1941

Перекрёсток семи проблем

Жители Актау вынуждены ездить в старых тесных автобусах

Перекрёсток семи проблем

В городе на протяжении последних 10 лет перевозчики общественного транспорта и городские власти не могут договориться между собой. Одни требуют повышения тарифа, а другие - обновления парка. В итоге горожане продолжают ездить в старых тесных автобусах. В этом году власти вроде пошли на уступки и договорились о помощи по замене автобусов, но и здесь, как выясняется, оказалось много подводных камней.

Про пассажирские перевозки я пишу уже лет десять точно, и за эти годы ситуация не претерпела кардинальных перемен. Если в соседних регионах парки обновляются семимильными шагами, вводятся онлайн-оплаты, приложения с отслеживанием маршрутов, то в Мангистауской области пассажирские перевозки находятся в зачаточном состоянии.

Горожане уже устали жаловаться в различные инстанции и, похоже, просто смирились с нынешним положением.

- А что жаловаться? Я раньше на работу и с работы ездил в этих “пазиках”. Сейчас уже на пенсию вышел и продолжаю ездить все на тех же старых и некомфортных автобусах, выпущенных при царе Горохе. Одно радует - льготным проездом теперь пользуюсь, хотя летом стараюсь как можно реже на общест­венном транспорте ездить, так как при нашей жаре запросто можно получить тепловой удар или с сердцем плохо станет от духоты, - жалуется пенсионер Лаврентий ВАСИЛЬЕВ.

Подобных высказываний воз и маленькая тележка, и с ними, кстати, перевозчики согласны, но разводят руками: мол, во всем виноваты власти, которые не хотят идти на уступки.

- Сколько лет просили повышения тарифа, за счет которого мы смогли бы поменять старые автобусы. Нам все банки в кредитах отказывают, потому что начинают просчитывать и говорят: ребята, с таким тарифом вы не вытянете кредитной нагрузки. Мы опять в ножки кланяемся городским влас­тям. В итоге в 2015 году подняли тариф с 35 до 50 тенге, однако через месяц произошла девальвация, и все наши надежды на улучшение положения опять рухнули. Обращались десятки раз в акимат: ну повысьте тариф, введите субсидии хотя бы для перевозки льготных категорий граждан, но нам все время отказывают, - сетуют в один голос перевозчики.

И тут же вспоминают ситуацию, когда в городе исчез маршрут № 12. Обслуживающая его компания в 2010 году обновила автопарк на свой страх и риск и в результате обанкротилась. Замену ей, кстати, не нашли до сих пор. Поэтому нынешние перевозчики не хотят повторить судьбу своих коллег и даже не пытаются закупать новые автобусы при нынешнем тарифе. Хотя в договорах с акиматом у них прописано ежегодное обновление парка на 10 процентов.

В акимате в курсе бедственного положения владельцев городских маршрутов. Руководитель городского отдела пассажирского транс­порта и автомобильных дорог Жетыбай КУБАШЕВ (на снимке) утверждает, что власти предлагали субсидии перевозчикам, но те отказывались.

 А вот что касается обновления парка, то здесь они не видят проблем и добавляют, что городской автобус­ный парк пока находится в более или менее хорошем состоянии.

- В 2013 году владелец маршрута № 2 обновил автопарк, закупив 10 автобусов марки “дэу”, затем другой, правда, он поменял старые ПАЗы на новые. Но это было еще до моего прихода. Затем я пришел, и после неоднократных обращений перевозчиков мы повысили тариф на 15 тенге, но тут же следом грянула девальвация, которая не позволила им дальше продолжить обновлять городской транспорт. В 2018 году внедрили новую программу, по которой перевозчики могут закупать транспорт в лизинг. В нашей области основным оператором этой программы определена СПК “Каспий”. В прошлом году мы перечислили ей 221 миллион тенге на покупку 15 автобусов, но что-то там не получилось. В этом году в ходе долгих переговоров с перевозчиками остановились на автобусах китайского производства в количестве 18 штук. За счет них мы обновим на 50 процентов два маршрута - № 2 и 3, - говорит Жетыбай Кубашев.

