Дурманом “сладким” веяло...
К чему приведет предлагаемая декриминализация употребления наркотиков?
В Казахстане первые две части статьи 296 Уголовного кодекса (незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, прекурсорами без цели сбыта) могут перевести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) со всеми вытекающими отсюда процедурами привлечения и мерами наказания виновных. Какую цель преследуют разработчики очередных нововведений в правоохранительной системе и к чему это может привести?
Дословно
Касым-Жомарт ТОКАЕВ, президент Казахстана:
- Мы отошли от чрезмерных репрессивных мер и жесткой карательной практики правосудия. Вместе с тем в стране все еще имеют место многочисленные тяжкие преступления.
Мы увлеклись гуманизацией законодательства, при этом упустив из виду основополагающие права граждан. Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей. Это мое поручение парламенту и правительству.
Из послания народу Казахстана 2 сентября 2019 г.
В своем послании народу страны президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ ясно дал понять: государство увлеклось гуманизацией уголовного наказания. И немудрено: всплеск насилия и бытовой преступности превращается чуть ли не в горный селевой поток.
Между тем недавно в парламент поступил проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства”, разработанный межведомственной рабочей группой под началом Генпрокуратуры. Этот документ предусматривает ряд весьма любопытных поправок в УК. К примеру, планируется в санкцию многих статей ввести такой вид наказания, как выдворение иностранца или лица без гражданства за пределы страны на пять лет; снизить размер штрафа за изготовление газового и холодного оружия; исключить уголовную ответственность за самоуправство, если оно не причинило существенный вред правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства и т. д.
Но, пожалуй, самыми спорными можно назвать предлагаемые изменения в статью 296 УК, состоящую из трех частей.
Часть 1 этой статьи предусматривает штраф до 80 МРП либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до 80 часов, либо арест до 20 суток за немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров в общественных местах.
В части 2 речь идет уже о незаконном изготовлении, переработке, приобретении, хранении, перевозке без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за что предусмотрен штраф до 160 МРП либо исправительные работы в том же размере, общественные работы на срок до 160 часов либо арест до 40 суток.
Перечисленные преступления и наказания за них предлагается перевести в разряд административных. А в Уголовном кодексе оставить лишь самую суровую часть - третью - статьи 296, которая гласит: незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере наказываются штрафом в размере до 200 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 200 часов, либо арестом до 50 суток.
“На практике, учитывая, что по такому проступку (описанному в частях 1 и 2 статьи 296 УК. - М. А.) отсутствует нижний размер наркотического средства для привлечения к ответственности, несмотря на требования норм части 4 статьи 10 УК, сложилась неоднозначная практика привлечения к ответственности, - отмечают разработчики законопроекта. - В отдельных случаях к уголовной ответственности привлекают лиц за незаконное хранение остатков наркотического средства в использованном шприце и т. д. В этой связи в целях установления единообразной практики предлагается перевести указанный состав в КоАП, предусмотрев ответственность за эти деяния в отношении наркотических средств в небольшом размере. Эти поправки соответствуют пункту 93 ОНП (общенациональный план мероприятий. - М. А.) в части дальнейшей гуманизации уголовного законодательства”.
С такой “гуманизацией” не породим ли мы еще одну армию беспредельных преступников, теперь уже наркоманов? Воров зеркал и других автомобильных аксессуаров, наводнивших улицы и автостоянки, нам не хватает?
Директор общественного фонда “Свободные люди” Ольга АГАПОВА уверена, что предлагаемые изменения - хорошая инициатива.
- Внесение этих поправок - это реакция МВД на общую наркоситуацию в стране и на наши с вами частые жалобы на наркоманов, употребляющих во дворах, подъездах, и на бессилие участковых инспекторов в таких ситуациях, - прокомментировала она газете “Время”. - Сейчас употребление наркосодержащих препаратов в немедицинских целях и хранение без цели сбыта в малых количествах относятся к уголовному проступку. И здесь ключевое слово “уголовный”. Если преступление попадает под Уголовный кодекс, есть определенные процедуры, которые следует строго исполнять и которые существенно усложняют работу полицейских. Если, к примеру, жители дома жалуются на наркоманов, полюбивших их детскую площадку, то надо вызвать следственно-оперативную группу, собрать свидетельские показания, провести видеофиксацию преступления, назначить судебно-химическую экспертизу вещества, которое употребляли злоумышленники. А обыск подозреваемого может проводить только следователь. На этом этапе любое дело относительно употребления наркотиков в общественных местах просто рассыпается. Отсюда и очевидное бессилие участковых, которые просто не имеют юридического права участвовать в подобных мероприятиях.
- После переноса таких составов правонарушений в Адмкодекс процедура реакции со стороны структур, которые обязаны защищать покой граждан, существенно упростится, - считает наш эксперт. - Достаточно будет вызвать представителей местной полиции - участкового инспектора или ДПС, которые составят на нарушителей административный протокол, и дело уйдет в суд. Замечу, что в части наказания за это нарушение все остается без изменений - те же штрафы, общественные или исправительные работы либо - при повторном нарушении - ограничение свободы до 30 суток. Так что, на мой взгляд, эти поправки более чем позитивны для спокойствия и безопасности общества.
Адвокат Жанна УРАЗБАХОВА тоже поддерживает предложения авторов инициативы, но с оговоркой:
- Если человек после первого административного нарушения не встал на путь исправления, то за повторное нарушение должна быть уголовная ответственность. И я за принудительное лечение - оно должно быть обязательным. С дальнейшим пробационным контролем и проверкой у нарколога.
- Вы не считаете, что такая гуманизация только развяжет руки наркоманам?
- Нет. Я полагаю, что это даст шанс на исправление. Вы же не думаете, что в колониях нет доступа к наркотикам? Или что наши колонии всех исправляют? Лучше уж лечить наркоманов, чем отправлять их за решетку.
- Сейчас при трудоустройстве, особенно на госслужбу, требуют справку об отсутствии или наличии судимости. Если употребление наркотиков переведут в категорию административных правонарушений, не получится ли так, что люди смогут скрывать свою наркозависимость?
- Если уж на то пошло, в судебном кабинете на сайте Верховного суда есть все постановления административных судов. При желании любой работодатель может найти эти сведения. Но я считаю, что требовать справку - это ущемление прав. Все имеют право на трудоустройство.
Мадина АИМБЕТОВА, фото с сайта akorda.kz и из соцсетей, Алматы
ОТ РЕДАКЦИИ В доводах разработчиков рассматриваемого нами блока поправок в административно-уголовное законодательство и наших респондентов, безусловно, есть резон. Правда, когда в стране объявляли масштабную гуманизацию в рамках этого же законодательства, тоже было много позитивных оценок. Судя по всему, последствия не просчитали и получили то, что имеем сейчас: насилия, убийства, грабежи... Интересно, как на этот раз развернутся события? Что будут говорить парламентарии, рассматривая указанные поправки о наркоманах? В случае их принятия усилит ли полицейское ведомство контроль над участковыми, в “ведение” которых поступят мелкие торчки с их дурманом, а образовательное - спрос с руководителей детских учреждений в части кадровой политики? Вопросов, согласитесь, немало...