7073

Служба не в счёт

Прослужив государству более 25 лет, сотрудники правоохранительного блока таможни остались без пенсионных начислений

Служба не в счёт
СЭР не пропускает контрабанду и пополняет бюджет страны.

Досадный “сюрприз” преподнесло государство сотрудникам службы экономических расследований в Казахстане. Уйдя на заслуженный отдых по выслуге лет, они остались без пенсионных выплат. Сегодня в Мангистауской области таких четверо, а всего по республике более 80 человек. Но с годами их число вырастет в разы. Теперь бывшие слуги отечества вместо спокойного отдыха вынуждены обивать пороги судебных инстанций.

Марат АЙБЕРГЕНОВ прослужил в таможенных органах без малого 20 лет, а затем был зачислен во вновь образованную службу экономических расследований. В январе 2018 года он, будучи в звании подполковника, узнал, что, достигнув пенсионного возраста, останется без пенсии, и был вынужден уволиться по собственному желанию. Сейчас 48-летний Марат работает в частной компании, а параллельно занимается отстаиванием своих прав на причитающиеся ему пенсионные выплаты.

Марат АЙБЕРГЕНОВ.

Еще трое его коллег были уволены по состоянию здоровья, но так же, как и Марат, остались за бортом жизни.

Как выясняется, началась эта неразбериха еще в 2012 году, когда 82 процента сотрудников таможенной службы перевели в категорию гражданских лиц. Оставшиеся 18 процентов после аттестации перешли в службу экономических расследований. В 2014-м грянула реформа правоохранительной службы, в ходе которой таможенников исключили из пенсионного и социального обеспечения как правоохранителей. В прошлом году многие из переведенных в службу экономических расследований таможенников уволились по выслуге лет, как положено в правоохранительных органах. Вот только выяснилось, что для государства они теперь являются гражданскими лицами, так что на пенсию обязаны заработать самостоятельно. А годы, проработанные в таможне, не засчитываются в стаж государственной пенсии под названием “выслуга лет”.

- Мы, как все сотрудники правоохранительных органов, отчисляли пенсионные взносы, а после этого в статусе правоохранителей рассчитывали на государственную пенсию. Однако когда начали увольняться, узнали, что нам пенсия не положена. Как выяснилось, такая ситуация сложилась в связи с тем, что в статье 84 закона “О правоохранительной службе” сказано: “Действие главы 9 настоящего закона в части пенсионного обеспечения, льготного налого­обложения, выплаты денежного довольствия в период их временной нетрудоспособности, денежной компенсации на содержание жилища и оплату коммунальных услуг не распространяется на сотрудников таможенных органов”. Кроме того, в подпункте 7 пункта 2 постановления правительства № 129 от 24 февраля 2014 года “Об утверждении правил исчисления выслуги лет...” в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается служба во всех правоохранительных органах, кроме таможенных. Кому пришла в голову такая идея - непонятно. Когда я начал разбираться, то выяснилось, что закон на нашей стороне. Так, согласно статье 64 закона РК “О пенсионном обеспечении” право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют лица, служившие в специальных государственных и правоохранительных органах. Однако все государственные инстанции, куда бы мы ни обращались, ссылаются на вышеназванные правила исчисления выслуги лет. Возникает вопрос: почему нормативное постановление выше самого закона? - возмущен Марат Айбергенов.

И это несмотря на то, что в 2015 году с него, как с сотрудника правоохранительных органов, удержали 50 процентов накоплений в пенсионном фонде. Это было сделано в соответствии с законом “О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан”, гарантирующим людям в погонах и со стажем полное государственное пенсионное обеспечение.

Что любопытно, в таком же положении в 2014 году оказались и сотрудники антикоррупционной службы. Вот только им по суду удалось отстоять свои права и доказать свой стаж.

Первым восстановил свои права сотрудник департамента Национального бюро по противодействию коррупции по Костанайской области Жанабыл ЖАЙСАНБАЕВ, прослуживший свыше 29 лет в правоохранительных органах. Он прошел все судебные инстанции вплоть до Верховного суда и выиграл.

Спустя год такую же процедуру прошел сотрудник департамента Национального бюро по противодействию коррупции по Мангистауской области Амангельды ТЛЕУЖАНОВ. Следом победу в суде одержали сотрудники антикоррупционной службы из Уральска, Павлодара и других регионов страны.

После них в суды стали обращаться сотрудники экономических расследований из различных регионов Казахстана, надеясь восстановить свое право на пенсию. Однако тут началось непонятное. Вроде бы закон для всех един, только решения по одним и тем же делам региональные судьи выносили противоречивые.

- Я подал иск на департамент государственных доходов в начале этого года, суд первой инстанции вынес решение, согласно которому частично засчитал мой стаж - время прохождения службы в армии и первоначальную подготовку в учебном центре МВД РК, не учитывая прежние годы работы в таможне. Суд второй инстанции оставил это решение без изменений. Судья указал в своем решении: “Несмотря на то что таможенные органы в определенный период времени относились к правоохранительным органам, время службы в таможенных органах ни по ранее действующему законодательству, ни по ныне существующему не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсионных выплат”. А кто мне вернет 27 лет службы? Получается, что все эти годы был тунеядцем, что ли, - недоумевает Марат Айбергенов.

А позднее стало известно, что его коллега Сабит КАЛИЕВ из Тараза проиграл все инстанции, включая Верховный суд, решение которого впоследствии региональные суды и взяли за основу.

И теперь во всех регионах направо и налево судьи выносят решение, беря за основу данный прецедент, тогда как у нас в стране действует непрецедентное право.

На данный момент бывшие сотрудники СЭР подают в акиматы заявления о проведении митингов. По словам Марата Айбергенова, он дважды подавал заявку и в обоих случаях получил отказ.

- Решением маслихата у нас местом для митингов определен сквер у памятника Тарасу Шевченко. Мы, как положено, все расписали в своих заявках. Однако нам отказали, сославшись на проведение каких-то городских мероприятий именно в этот день. Я специально пришел сюда в этот день, но никаких торжеств здесь не было. В любом случае мы будем добиваться справедливости. Наши коллеги по всему Казахстану пытаются отстоять свои права. Печально, но из-за таких пробелов в законодательстве двое сотрудников СЭР скончались от инфаркта, не выдержав эмоционального напряжения. Ведь устроиться на работу в 50 лет проблематично, многие из моих коллег сейчас в статусе безработных на бирже труда стоят. У нас семьи, дети, родители, кредиты и другие обязательства, а с нами так несправедливо поступили, - сетует Марат Айбергенов.

Между тем сказать, что в правительстве ничего не делают, нельзя. Работа по исправлению законодательной коллизии началась еще в 2016 году, когда во время совещания при администрации президента вопрос включения стажа службы в таможенных органах в выслугу лет был одобрен. В то же время тогдашний глава правительства Карим МАСИМОВ поручил Министерству финансов и другим ведомствам провести все расчеты.

Спустя три года сотрудники СЭР добились создания межведомственной комиссии по решению их вопроса, однако когда их проблему решат, до сих пор неизвестно.

К слову, к 2024 году количество вышедших на пенсию по выслуге лет сотрудников СЭР составит уже более 220 человек.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора и Ганижона ЮСУПОВА, Актау

Поделиться
Класснуть