“Восточка” - дело сложное
Бесконтрольность со стороны госорганов привела к появлению в Алматы проблемного стройобъекта на 1700 квартир
Недостроенные 24 девятиэтажных дома, не подведенные к ним коммуникации, не выплаченная за три месяца заработная плата строителям - так реализуется госпрограмма “7-20-25” в алматинском ЖК “Восточка”, в который жильцы должны были въехать еще полгода назад.
На официальном сайте заказчика проекта - АО “SAMRUK-KAZYNA CONCTRUCTION” - и в рекламных листовках объекта была указана дата ввода жилья в эксплуатацию - 15 декабря 2018 года. Однако сейчас на паспорте объекта перед входом в недостроенный комплекс красуется другая дата - декабрь 2019-го. Там же, на другом плакате, фото счастливой семьи с сакральными цифрами госпрограммы “7-20-25”. Только в реальности все выглядит наоборот.
- Это потому, что застройщик все время сдвигает сроки, - констатируют будущие жильцы комплекса, ставя подписи и передавая друг другу жалобы в прокуратуру и Nur Otan.
В минувшие выходные около 100 человек собрались возле комплекса, чтобы встретиться с застройщиком и получить ответы на все наболевшие вопросы. А их за годы ожидания накопилось немало - капсулу в начале строительства здесь закладывал аким Медеуского района Султанбек МАКЕЖАНОВ (на снимке) еще в 2016 году, сами же работы стартовали год спустя.
- В январе 2019 года генеральный застройщик - ТОО “BAUR Development Group” - обещал, что первая очередь сможет въехать в свои квартиры в мае этого года. Сейчас компания уже говорит о том, что первая очередь заселится в свои квартиры не раньше сентября-октября. А все потому, что стройка с апреля приостановлена, ведутся незначительные работы, на объекте всего 15-20 человек. А ведь комплекс состоит из 24 домов, и некоторые из них до сих пор находятся на стадии котлована! - возмутилась покупательница Аида ЖУМАБЕКОВА (на снимке).
- На встречах застройщик просил дать им время, так как компания ждет деньги от фонда “Самрук Қазына”, и обещал, что после выборов президента стройка пойдет сразу в три смены, чтобы ускорить завершение работ.
- Сама я по госпрограмме “7-20-25” уже вложила 20 процентов от стоимости квартиры на эскроу-счет (специальный счет, на котором находятся деньги до выполнения сторонами определенных обязательств. - Е. Т.) в банке второго уровня, застройщик пока не имеет права распоряжаться этими деньгами, - пояснила Аида порядок приобретения жилья. - Мы с застройщиком заключили промежуточный договор цессии, по которому он забронировал для меня квартиру. Уже после введения дома в эксплуатацию застройщик должен предоставить мне документы, на основании которых я и пойду оформлять ипотеку. Но такой порядок не у всех: некоторые дома якобы уже ввели в эксплуатацию, жильцы заключили договоры ипотеки и уже не могут отказаться от них юридически: заем в банке получен, а значит, надо выполнять определенные обязательства перед банком. Если люди их не выполнят, то с ними начнут судиться.
- Почему же вы выбрали квартиры именно в этом комплексе? - задаю я вполне логичный вопрос всем будущим жильцам.
- Стоимость одного квадратного метра в этом комплексе - 280 тысяч тенге - показалась мне очень адекватной, даже низкой по сравнению с другими комплексами, - признается Аида. - Да и обещают сдать объект в чистовой отделке. Но в первую очередь подкупило то, что этот комплекс позиционировался как жилье по госпрограмме “7-20-25”, инициатором которой является Елбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Теперь получается, что застройщик своими действиями, а вернее, бездействием, подрывает эффективность социально ориентированной программы!
- Другим фактором при выборе именно этого комплекса послужило то, что застройку инвестирует АО “Фонд недвижимости “Самрук-Қазына” в размере 80 процентов, то есть гарант в лице государства. Свои обязательства фонд, по словам застройщика, на 93 процента выполнил, - прокомментировал владелец нежилого помещения в этом комплексе Жангали КАУМЕНОВ (на снимке).
- А вот остальные 20 процентов должен был вложить застройщик - ТОО “Baur Development Group”. Видимо, у компании не хватило средств или они не хотят их вкладывать. Я ежемесячно оплачиваю по 200 тысяч тенге за кредит по госпрограмме, но перспективы строительства очень туманны...
Это только те проблемы, которые лежат на поверхности. Но у застройщика есть еще и тайны, которые тоже вылезли на поверхность, как бы он ни хотел их скрыть.
- Мне стало известно о том, что к застройщику и генподрядчику - ТОО “Ария-Жана Астана” - предъявляли требования третьи лица о возврате долгов, были наложены аресты на объекты. Люди с гарантийными письмами отправились оформлять ипотеку в банки, а там им сообщили, что сделки невозможны - имущество под арестом. То есть застройщик судился с риелторскими компаниями, из-за чего было остановлено строительство. А рабочим вот уже три месяца не выплачивают заработную плату, - поделился своими фактами Жангали Кауменов.
- Моя квартира вообще была в залоге! - не скрывает негодования Лейла БЕКЕСОВА (на снимке).
- Договор с застройщиком я заключила в сентябре 2018 года по программе “7-20-25”. Меня заверили, что в декабре этого же года я уже въеду в свою квартиру. Однако только в феврале 2019 года меня пригласили оформить договор купли-продажи. А когда я приехала, стали искать техпаспорт, и выяснилось, что он в залоге в банке! Видимо, застройщик брал под нее кредиты на строительство!
- У меня есть два вопроса к властям: почему они не мониторят реализацию госпрограмм и почему позволяют банкам выдавать ипотечные займы на недостроенные дома? - возмутилась Лейла.
Через полчаса будущих жителей комплекса позвали к трем столам с парой стульев, стоявшими прямо на улице, под палящим солнцем, возле офиса отдела продаж. Собственно, созданием этих условий и ограничились представители строительной компании, хотя о встрече было известно заранее. Будущие жильцы комплекса, напротив, подготовились: принесли два микрофона с усилителем и положили на стол перед застройщиком список проблемных вопросов.
- Вот она, вся разница отношения к людям, - тонко заметил кто-то в надвигающейся толпе.
Генеральный директор ТОО “BAUR Development Group” Нурлан ДОСКАЛИ (на снимке) начал по традиции с нового обещания.
- Основное строительство в связи с проблемами нашего финансирования начнется с 15 июля 2019 года, - заявил он.
В толпе уставшие ожидать люди рассмеялись. От отчаяния.
- Мы готовы вернуть ваши деньги, - добавил он. - Тем, у кого средства лежат на эскроу-счетах, будут возвращены без удержаний и штрафных процентов. Тем, у кого истек договор цессии, будем либо продлевать его, либо возвращать деньги.
- А что делать тем, кто уже оформил ипотеку и взял кредит в банке? - спросили из толпы.
- Де-юре вы уже являетесь собственниками жилья, раз заключили договоры купли-продажи. Максимум, что мы можем сделать в этой ситуации, - помочь вам продать квартиру. Но на сегодняшний день мы не имеем права заниматься продажей! Насчет уплаченных вами денег можете не беспокоиться: они лежат на счетах, могу показать выписки из банков, что они никем не присвоены!
- Мы не видим, что стройка идет! - возмутились люди.
- Да, есть временные финансовые проблемы. Они связаны с удорожанием проекта, - продолжил гендиректор. - Его стоимость сейчас выросла до 28 миллиардов тенге. Договор с АО “Фонд недвижимости “Самрук-Қазына” был на 20 миллиардов. Наша доля - 20 процентов, то есть 4 миллиарда плюс дополнительные 8 миллиардов легли на плечи стройкомпании. Поступательно финансовые проблемы решаются. Мы по-любому добьем этот проект.
- Самые дорогостоящие работы закончены на 63 процента. Мы возьмем новый заем в банке: его уже одобрили, идет оформление залога, - полон новых надежд Нурлан Доскали. - Что касается банков второго уровня, то отказа для покупателей на кредитование нет, есть приостановление. Но мы решим и эту проблему: будем привозить представителей БВУ сюда, они увидят возобновление строительных работ и сразу начнут кредитование.
- Сроки, сроки огласите! - закричали с разных сторон.
Тут слово взял приглашенный на встречу аким Медеуского района Макежанов. Тот самый, который был здесь на закладке капсулы три года назад.
- Я пригласил на встречу заместителя прокурора Медеуского района и заместителя руководителя УГАСК (управление государственного архитектурно-строительного контроля. - Е. Т.). - Составим график выполнения работ, когда и какое пятно комплекса будет застроено и заселено. График будет на видном месте. Со своей стороны, как аким района, я возьму дело на контроль. Сейчас оно находится в прокуратуре и района, и города. Очень сожалею, что все так случилось. Есть финансовые трудности, но сомнений не должно быть, что мы не оставим это дело - еще и не такие вопросы решали! Компания взяла на себя обязательства решить проблемы. Кто передумал жить в этом комплексе - пожалуйста: мы составим списки и сделаем возврат финансовых средств.
- У застройщика есть разрешительные документы на подключение к городским коммунальным сетям. Но до сих пор до границы объекта они не доведены! - воспользовавшись присутствием акима района, задала вопрос будущая жительница комплекса.
- И как могли вообще принять часть домов в эксплуатацию, чтобы заключить договоры купли-продажи, если это возможно только после передачи инженерных сетей на баланс поставщиков комуслуг? - задала вдогонку вопрос и я. - В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития заявляли: дома в эксплуатацию не принимают даже без приборов учета! А здесь не то что приборов учета - даже труб нет…
- На самом деле в эксплуатацию дома еще никто не принимал, - удивил всех ответом аким района и пообещал изучить эту тему вместе с прокуратурой.
Застройщик не скрывал и того факта, что и электроснабжение, и канализацию только-только предстоит проводить. И это будет проблематично: ведь так называемые проколы придется тянуть через частный сектор. Котельную пообещали поставить 27 августа.
На вопрос, введены дома в эксплуатацию или нет, мне так никто и не дал четкого и внятного ответа. И застройщик, и генподрядчик отвечали обтекаемо, перечисляя, сколько труб и где проложили. Но как можно заключать договоры купли-продажи квартир в доме, не введенном в эксплуатацию, без подведения коммунальных сетей, для меня да и для самих будущих жителей комплекса большая загадка.
Макежанов откланялся и уехал по другим делам, а ко мне вышел прокомментировать ситуацию теперь уже генподрядчик - вице-президент ТОО “Ария-Жана Астана” Бахыт КАБЕНОВ (на снимке).
- Вы спрашивали про арест на имущество? Его уже сняли, - пояснил он. - Да, были разбирательства с одной компанией, но сейчас этот вопрос решен. Вообще-то, это наши внутренние дела, которые непонятно почему стали всем известны, их раздули. Задержка строительства была из-за удорожания проекта, а конкретно - из-за повторного прохождения госэкспертизы по сейсмоусилению и изменения усиления конструкций после ее заключения. Скоро все закончим, уже выплатили зарплату рабочим. 30 ноября 2019 года должны будем застроить весь объект и ввести его в эксплуатацию, подключить внешние и внутренние сети, заселить жильцов.
Мы решили проверить, для отвода глаз ли успокоили жильцов, и прогулялись по стройке. Охранник предупредил нас, что это небезопасно, но не стал останавливать. Да и чего бояться - краны над головой не ходят, рабочие стройматериалы не укладывают. Их вообще не видно! Правда, когда приезжал Макежанов, пара человек вышла и создала видимость строительства. Однако после того как аким уехал, они вернулись в свои времянки спать.
- Уже три месяца денег не видим, - натягивая рубашку после сна, вышел к нам навстречу рабочий Айдар ЖУМАЛИЕВ (на снимке).
- Всего 30 человек осталось на стройке, одна наша бригада. Остальные ушли. Пока не заплатят, не будем работать! - гневно добавил он. - Выживаем как можем: дома жена и четверо детей-студентов, за учебу надо было платить в апреле и мае. Пришлось взять кредит до зарплаты. Отдавать завтра надо, а нечем! Вчера обещали отдать деньги сегодня, сегодня пообещали отдать завтра. Так и кормят завтраками. А вот едой не кормят.
Махнув рукой от отчаяния, Айдар снова лег на старый матрас на полу. Безденежное положение подтвердили и другие рабочие.
Мы будем следить, как развиваются события в этом строящемся по госпрограмме комплексе.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы