6990

Дорожные сборы

Куда постоянно пропадают сотни миллионов тенге, выделяемые столичным акиматом на решение транспортных проблем?

Дорожные сборы

В середине июля президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ серьезно раскритиковал проект легкорельсового транспорта, который пытаются построить в столице, причем запуск надземного метро переносился уже несколько раз, а часть денег, выделенных китайскими инвесторами, сгорела в одном из казахстанских банков. За реализацию дорогостоящей идеи отвечает ТОО “Астана LRT” - это дочерняя компания управления транспорта столичного акимата, работающая более восьми лет. По задумке чиновников специально созданная фирма должна была вывести общественный транспорт главного города страны на невероятно высокий уровень обслуживания пассажиров, причем за государственный счет. Однако на деле “Астана LRT” оставляет за собой шлейф из скандалов и уголовных дел. Сейчас правоохранительные органы ведут сразу три расследования, связанные с исчезновением государственных денег, потраченных менеджерами “Астана LRT”. А ведь речь идет более чем о двух миллиардах тенге. Корреспондент “Времени” попытался выяснить, при каких обстоятельствах пропали бюджетные деньги и как их стараются сейчас вернуть.

Дело №1

Французская эволюция

В начале июля межрайонный следственный суд Нур-Султана рассматривал ходатайство следователя департамента Нацбюро по противодействию коррупции об избрании меры пресечения бизнесмену Улугбеку АЧИЛОВУ. Согласно материалам уголовного дела 47-летний предприниматель был связан с ТОО “Nur Trade Astana”, которое подписало договор о консорциуме с французским акционерным обществом “SYSTRA” - одной из крупнейших консалтинговых фирм в мире, специализирующейся на перевозках, в том числе пассажирских.

Если заглянуть на сайт ­www.systra.com, то там приведены головокружительные цифры. Годовой оборот предприятия превышает 600 миллионов евро, фирма работает в 150 странах и 350 городах, управляет железными дорогами и метро и вообще один из лидеров в своей сфере. И именно SYSTRA была выбрана в качестве консультанта столичными чиновниками, а соответствующий контракт заключили в 2014 году способом из одного источника через ТОО “Астана LRT”, которое тогда возглавлял Талгат АРДАН.

Согласно плану развития “Астана LRT” на консалтинг предприятие было готово потратить около 13 миллионов тенге - именно такая сумма была заложена в бюджете на год, но потом она возросла в десятки раз.

И вот что интересно: договор был подписан не с французской компанией, а с консорциумом, куда вошло и ТОО “Nur Trade Astana”. При этом исполнитель должен был оказывать консалтинговые услуги для создания компании по управлению столичным транспортом ASTRA, за что “Астана LRT” заплатила почти 640 миллионов тенге. Судя по стоимости, ASTRA должна была навсегда решить проблемы с общественным транспортом столицы.

И действительно в скором времени нечто под названием ASTRA в столице появилось. И сейчас жители главного города страны пользуются картами под названием Astra Plat для электронной оплаты проезда в общественном транспорте, а еще есть приложение Astra Bus, которое должно показывать все автобусы, выходящие на маршрут.

То есть по факту услуга оказана. Однако у правоохранительных органов возникло подозрение, что руководители “Астана LRT” явно переплатили своему партнеру. В связи с этим началась проверка, на что именно пошли деньги и кому достались 640 миллионов тенге. И тут выяснилось, что значительная часть средств была снята и обналичена.

Самое же главное заключается в том, что согласно законодательству деятельность такой компании, как ASTRA, вообще не входит в разрешенный квазигосударственным компаниям перечень. Более того, согласно ответу столичного департамента юстиции компания ASTRA не зарегистрирована - такого юридического лица не существует в принципе. Но при этом все акты выполненных работ подписаны, деньги перечислены…

И когда правоохранительные органы всерьез взялись за бывшего директора “Астана LRT” Талгата Ардана, он тут же покинул территорию Казахстана. По данным погранслужбы, экс-руководитель акиматовского предприятия выехал в Китай летом 2017-го, а в этом году был объявлен в международный розыск. Зато в Казахстане остался Улугбек Ачилов, оказавший услуги “Астана LRT” на 640 миллионов тенге, и, чтобы он не последовал за своим партнером, его задержали. Возможно, теперь антикоррупционная служба разберется, что случилось с огромными деньгами, перечисленными на счета Nur Trade Astana.

Дело №2

Тиха украинская ночь...

В начале июля в Нацбюро по противодействию коррупции было зарегистрировано еще одно досудебное расследование, связанное с дочерней компанией управления транспорта акимата Нур-Султана. Оказывается, в том же 2014 году ТОО “Астана LRT” заключило конт­ракт с еще одним консорциумом, куда вошли ТОО “Мигалит” и украинское ООО “СТС-Генподряд”.

Согласно соглашению украинско-казахстанское предприятие взяло на себя обязательство построить новый автобусный парк за 7,2 миллиарда тенге. “Астана LRT” выплатила аванс в размере 2,1 миллиарда тенге, а подрядчик по­обещал завершить все работы к маю 2015 года.

По неизвестным причинам строительство затянулось, а срок сдачи объекта был передвинут на конец 2018 года. Ну а затем интерес к долгострою проявили правоохранительные органы и гос­аудиторы, которые установили, что из полученного аванса подрядчик не выполнил работы почти на 1,5 миллиарда тенге. Договор был расторгнут, консорциум признали недобросовестным участником госзакупок. А теперь следователи антикоррупционной службы ищут, кто именно похитил полтора миллиарда государственных денег.

Дело №3

Китайская стена

Но и это еще не все. В производстве департамента экономических расследований в начале июля появилось уголовное дело по факту хищения денежных средств ТОО “Астана LRT” через китайское ООО “China Railway Asia-Europe”. Это предприятие, кстати, вовсю участвует в реализации многострадального проекта по строительству легкорельсового транспорта столицы. Но, по версии следствия, китайские партнеры могут быть причастны к исчезновению средств, выделенных “Астана LRT”.

Согласно оперативным данным, эта компания обналичила деньги, поступившие из “Астана LRT”, через свои аффилированные предприятия - ТОО “МТК “Золотой дракон” и ТОО “Жан Анель Corporation”. Сам факт обналичивания средств уже подтвержден, но еще не выяс­нен ущерб, нанесенный “Астана LRT”, нет конкретной цифры, которую потеряло дочернее предприятие управления транспорта акимата Нур-Султана. Дело прекращено прокуратурой. Скорее всего, этот факт будут расследовать в рамках “французского” или “украинского” дела.

А пока правоохранительные органы разбираются, в чей карман попали миллиарды, потраченные акиматом столицы на проекты “Астана LRT”, жители Нур-Султана будут и дальше мерзнуть зимой на остановках в ожидании общественного транспорта. А ведь сколько обычных автобусов можно было купить на эти деньги без всяких консорциумов, консалтинговых услуг и зарубежных специалистов…

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Ерлана Сакенова с сайта Skyscrapercity.com, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть