33291

Судмедэксперты, трансфузиологи, мануальные терапевты и другие специалисты могут лишиться в Казахстане статуса врачей

За бортом
Фото с сайта zakon.kz

В начале августа на портале е-правительства в разделе “Открытые нормативно-правовые акты” появился проект приказа министра здравоохранения Елжана БИРТАНОВА, вносящий изменения в приказ главы Минздрава от 24 ноября 2009 года № 774 “Об утверждении Номенклатуры медицинских и фармацевтических специальностей”. К этому документу приложен список специальностей работников с высшим медицинским образованием, в котором нет традиционной терапии (рефлексотерапия, мануальная терапия, су-джок-терапия, гомеопатия, гирудотерапия, фитотерапия), функциональной диагностики, спортивной медицины, авиационной и космической медицины, медицины чрезвычайных ситуаций и катастроф, судебно-медицинской экспертизы, трансфузиологии, детской ревматологии, детской психиатрии. Причем если детская психиатрия объединяется со взрослой, а детская ревматология с детской кардиологией, то остальные специальности просто исключены, без всяких объединений и переименований. На публичное обсуждение указанного проекта приказа отведено всего две недели.


Примечательно, что текст приложения к проекту не выставлен на всеобщее обозрение - его нужно скачивать отдельно. Возможно, поэтому об этом документе мало кто из медиков знает, ведь далеко не каждый человек регулярно штудирует портал электронного правительства. А те, до кого все же дошла информация, пребывают в полном недоумении.

- Все врачебные специальности должны проходить сертификацию и лицензирование, чтобы заниматься официальной практикой, - комментирует по просьбе “Времени” су-джок-терапевт с многолетним стажем Вячеслав ТЕН (на снимке). 

- У нас, например, бессрочная лицензия, где написано: су-джок-терапия и мануальная терапия. Каждые пять лет врачи любой специальности проходят регулярные циклы усовершенствования с определенным количеством часов, чтобы подтвердить сертифицирование. Десятилетиями традиционная терапия существовала и в Советском Союзе, и в Казахстане, а что с нами будет теперь - непонятно. Если нас лишат статуса врачей, то надо будет либо уходить из медицины, либо начинать все с нуля. То есть переучиваться на другую специальность, а это как минимум пятимесячная специализация либо годичная или двухгодичная очная резидентура. Ладно, молодой специалист может себе это поз­волить. А что делать таким, как я? Мне шесть лет до пенсии осталось. Начинать все с нуля и горбатиться, доказывая, что ты не верблюд? Мне проще, наверное, будет вообще из медицины уйти.

- Еще один аспект: в правовом плане все это выходит из-под контроля, - продолжает собеседник. - То есть это выходит из поля лицензирования и контроля Минздрава. Получается, теперь любой желающий сможет заниматься, например, су-джок-терапией. Поучился на каких-нибудь курсах - и вперед! Так и без того хватает нелегалов. Например, массажистов: курсы закончили, кабинеты понаоткрывали - и зарабатывают. Хотя они должны иметь как минимум среднее медицинское образование и лицензию! И нас вынуждают так работать, но, получается, это будет уже не медицина.

Врач-гомеопат Дина БАКИНА (на снимке) сворачивать свою прак­тику не собирается, но перспектива лишиться статуса медработника ее тоже удручает.

- На мой взгляд, это делается для того, чтобы нас отсечь от системы обязательного соцмедстрахования. Нас выводят из официальной медицины, чтобы мы не могли оказывать услуги по страховке, - считает она. - То есть мы переходим в категорию каких-то народных целителей или еще неизвестно кого. Ясное дело, что я не прекращу работать, но это все будет неофициально, мы остаемся за бортом. Причем речь идет о довольно большом спектре специальностей и специалистов, которые пользуются спросом у пациентов. Хотя в других странах, наоборот, стараются развивать эти направления. Например, в Германии официально работают семь тысяч гомеопатов, и их услуги оплачиваются страховыми компаниями, и там интерес к гомеопатии растет, ведь мы серьезная альтернатива традиционной медицине.

Президент республиканского общественного объединения “Национальная медицинская ассоциация” Айжан САДЫКОВА (на снимке) считает, что необдуманные действия Минздрава могут обострить социальную обстановку:

- Я считаю, ни в коем случае нельзя этого делать без предварительной подготовки общества и законодательства. Например, ликвидация детских психиатров - это неправильный подход к профилактике психических заболеваний, их лечению и своевременной реабилитации таких детей, возвращению их в социум. Как можно оставлять родителей один на один с такой проблемой? А экспертиза состояния здоровья таких детей, требующих инвалидности?

Что касается традиционной терапии, то существует “Стратегия ВОЗ в области народной медицины на 2014-2023 годы”, в которой сказано, что народная медицина является важной частью медико-санитарной помощи. Я считаю, что нам нужно, наоборот, восстанавливать те знания, которыми владели наши предки. Речь идет не о псевдоцелительстве и шарлатанстве, а о действительно глубоких знаниях в области иглорефлексотерапии, апитерапии, гомеопатии, траволечения и т. д. Нельзя ни в коем случае утратить эти знания!

А как можно оставить страну без специалистов судебной медицины?! Наоборот, надо развивать эту отрасль. Мы сильно отстали от развитых стран. Наши судебные эксперты, не имея современного оборудования и достойного повышения квалификации, вынуждены давать заключения о степени нанесенного вреда здоровью в связи травмой, участвовать в экспертизах по установлению степени вины медработника в смерти пациента, давать заключения в связи с внезапной смертью и прочее.

Исключение специальностей по многим направлениям медицины грозит тем, что люди, профессионально занимающиеся в этих сферах, могут остаться без работы, без средств к существованию. Особенно это угрожает тем, кто находится в предпенсионном возрасте. А если и ликвидировать какие-то специальности, то не ранее чем через семь лет, потому что поступивший сегодня в университет студент, мечтающий стать, к примеру, детским психиатром, должен знать, что такой специальности в нашей стране в будущем не будет. То есть у студента или врача, который готовится уйти на пенсию, должно быть время на то, чтобы поменять специальность и не потерять работу, не потерять квалификацию и получить пенсию без дополнительных хлопот.

- Считаю, что необходимо данный приказ внедрять только после консультаций с профессиональными ассоциациями, после выяс­нения мнения общественности. Минздрав не должен единолично принимать такие решения, - резюмировала Айжан Садыкова.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, сайта emer.gov.kz и из личных архивов героев публикации, Алматы

ОТ РЕДАКЦИИ В минувшую пятницу мы направили в пресс-службу Минздрава официальный запрос с просьбой объяснить, чем вызвано решение исключить вышеуказанные специальности из номенклатуры и какие последствия оно повлечет за собой. Кроме того, мы очень надеемся, что представители министерства ответят и на вопросы, поставленные нашими респондентами в данной публикации. Комментарий медицинского ведомства мы, разумеется, опубликуем на страницах нашей газеты.

Поделиться
Класснуть