Транспортная развязка
Как изменится общественный транспорт Алматы и будет ли город отказываться от прежних проектов, связанных с пассажирскими перевозками, рассказал “Времени” генеральный директор ТОО “Алматыэлектротранс” Гани ТАЖИЕВ.
Генеральным директором он стал два месяца назад и теперь рулит муниципальными автопарками (четыре автобусных и один троллейбусный), при этом возглавляя сложный проект строительства скоростного трамвая (ЛРТ) в Алматы. А еще в его подчинении “Алматыэлектротранс”, железнодорожные вокзалы Алматы-1 и Алматы-2.
- Очень большое хозяйство. Одному не тяжело со всем этим справляться?
- У меня есть три заместителя, в каждом автопарке свой директор. Мы, кстати, расширили их полномочия и зону ответственности. Сейчас все вместе стараемся структурировать свою работу так, чтобы за каждый участок отвечал конкретный человек.
- Тем не менее раньше вы занимались исключительно строительством ЛРТ. Сейчас такой роскоши у вас нет. Это не вредит проекту? Ведь осенью город должен выбрать консорциум (в него входит несколько компаний), который в итоге и будет его реализовывать.
- Да, я отдавал все силы этому проекту и до сих пор за него болею. Вы правы, было некоторое напряжение: представители четырех консорциумов, которые на данный момент участвуют в конкурсе, узнав, что я стал генеральным директором ТОО “Алматыэлектротранс”, заволновались. Они боялись, что теперь я не смогу уделять много внимания проекту. Но я убедил их в том, что ЛРТ по-прежнему очень важен для города и я буду им заниматься так же, как раньше. Когда мне предложили эту должность, я говорил и про ЛРТ, и про то, что я железнодорожник и не занимался пассажирскими перевозками. Но руководство города решило, что так будет лучше. И, честно скажу, я не отказывался. Тем более что мне сразу сказали: можно работать параллельно.
Про ЛРТ
На мой взгляд, взгляд журналиста, на реализацию проекта скоростного трамвая в Алматы повлияли два события последнего времени. Первое: скандал вокруг столичного ЛРТ, который, прямо скажем, отрикошетил на алматинский. Люди и до этого не очень понимали, что за трамвай такой собрались запускать в городе, а после новостей из Нур-Султана и вовсе решили, что ничего хорошего из этого не получится. Второй фактор чисто административный: на смену Бауыржану БАЙБЕКУ пришел Бакытжан САГИНТАЕВ. Непонятно, как новый аким отнесется к “старому” проекту.
- ЛРТ в Нур-Султане в какой-то степени дал негативный эффект, - признает Тажиев. - И это, конечно, в первую очередь связано с его дороговизной. Но нужно понимать, что там изначально был выбран другой путь и совершенно другой проект, непохожий на наш. Думаю, у разработчиков были свои причины, чтобы сделать его именно таким. Я не могу это обсуждать. А что касается ЛРТ в Алматы, то все идет так, как было запланировано.
- Неужели после ситуации в Нур-Султане и смены акима никто не сказал: “Давайте-ка пока приостановим проект, еще раз все внимательно изучим, подсчитаем, а потом решим: оно нам надо?”?
- Мы делали доклад по проекту ЛРТ нашему новому акиму. Представили ему финансовую модель, ответили на все вопросы. Бакытжан Абдирович отнесся ко всему с пониманием. Сейчас по запросу правительства АО “Казахстанский центр государственно-частного партнерства” проводит экспертизу нашего проекта - мы передали им все документы. Я считаю, что это правильно. Может быть, они дадут какие-то рекомендации, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.
- Документацию запросили после шумихи с ЛРТ в столице?
- Да, после нее. Я считаю, что проект ЛРТ является успешным и он нужен Алматы. Сейчас мы ждем, когда закончатся все экспертизы, чтобы продолжить конкурсные процедуры. Осенью мы должны были выбрать победителя конкурса, но сроки немного откладываются. Когда мы объявим второй этап конкурса, будет зависеть от того, насколько быстро пройдут все экспертизы.
Получается, что начало реализации проекта сдвигается на два-три месяца. Но Тажиев уверяет, что на сроки это никак не повлияет и пока они остаются прежними. Изначально было запланировано так: 2020 год - проектирование, 2021-й - начало строительства, 2023-й - запуск трамвая. Сам проект не изменился: маршрут следования трамвая и количество остановок прежние.
