание, я посмотрела на часы - 13.00.
Спросила у консультанта, к кому обратиться по поводу прикрепления.
- Сначала получите мобильную регистрацию (она нужна тем, у кого нет ЭЦП), - показывает, к какому столу подойти.
Там всего несколько человек, но это лишь первый этап квеста. Второй сложнее: очередь к компьютеру, за которым сидит сотрудница ЦОНа, выдающая справки. Мне тоже к ней. Передо мной человек пять, но до меня очередь доходит только через 35 минут.
- У вас что?
- Я хотела прикрепиться к поликлинике.
- Называйте район, номер поликлиники и фамилию врача, у которого вы будете обслуживаться.
- Понятия не имею, какой врач на моем участке - я никогда не была там прикреплена.
- Это одно из требований системы, мы обязательно должны это указать. Можете сейчас позвонить и узнать. Или я выберу фамилию врача наугад, но только в таком случае заявку могут не одобрить. Потом не приходите ко мне и не говорите, что вас не прикрепили - я вас предупредила.
- Хорошо, - соглашаюсь.
Еще несколько минут - все оформлено.
- Через пару дней позвоните в поликлинику и узнайте, прикрепили ли вас.
Выходя из здания, я снова взглянула на часы: было 13.40.
Так что совет первый: идите в ЦОН в будний день, но предварительно обязательно узнайте фамилию врача, у которого вы хотите лечиться.
***
В поликлинику я позвонила через несколько дней.
- ИИН продиктуйте, пожалуйста, - слышу в ответ на просьбу проверить, пришла ли моя заявка. - Та-а-ак… А вы знаете, сейчас вы никуда не прикреплены.
- Почему?
- Я не могу сказать, попробуйте позвонить нашему специалисту, которая этим занимается.
Становится все интереснее. Не с первого раза, но все же дозваниваюсь, снова диктую свои данные.
- Ваши данные внесли в заявку в рамках кампании по прикреплению, они не учли то, что раньше вы не были никуда прикреплены. Это значит, что обслуживать вас мы начнем только с 1 января 2020 года. А сейчас вы действительно не прикреплены ни к одной из поликлиник. Если хотите, можете прийти к нам с ЭЦП - мы вас заново прикрепим и сразу начнем обслуживать.
“Пожалуй, нет”, - думаю про себя.
А что до прикрепления только в ЦОНе... Я отправила несколько вопросов в Фонд социального медицинского страхования. Один из них касался как раз этого момента.
- Появится ли возможность прикрепляться непосредственно к поликлинике? Делать это в ЦОНе удобно не всем, - спросила я.
- Как показала практика последних лет, лишь 1,5 процента населения страны пользуется данной государственной услугой в период кампании (прикрепительной. - О. А.), а более 98 процентов населения страны получают услуги первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в тех же медицинских организациях по месту действующего прикрепления, - ответили в фонде.
Какая интересная логика: люди инертны, пусть такими и остаются. Так получается? Ведь если они не приходили, чтобы прикрепиться
в ту поликлинику, которая им нравится, то в ЦОН их никакими калачами не заманишь. И все это под заявления про конкуренцию, право выбора и деньги, которые идут за пациентом.
Цифры в тему
- 549 медицинских организаций в Казахстане оказывают первичную медико-санитарную помощь населению.
- По оценкам Минздрава, около 5 процентов казахстанцев 1 января 2020 года останутся незастрахованными.
Договаривайтесь сразу
Еще один очень важный момент: будут ли обслуживать пациента, если он прикрепится к поликлинике, которая не относится к его микроучастку? В приказе №281 “Об утверждении правил оказания первичной медико-социальной помощи и правил прикрепления к организациям первичной медико-санитарной помощи” указано лишь то, что гражданин имеет право на свободное прикрепление к поликлинике в пределах административно-территориальной единицы. Все. В документе не уточняется, на каком расстоянии от вашего места жительства должна находиться организация ПМСП, чтобы в случае необходимости к вам домой точно пришел врач. Отсюда и разночтения.
Я несколько раз писала материалы на эту тему и слышала взаимоисключающие мнения. Представители фонда медстрахования уверяли, что обслуживать обязаны в любом случае, если поликлиника находится в вашем районе. Оптимистично. В горздравах парировали: “А как, если пациент выберет ПМСП в другом конце района, к нему доберется врач?” Тоже можно понять.
Работая над этим материалом, я еще раз пообщалась с экспертами. Поэтому совет второй: выбирайте поликлинику, которая расположена недалеко от вашего дома - необязательно, чтобы она была на микроучастке, главное, чтобы относительно недалеко. И прежде чем прикрепляться к “неродной” организации ПМСМ, не поленитесь и позвоните туда, узнайте, будут ли вас обслуживать на дому. Многие поликлиники, расположенные неподалеку, идут на это. Все это нужно оговаривать заранее, чтобы потом не было недоразумений. И еще в фонде медстрахования напоминают: “Поменять поликлинику можно, если изменилось место жительства. Если в самой поликлинике произошла реорганизация и она выбыла из числа поставщиков фонда или, наоборот, рядом открылась новая поликлиника, которая вошла в список поставщиков. И даже без всяких причин у вас есть право раз в год сменить место прикрепления”. Правда, о последнем пункте, как показывает мой опыт, знают далеко не все сотрудники регистратур ПМСП.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Опрос в тему
Что удобнее: прикрепляться к поликлинике в ЦОНе или в самой поликлинике?
- В ЦОНе, конечно, у всех давным-давно есть ЭЦП, и злоупотреблений не будет.
- Людям нужно дать выбор: и в ЦОНе, и в поликлинике.
- Меня не волнует этот вопрос, я не хожу к врачам.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Что в первую очередь нужно сделать, чтобы наши горы стали более доступными и безопасными для туристов?
- Дать подробную информацию: обозначить на местности и на картах туристские маршруты с указанием сложности, установить на тропах информационные стенды 49 %
- Усилить службу спасения, ввести обязательную регистрацию туристов на высокогорных маршрутах.....20%
- Горы не должны быть доступными для массового туризма, это удел подготовленных спортсменов..........31%