Что касается субсидирования, в акимате отмечают: сейчас создана комиссия, которая занимается расчетом компенсирующего тарифа. Чиновники так же ретиво отчитываются о внедрении электронного билетирования, которое они собираются вводить на маршрутах с сентября этого года. Правда, пока на одном автобусе на каждом маршруте. По словам Жетыбая Кубашева, после апробирования аналогичную систему внедрят на всех маршрутах города. Это позволит чиновникам рассматривать вопрос применения дифференцированных тарифов на проезд.

Однако перевозчики скептически относятся к заявлениям чиновников. Сейчас подписан меморандум между СПК “Каспий” и перевозчиками, и точную дату обновления парка никто назвать не может.

- Пока документы проходят экс­пертизу, хотя в СПК забили тариф на проезд в 80 тенге, потому что за меньшую сумму кредит на закупку автобусов не выдадут. Опять же, пока получат заключение, потом согласно контракту китайский производитель сможет нам поставить автобусы в течение 180 дней - это полгода. Так что в этом году обновления точно нам не дождаться. Непонятна и ситуация с тарифом. Мы обращаемся к властям, чтобы они нам подняли тариф с 50 до 80 тенге и ввели субсидии для льготной категории населения. И тогда мы готовы и парк обновлять, и электронное билетирование внедрять. Мы по закону обязаны перевозить всего две группы льготников, а у нас их свыше 10. Без повышения тарифа мы не сможем ни дополнительные автобусы закупать, ни старый автопарк обновлять, - признается директор ИП “Ахметнабиев”, обслуживающего маршруты № 2, 4 и 4М, Руслан АХМЕТНАБИЕВ (на снимке).

Скептически перевозчики относятся и к качеству предлагаемых автобусов. Как выяснилось, изначально владельцы маршрутов подавали письмо с просьбой закупить автобусы корейского производства, однако чиновники остановились на китайских. Хотя по стоимости они одинаковые - 42 млн тенге за каждый.

- К нам на этой неделе приезжают представители сервисной службы китайского производителя. Согласно контракту нам дают два года гарантии, но при одном условии - мы обязаны закупать все запчасти только у них. Извините, а если что-то сломается? Нам придется как минимум месяц ждать доставки запчастей! Ну в любом случае мы согласились. А куда деваться? Только со временем мы сможем понять, как эти автобусы поведут себя при эксплуатации, - говорят перевозчики.

Но не только владельцы маршрутов с недоверием относятся к заявлениям чиновников, у которых на бумаге все хорошо.

Взять хотя бы вопрос субсидирования. Пока будет просчитан компенсирующий тариф, необходимо еще просчитать и саму сумму субсидий, провести ее через маслихат и заложить в бюджет. На эти процедуры может уйти как минимум несколько месяцев.

То же самое касается и внедрения электронного билетирования. Вспомните опыт соседних регионов. В Алматы эту систему внедряли около трех лет, это и понятно - мегаполис. А вот в Атырау понадобилось больше года, чтобы приучить перевозчиков к электронным валидаторам. Ибо не все из них с легкостью согласились показать свои реальные доходы. К слову, там до сих пор не могут отладить процесс пополнения транспортных карт.

Что касается Актау, то здесь не то что электронные билеты, а бумажные не смогли ввести. На протяжении десяти лет поднимали эту тему, обсуждали, грозились, но все безрезультатно.

Но вот актауские чиновники почему-то уверены, что обновление парка и введение цифровых технологий пойдет у них как по маслу. Впрочем, об этом горожане слышат уже который год. А воз и ныне там.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора и с сайта fotobus.msk.ru, Актау

Поделиться
Класснуть