Чёрный понедельник
Жители трех сел Панфиловского района облачились в траурные одеяния. Здесь предают земле своих сыновей, которые погибли, борясь со страшной стихией - огнем
Умолк “соловей”
В Лесновке стоит мертвая тишина. В среду все село проводило в последний путь местного “соловья” Айтказы НЕМЕЛТАЕВА.
Он один из тех, кто, сражаясь с огнем, погиб в ущелье Елик-Сай в минувший понедельник.
- “Алтайдың ар жағынан келген ару” - эта была его любимая песня. Когда он брал домбру в руки, все в округе замирали. Такой прекрасный голос он унаследовал от нашего отца. Был кенже - младшим в семье. Сначала ухаживал за родителями, а когда они умерли, за нами, - не скрывает слез старшая сестра Айтказы Жаныл НЕМЕЛТАЕВА.
Пожар на жайлау Шынбулак начался 3 августа. Горели пастбища, где сельчане пасли скот. На следующий день ветер усилился. А когда огонь направился к лесному фонду, люди стали бить тревогу. Дорога была каждая минута.
На пожар бросили все силы Жаркентского лесного хозяйства, присоединились к лесникам и жители Лесновки. Почти половина сельчан здесь состоят в добровольном пожарном формировании. Айтказы был в их числе.
- Утром 5 августа, когда ветер утих, их на вертолете подняли в горы Шынбулак. Пока они летели, говорят, огонь уже успел перекинуться в Алимжан-тогай. Десант высадился на склоне горы, а когда ребята спустились тушить огонь в ущелье, огненная волна накрыла их сверху, - пересказывает услышанное местный аксакал Нурмухамбет ЖУМАДИЛОВ. - Семерым удалось выбраться, а трое погибли в огне. Наш Айтказы тоже...
Отпуск в вечность
Сегодня, 8 августа, младшей дочери Каната УСЕНОВА Козайым исполняется год. Говорят, он купил три барашка и продукты на ее день рождения. Хотел устроить большой той в селе Жеруйык. Даже взял отпуск. К сожалению, все припасы для праздника пошли на его поминки.
- Она была пятым ребенком в семье. Родилась недоношенной. Месяц жила в кювезе. Канат боялся ее потерять. Каждый день бегал в больницу, чтобы посмотреть, все ли в порядке у дочери, - срывающимся голосом рассказывает отец погибшего Арып УСЕНОВ. - Мечтал сын о большой семье, хотел, как я, быть многодетным отцом. Родил пятерых детей, но радости их не успел увидеть.
Канат Усенов работал водителем в акимате Панфиловского района.
- Месяц назад, когда пропали чабан с ребенком, он первым пошел на их поиски. Собрал добровольцев, и они каждый день прочесывали берег Осека, - вспоминают его коллеги.
А в тот день одним из первых Канат записался в добровольцы. В его обязанности входило обеспечение тех, кто тушил пожар, продуктами питания и водой.
- Сын пошел туда не просто ради пяти тысяч тенге, которые платят волонтерам, а хотел заработать деньги именно на строительство зала в мечети, - утверждает отец Каната.
- Как только подумаю, какую боль ему пришлось пережить, мне становится очень плохо и хочется от этого кричать, - говорит Арып-ага.
У Каната остались пятеро детей. Ему было всего 35 лет.
Сгорел на работе
- Младший сын обладал огромной физической силой. Каждое утро по часу он играл 36-килограммовой гирей. Я гордился им. Думал, растет достойная смена, после смерти оставлю ему шанырак Оспановых. Но моим мечтам, похоже, не суждено сбыться, - признается с дрожью в голосе отец погибшего лесника Жаркентского лесного хозяйства Еркинбека ОСПАНОВА Абилхан. - Мой сын не мог просто так умереть. Он сильный. Никогда не сдавался.
- Он не сдавался, отец! Выбрался! Когда двое из волонтеров растерялись и побежали в сторону тугая, куда только что перекинулся огонь, ваш сын не раздумывая побежал за ними, - говорит мастер участка Жаркентского лесного хозяйства Болат ЧЕЖИНБАЕВ. - Как только услышал сигнал бедствия, прибыл на место происшествия. Хотя моя бригада тушила пожар на другом участке. “Мы горим! Помогите!” - кричал непрерывно по рации мой коллега Бауыржан ТУЕБАЕВ. Небо было затянуто черным туманом. Видимость была нулевая. Я его не нашел, зато наткнулся на двух акиматовских работников - Куандыка и Ернара. Их из огня, оказывается, вытащил Еркинбек, а потом спустился в ущелье за Айтказы и Канатом. То, что я увидел внизу, даже врагу не пожелаешь. Охваченные огнем, по земле катались мои ребята. Их душераздирающие крики до сих пор стоят в моих ушах... Еркинбек понимал, что идет на верную смерть. Но не остановился. Знал, что это его участок работы и он должен был спасти людей любой ценой, даже ценой собственной жизни. Он погиб геройски. Простите меня, что не смог спасти вашего сына...
Буквально за день до трагедии Еркинбек отметил 40 дней своему сыну Райымбеку. У него остались пятеро малолетних детей. Их отцу было всего 33 года.
Спасались как могли
Доброволец Сакен КАЙРАТОВ успел спрятаться за огромной скалой, когда огненная буря настигла его. Но получил ожог 50 процентов поверхности тела. Парень пока держится.
Лесники соседних участков Бауыржан ТОРГАЕВ, Габит МАКСУТОВ и заместитель директора Жаркентского лесного хозяйства Бауыржан ТУЕБАЕВ тоже спаслись. У них ожоги лица, кистей рук и ног.
- Тихо горел Елик-Сай. Ничего не предвещало беды. Мы ждали, когда пожар приблизится к нам. Вдруг поднялся страшный ветер, и огромная огненная тень, словно шар, стала опускаться на нас, - рассказывает еще один очевидец происшествия Габит МАКСУТОВ. - Нельзя было медлить. Чтобы спастись, мы вынуждены были бежать ему навстречу. Прошли примерно метров 30 через огонь и, обнаружив уже сгоревший пустырь, тут же зарылись в землю. Чем смогли, накрыли себя.
Они не видели, как этот огненный шар опустился на ущелье, где были добровольцы. Но, говорят, слышали крики о помощи.
Лесник Бактыбай РАХЫМЖАНОВ остался жив благодаря своей находчивости. В момент пожара он прыгнул в овраг, сломал ногу. Врачи уже отпустили его домой.
Всего получили ожоги различной степени тяжести семь человек.
- В момент госпитализации ни на одном из гражданских лиц не было спецодежды. Все они были одеты в джинсы и рубашки, некоторые так вообще были в шортах, - уточнили в ЦРБ Панфиловского района.
- Работали почти при нулевой видимости. Пострадавших на борт вертолета пришлось брать в воздухе. Тела погибших загрузили на следующий день, - рассказывает пилот-инструктор АО “Казавиаспас” Нуржан АБДРАСИЛОВ.
Сейчас вертолеты продолжают тушить пожар. Сотрудники ДЧС Алматинской области в минувший вторник вырыли огромный котлован, откуда пожарные сейчас черпают воду.
Итог всей операции: огонь безжалостно уничтожил около 138 гектаров пастбищ и 2,5 гектара кустарников лесного фонда.
Между тем в акимате Алматинской области сообщили, что семьям троих погибших будет оказана помощь в похоронах.
- Сегодня похоронят двоих погибших. Похороны третьего состоятся завтра. По поручению главы Алматинской области Амандыка БАТАЛОВА семьям будет оказана вся необходимая помощь. Погибшие будут представлены к государственным наградам. Кроме того, семье одного из погибших будет предоставлено жилье из государственного фонда, - сообщили в пресс-службе.
Фото предоставлены родственниками погибших, Алматинская область
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган
Вместо P.S.
В связи с этой трагедией возникает немало вопросов, на которые пока нет ответов. Был ли составлен тактический план тушения лесного пожара на основании данных предварительной разведки? Если все же был, то учитывались ли особенности местности и погодные условия, вид пожара, наличие сил и средств пожаротушения? Ознакомились ли перед началом работ по тушению лесных пожаров все привлекаемые к этим работам с правилами по технике безопасности? Насколько известно, к непосредственному тушению лесных пожаров не должны допускаться лица, не достигшие 18 лет, инвалиды и т. д. Погибший Айтказы Немелтаев, как рассказали родственники, был инвалидом II группы.