Про автобусы
Сейчас “Алматыэлектротранс” обслуживает 70 городских маршрутов, которые перевозят половину пассажиров, если быть точными - 51 процент. По расчетам, эта цифра должна быть выше - примерно 60 процентов. Но из-за поломок автобусов парки до этого показателя недотягивают. Как говорит Тажиев, “мы работаем над стратегией нашего предприятия, пытаясь улучшить его работу”. До конца года в Алматы поступит 200 12-метровых автобусов и еще 60 “гармошек”. В первую очередь будут усиливать 92-й и 38-й маршруты, на которые сейчас много жалоб. В следующем году планируют покупать только 12-метровые.
- Одно из первых распоряжений, которые я дал, провести технический аудит подвижных единиц, - рассказывает Гани Жарасович. - В наших автопарках есть два вида автобусов - ЛиАЗ и “ютонг”. Первые закупали в 2017-2018 годах - они практически новые. Но хочу сказать, что и эти автобусы доставляют определенные хлопоты. Когда было жарко, в них плохо работали кондиционеры. У нас горная местность, а двигатели, которые стоят в ЛиАЗах, не всегда тянут. Много других поломок, например, выходят из строя дверные механизмы. Мы работаем с производителем, озвучиваем свои претензии, просим устранить технические недоработки, которые нас не удовлетворяют. Качество, конечно, требует улучшения. Я считаю, выбирая автобусы, нужно учитывать специфику нашего города.
- Я правильно вас понимаю: ЛиАЗы вы больше покупать не будете?
- Нет. Если меня спросят как руководителя, я буду выступать против этого. Но автобусы марки “ютонг”, которые уже есть в городе, свое отработали, и мы тратим много денег на их ремонт. Их закупали в 2010-2014 годах. Но сейчас на линию выходят всего 170 “ютонгов”, 400 (!) стоят сломанные. Мы даже не можем их списать, потому что сейчас идут разбирательства с ТОО Green Bus (компания, в доверительное управление которой в январе 2016 года передали три муниципальных автобусных и один троллейбусный парк. В декабре 2018-го акимат досрочно расторг договор с Green Bus и подал на него иск в суд, требуя возместить 7,2 миллиарда тенге за нарушение договора. - О. А.). Чтобы избежать таких проблем в дальнейшем, мы будем подписывать сервисный контракт на обслуживание наших автобусов с компанией-поставщиком. Мы получим 200 китайских автобусов марки Zhong Tong и 60 Golden Dragon. Соотношение “цена - качество” у них хорошее. Сейчас у нас непростой период: мы работаем в убыток, в плачевном состоянии находятся наши автобусы.
- Вам же платят субсидии из городского бюджета?
- Субсидии выделяют только на новые автобусы. На “ютонги” мы их не получаем, а они обслуживают 12 маршрутов. Мы не можем от них отказаться.
- Тогда нужно ждать, чем закончится суд с компанией Green Bus, с которой акимат пытается взыскать деньги.
- Даже если мы победим, это нам ничего не даст. Green Bus может объявить себя банкротом, и на этом тема будет закрыта. Нельзя надеяться на то, что деньги, которые фигурируют в иске, что-то изменят. Я вообще на это не рассчитываю - работаю с тем, что есть. Сейчас мы стараемся привести парки в порядок, подготовиться к осенне-зимнему сезону, скоро прибудут те 260 автобусов, о которых я говорил, и ситуация улучшится - к концу года это будет видно.
Про троллейбусы
Вскоре начнется работа по модернизации контактных сетей, а в общей сложности понадобится около 10 миллиардов тенге и 2-2,5 года. Начнут в этом году с улицы Тимирязева. После того как эти работы будут завершены, в Алматы планируют обновить троллейбусный парк. Сейчас “рогатых” 215 единиц, закупить нужно еще двести.
Про железнодорожные вокзалы
- Что вы будете с ними делать?
- Это сложный вопрос. Сейчас по этим двум объектам мы терпим убытки.
- Не очень-то они были вам нужны.
- Я не могу это обсуждать. Была команда, мы должны ее исполнять. Вокзал Алматы-1 находится в плохом состоянии. Пока мы не можем вкладывать деньги в его реконструкцию, думаем, как подготовиться к осенне-зимнему периоду. На это тоже нужны средства. Состояние вокзала Алматы-2 лучше, но мы должны тратить деньги и на его содержание. Если Министерство индустрии и инфраструктурного развития не будет выделять нам субсидии, мы просядем. Это проблема. Мы купили здание “Казпочты”, расположенное рядом с вокзалом Алматы-2, планируем на этом месте разместить транспортный хаб - туда должны подъезжать пригородные автобусы. Но на ремонт и строительство необходимы средства, поэтому мы начнем работать, как только они появятся.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы