4431

Пришёл, увидел, запретил

Скандальный проект по расширению русел восьми рек в Актобе, который привел к обмелению водоемов, с легкой руки главного эколога страны Магзума МИРЗАГАЛИЕВА временно свернули.

Пришёл, увидел, запретил

Преобразить каналы рек Саз­ды, Каргалы, Илек, Жаман-Каргалы, Бутак, Песчанка, Тамды и Жинишке, что текут через и вокруг Актобе, было решено после масштабного паводка 2017 года. Тогда в результате весеннего половодья на окраинах областного центра подтопило 907 дачных и жилых домов, 110 из них были полностью разрушены. Кроме того, большая вода смыла пять мостов.

Помнится, пострадавших от паводка местная власть на время селила в спортзалах школ и арендовала для них квартиры. А ближе к лету того же года десяткам семей акимат выделил земельные участки под ИЖС и за счет спонсоров - деньги на строительные работы и стройматериалы. Во сколько обошлась вся эта благотворительность, точно сказать никто не может. В прессе фигурировали разные суммы, счет которых шел на десятки миллионов тенге.

При этом, опираясь на доводы соответствующих служб, тогдашнее руководство области признало случившееся чрезвычайной ситуацией природного характера. Хотя немало местных активистов, в числе которых оказались профильные специалисты, по сей день заявляют, что тот разрушительный паводок можно было предупредить.

Укрепление берегов привело к обмелению актюбинских рек.

Этим, похоже, и решили заняться после случившегося чиновники. Уже в начале 2019 года в регионе состоялся конкурс по углублению и расширению русел восьми рек. На эти цели из республиканского бюджета было выделено 6,7 млрд тенге. Подрядные работы выиграли четыре компании, преимущественно иногородние.

Что дадут работы по расширению и углублению русел рек, особо не афишировалось. Общественных слушаний и публичных обсуждений столь важного для региона проекта почему-то проводить не стали. Но стоило строителям приступить к своим договорным обязанностям, как актюбинская общественность от увиденного пришла в ужас. Обыч­ные погрузчики, КамАЗы и экскаваторы, заполонившие берега, варварски выкорчевывали вековые деревья вдоль водоемов, начали активно копать, сыпать грунт, и в итоге речки обмелели. Исчезла рыба. Что будет с Уралом, притоком которого является Илек, теперь неизвестно.

Дошло до того, что воду на дачи для полива начали пускать по графику. Как следствие, у людей возник резонный вопрос: для чего весь этот разнос береговых линий рек с забившимися родниками и притоками? Народ такое не заказывал! Но отвечать на эти вопросы никто из городских властей не спешил, хотя не проходило и дня, чтобы актюбинцы не выкладывали фото и видео творившегося безобразия у водоемов в социальных сетях. Писали и акиму города Ильясу ИСПАНОВУ, причем в выражениях авторы не стеснялись.

И лишь после официального обращения на имя президента страны Касым-Жомарта ТОКАЕВА с требованием прекратить весь этот беспредел в минувшие выходные в Актобе высадился целый десант специалистов во главе с министром экологии, геологии и природных ресурсов Магзумом Мирзагалиевым.

Ранним утром воскресенья делегация отправилась по местным водоемам. Компанию им составили актюбинские активисты, ученые, жители дачных массивов, подрядчики, разработчики проекта и сам аким Актобе Ильяс Испанов.

Активисты просят министра экологии Магзума МИРЗАГАЛИЕВА (второй слева) прекратить беспредел на реках Актобе.

- Пожалуйста, вы можете пройтись и по другим рекам, не надо ограничиваться осмотром одного-двух объектов, - просили актюбинцы министра.

Мирзагалиев тоже был такого мнения. В итоге он воочию убедился: картина и вправду безрадостная.

Зато выступивший перед ним градоначальник пытался выглядеть оптимистичным. Напомнив, что два года назад река Жаман-Каргалы подтопила множество домов, Испанов развел руками: выхода нет, деревья вдоль рек пришлось убрать.

- А что думает народ? - поинтересовался министр.

- Люди радуются, что их топить не будет. Ширина водоема была 15 метров, а мы расширили до 50 метров. Поэтому убрали деревья, - последовал тут же ответ от одного из подрядчиков.

- А есть столько воды, чтобы заполнить водоем шириной в 50 мет­ров? - не смутился Мирзагалиев.

- Воды такой сейчас нет. Но в будущем, когда при ЧС внезапно нахлынет вода или из водохранилищ будут большие попуски воды, вот для этого и делается, - не растерялся Испанов. - Большая вода приходит без предупреждения. Это мы видели на примере 2017 года. И еще органы ЧС каждый год требуют расширить русла двух рек. Поэтому и разработали проект.

Договорить акиму не дали жители близлежащих домов, пережившие паводок двухлетней давности.

- Нам нравится! Одобряем! Нам выгодно! Мы тут живем круглый год. Возмущаются те, кто из города приезжает на дачи. Когда был потоп, мы с детьми ходили. Деревья-то вырастут. Главное - жизнь людей! Мы спокойны теперь. Спасибо руководителям! - заголосили местные жительницы.

Приободрившийся аким продолжил, что неудобства будут, и обещал после расчистки берегов уложить в некоторых местах камни и бетон. Также выяснилось, что вдоль поймы рек проживают не менее 65 тысяч человек. Это те, кто в отсутствие необходимых денег на приобретение участка под ИЖС когда-то купил дачи, а теперь проживает на них круглый год.

Однако среди собравшихся было гораздо больше тех, кто решил не верить словам официальных лиц.

- Почему в открытом доступе нет информации о подрядчиках, имеется ли у них лицензия на так называемые водяные работы, почему их телефоны не отвечают, по какой причине подрядчики, стоит их спросить на местах о проводимых работах, угрожают нам, а то и заявляют: “обращайся к акиму!”? Не в акимат, а к акиму (города - А. М.), - возмущались активисты.

Тем временем автор скандального проекта Еркин ТАЖИГАЛИЕВ заявил, что технология строительства в рамках укрепления берегов рек никак не нарушена.

- Родники мы не закупориваем. Мы кладем песчаное тело дамбы, сверху кладем каменную наброс­ку, чтобы это все фильтровало. Отсутствие воды в реке с этим не связано, - утверждал на сходе Тажигалиев.

Но представитель экологического профильного совета Актюбинской области Александр МАНДРЫКИН поставил под сомнение целесообразность принятого проекта.

- В основе любого проекта лежит техническое решение. Оно не должно ухудшать состояние чего-то, напротив, призвано поддерживать или приводить к улучшению. А что нам дал этот проект? Ровным счетом ничего! - заявил Мандрыкин. - Этот проект принят не на основе причины. Ведь причина подтопления весной 2017 года рукотворная. Иначе как объяснить, что при наличии двух регулируемых водохранилищ с прогнозируемым стоком можно было допустить подтопление?

К тому же, по словам Александра Мандрыкина, нужно было учитывать проживание в поймах рек сотен людей. А раз проект принят, то, получается, необходимо узаконить жилье людей в 300 садоводческих коллективах.

Активисты и неравнодушные горожане пытались убедить министра, что русла рек нужно было не расширять, а углублять.

- Тут вандальная укладка грунта! - заявил Мирзагалиеву геолог Петр КОТИК. - Строители хоронят родники. Сперва нужно было делать песчаную гидравлическую подушку, через которую родниковая вода смогла бы пробиться к реке. Потом уже следует укладывать глинистый слой, а затем плодородный. После всего этого дно речки должен очистить от тины земснаряд, а не экскаваторы, которые вообще не предназначены для работы на водоемах. Это преступление и пустая трата бюджетных денег!

Завершил обход водоемов министр экологии знакомством с работой волонтеров из общественной организации “Актобе, дыши!”. Те занимаются расчисткой родников.

- Хорошая работа! - резюмировал чиновник, глядя на ручейки с прозрачной водой.

Магзум Мирзагалиев также отметил, что работы по расширению русел рек будут продолжены, но для поиска и выбора необходимых технологий, отвечающих стандартам качества и сохранения экологии, биоразнообразия региона, будет создана специальная рабочая группа. В ее состав войдут представители министерства, акимата, общественности, активисты, экологи и профильные эксперты.

- Эта рабочая группа должна заседать абсолютно открыто. Сегодня мы приняли решение о том, что работы по расширению русла рек и дноуглубительные работы будут временно приостановлены, - резюмировал глава Министерства экологии.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Абылая НАЖМАНОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть