Зона особого внимания
Подполковник КАЛЫМБЕТОВ: За работой срок проходит незаметно
На днях министр внутренних дел Ерлан ТУРГУМБАЕВ провел “круглый стол” “Открытый диалог - инструмент реформирования пенитенциарной системы”. Собравшиеся эксперты одобрили выработанные межведомственной рабочей группой меры по дальнейшему развитию уголовно-исполнительной системы. Из 200 предложений 54 уже начали реализовывать.
По словам главы МВД, речь идет об улучшении правового положения и условий содержания осужденных, гуманизации исполнения наказаний и усилении гражданского контроля.
- Сейчас рассматриваются вопросы качественного медобслуживания и передачи медицинской службы УИС в ведение Министерства здравоохранения, - говорит генерал-лейтенант полиции. - Кроме того, развивается цифровизация пенитенциарной системы, начато оснащение учреждений камерами видеонаблюдения, а сотрудников колоний обеспечиваем видеорегистраторами. Развивается производство в колониях, трудоустройство осужденных и их дальнейшая социализация в обществе. Конечно, все это потребует усилий госорганов, неправительственных организаций и бизнес-сообщества с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Например, в Алматы и Акмолинской области уже запущен проект электронных магазинов для приобретения товаров осужденными, внедряется дистанционное обучение осужденных в высших учебных заведениях…
Помимо прочего в ближайшее время осужденным разрешат получать посылки весом до 20 килограммов (сейчас этот вес составляет 14,5 кг), продлят график звонков по таксофону до девяти вечера (ныне разрешают звонить только до 18.00). Немаловажная деталь: за инвалидами, прикованными к коляскам, и слепыми заключенными из числа осужденных закреплены санитары. Отныне у родственников, приехавших на длительные свидания, перестанут требовать справки из СПИД-центра...
Сегодня одной из образцовых и максимально приближенных к международным стандартам считается учреждение смешанной безопасности ЗК 169/5 в Кызылорде.
- В 2013 году это учреждение было перестроено под камерное содержание. Для осужденных создали все условия: от банно-прачечного комплекса до спортивной площадки и летнего кинотеатра. Главное - предприниматели открыли рабочие места для осужденных, которые получают от 50 до 90 тысяч тенге на банковскую карту. На сегодня почти 80 процентов имеют стабильную работу, - рассказал начальник ЗК 169/5 ДУИС по Кызылординской области Тасболат КАЛЫМБЕТОВ.
Девять предпринимателей приняли на работу больше 300 зэков, которые научились производить кирпичи, газо- и пеноблоки. Среди заключенных имеются сварщики, плотники и столяры, есть специалисты по типографской деятельности. Осужденные делают брусчатку, шьют спецодежду для контингента и одной нефтяной компании. В этой колонии есть своя пекарня. В день здесь пекут около тысячи буханок хлеба - для своих нужд и по заявкам местного следственного изолятора.
- Выпускаемая продукция вполне выдерживает рыночную конкуренцию, - поясняет начальник отдела организации труда осужденных колонии Евгений СОН. - Например, жженый кирпич местные производители продают по 42-45 тенге, а наш стоит всего 37 тенге и тоже с доставкой. Себестоимость получается невысокой за счет того, что мы не взимаем у предпринимателей арендную плату - они лишь оплачивают коммуналку. Кроме того, им не нужно тратиться на охрану - она в колонии круглосуточная. 1 сентября в колонии откроют свои двери филиалы сразу трех колледжей. На сегодня 75 осужденных написали заявления. Особенность обучения в том, что помимо специальности газосварщика, плотника-инструментальщика и швейного мастера заключенные будут получать стипендии. Хочу отметить, что такое новшество внедрено только в нашей колонии благодаря пониманию и поддержке областного акимата. Более 60 человек получают зарплату от учреждения - они работают в отряде хозобслуги.
Бизнесмены говорят: работать с осужденными намного легче. Они трудятся на совесть, погашают судебные издержки и гражданские иски, что играет немаловажную роль в ходе судебного рассмотрения ходатайств осужденных на условно-досрочное освобождение. Есть и свои передовики: один заключенный перевыполнил месячный план и заработал 95 тысяч тенге (к слову, не в каждой “вольной” организации платят такую зарплату).
Производственные мощности “пятерки” впечатляют: более пяти гектаров площадей. Правда, многие бизнесмены пока не спешат открывать производство в колонии, хотя привилегий для них немало: дешевая рабочая сила (многие заключенные готовы работать и за минимальную оплату труда), не нужно платить аренду, нанимать охрану. Но кто-то все же рискнул зайти в зону с бизнес-проектом и, по их же словам, нисколько об этом не пожалел. Некоторые бизнесмены провели отопление в цеха, чтобы осужденные могли работать и зимой.
- У нас 312 человек имеют исполнительные листы на общую сумму более 268 миллионов тенге. В основном гражданские иски. Ведь к нам отправляют людей, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Имеются и судебные издержки. На сегодня благодаря рабочим местам многие начали погашать долги. Причем добровольно возмещено почти восемь миллионов тенге, еще около шести миллионов удержано из зарплаты. Все это дает возможность выйти по УДО или выплатить деньги за оставшийся срок в результате замены наказания. Недавно, например, за один день суд освободил 32 человека - прежде такое количество людей освобождалось в месяц, - констатировал подполковник юстиции Калымбетов.
Особенность “пятерки” в том, что за последние пять-шесть лет здесь не случилось ни одного громкого ЧП - сказывается режим содержания. Каждая камера - будь то жилое помещение с облегченными условиями содержания либо СУС (строгие условия содержания) - оборудована камерами видеонаблюдения. В этой зоне камеры везде: от центрального входа в здание штаба учреждения до прогулочных дворов.
- Осужденные получают все, что положено по закону: длительные свидания, посылки, разрешение на телефонные разговоры. Я больше четырех лет работаю, всего несколько человек сами попросили суд перевести их в колонии, где нет камерного содержания: говорят, что привыкли к барачной системе. Это их право, - продолжает Тасболат Калымбетов.
Надо сказать, что в этом учреждении за последние несколько лет не зарегистрировано ни одного коррупционного преступления или фактов превышения должностных полномочий. Не было и пыток.
- Если учреждение обеспечивает стабильной работой, нормальным питанием, сотрудники не нарушают закон и не ущемляют права заключенных, то и поводов для возмущений у них нет, - считает майор юстиции Сон.
По словам замначальника департамента УИС по Кызылординской области Талгата ТУРСЫНБАЕВА, акимат области оказывает большую финансовую поддержку, хотя пенитенциарная система финансируется из республиканского бюджета.
- В службе пробации работают около 50 офицеров, которые помогают бывшим заключенным найти работу, получить специальность, адресную социальную помощь, - говорит майор юстиции Турсынбаев. - Кроме того, вместе с акиматами районов наши сотрудники оказывают содействие освободившимся людям получить гранты на открытие своего дела. Например, офицеры службы пробации Казалинского района помогли бывшему осужденному выучиться на парикмахера и получить почти 260 тысяч тенге для открытия своего салона. Для несовершеннолетних детей лиц, стоящих на учете в пробации, просим местные власти выделить путевки в детские лагеря. Считаю, все это способствует тому, чтобы человек после отбытия наказания смог вернуться в общество нормальным, законопослушным гражданином. Хотелось бы отметить, что благодаря помощи тогдашнего акима области Крымбека КУШЕРБАЕВА (ныне Крымбек Елеуович руководит администрацией президента. - Т. К.) службе пробации выдали 10 “нив”, 26 компьютеров и 20 принтеров. Служебные машины как нельзя кстати: наши подучетники живут в селах, разбросанных по всему региону, и без автомобиля офицерам было намного сложнее контролировать их.
Тохнияз КУЧУКОВ, фото автора, Алматы - Кызылорда
Вместо P.S. Еще одна особенность этого учреждения, о которой не говорят с высоких трибун и не указывают в официальных отчетах: здесь содержатся несколько десятков “бородачей”, этапированных из других колоний. Многие уже осознали ошибки и пересмотрели свои религиозные взгляды. Конечно, для достижения этих целей сотрудники областного акимата, местного департамента КНБ и самой колонии проделывают огромную работу, но открыто о ней не говорят - уж больно тема специфичная…